. ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Для многих стран Европы и Азии конец вто­рой мировой войны стал рубежом, с которого началась новая эпоха в их истории — эпоха строительства социализма. К таким странам принадлежат Албания, Болгария, Венгрия, ДРВ, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Че­хословакия, Югославия. В Монголии, где рево­люция победила уже в 1921 г., великие истори­ческие преобразования, полностью изменившие жизнь народа, происходили под непосредствен­ным влиянием Великой Октябрьской революции. Первого октября 1949 г. в результате победы Народно-освободительной армии была про­возглашена Китайская Народная Республика. В 1959 г. кубинская революция покончила с ти­ранией реакционной диктатуры, и Куба стала свободной страной.

Новая литература социалистических стран многогранно отразила перемены, происходив­шие в жизни народов земного шара: борьбу с фашизмом и победу над ним, историю нацио­нальных революций, утверждение новых, со­циалистических отношений. Большое место в ли­тературе заняли эпические жанры. Поэты чаще обращаются к поэме, прозаики тяготеют к ро­ману: они стремятся создать широкие социаль­но-исторические картины.

К числу таких новаторских произведений в болгарской литературе относится ро­ман Д. Димова (1909—1966) «Табак» (1951). Писа­тель показал в нем сложные и противоречивые судьбы людей с начала 30-х годов и до конца второй мировой войны. В каждом характере, будь то крупный предприниматель, чиновник или профессиональный революционер, реально ощутимы приметы времени и той исторической обстановки, когда возник непримиримый со­циальный конфликт между правящими кругами и основной массой народа. Другой болгарский прозаик — Г. Караславов (р. 1904) создал цикл романов — «Простые люди» (книги 1—3, 1952 — 1963) о жизни трудового народа Болгарии в по­следние тридцать лет господства буржуазии, о становлении революционного сознания кресть­янства. Полностью переведено у нас и самое значительное творческое достижение романиста Д. Талева (1898—1966) — трилогия «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день» (1952—1954). Эта национально истори­ческая эпопея посвящена суровой жизни маке­донцев с середины прошлого и до начала ны­нешнего столетия, когда на Балканах развер­нулось национально-освободительное движение.

В 40—60-е годы новыми темами обогатилась и болгарская поэзия. Гражданственностью и высоким гуманизмом проникнуты новые сбор­ники стихотворений поэтов старшего поколе­ния: Л. Стоянова, Е. Багряны и Н. Фурнаджиева; характеры строителей социалистической Болгарии воплощены в произведениях Ламара (Лалю Маринова), М. Исаева и других поэтов. И все же больше пульс сегодняшнего дня ощутим в стихах и поэмах молодых поэтов, которые начали свой творческий путь после войны. Ши­рокой популярностью пользуются среди них В. Ханчев, автор изданного у нас сборника «Лирика» (1963), В. Петров, известный нашим читателям по сборнику «Поэмы» (1965), и без­временно погибший поэт П. Пенев.

Громко звучат сегодня голоса венгер­ских писателей Белы Иллеша, Антала Гидаша и других, чьи имена старательно замалчивались в буржуазной Венгрии.

Бела Иллеш (р. 1895), автор знаменитых романов «Тисса горит» (1929), «Карпатская рап­содия» (1941), посвященных событиям венгер­ской революции 1919 г., в послевоенное время написал роман об освобождении Венгрии от фашистских захватчиков «Оружие и витязя воспеваю» (1949) и много других произведений. Советские люди хорошо знают и имя Антала Гидаша (р. 1899), поэта и прозаика, автора популярной в СССР «Песни ударников» («Гре­мит, ломая скалы, ударный труд...»), романов «Господин Фицек», «Мартон и его друзья», «Другая музыка нужна».

Новую силу и значение обрели стихи круп­нейшего пролетарского поэта Аттилы Йожефа (1905—1937), а также Миклоша Радноти (1909—1944), погибшего в фашистском концлагере. Тонкие и глубоко лиричные стихи этих поэтов и сегодня увлекают молодежь истинным гума­низмом и мужеством.

Для современной венгерской литературы характерно так называемое народное направле­ние. Крупнейший современный поэт Венгрии Дьюла Ийеш (р. 1802), писатели Ласло Немет (р. 1802), Пал Сабо (р. 1893), Петер Вереш (р. 1897) встали на защиту народного строя.

Произведения прозаиков последних лет в основном посвящены вопросам моральной ответственности человека перед обществом. Об этом говорит в романе «Пьяный дождь» (1963) крупный писатель-романист Йожеф Дарваш (р. 1912).

В октябре 1949 г. была провозглашена Гер­манская Демократическая Рес­публика. Многие выдающиеся немец­кие писатели поселились в Восточной Герма­нии, чтобы участвовать в создании на немецкой земле первого в ее истории народного государ­ства. Среди них были Бертольт Брехт, Иоганнес Бехер, Анна Зегерс, Стефан Хермлин, Вилли Бредель, Арнольд Цвейг.

В год образования ГДР вышел роман Анны Зегерс (р. 1910) «Мертвые остаются молодыми» (1947 —1949). Крупнейший прозаик социали­стического реализма, Зегерс уже в годы эми­грации завоевала признание многими книгами. В новом романе перед глазами читателя прохо­дит судьба целого поколения немцев. В первых главах мы присутствуем при трагических собы­тиях разгрома революционного восстания 1919 г., когда погибает рабочий Эрвин. В конце романа казнят его сына Ганса на Восточном фронте за попытку перейти на сторону Советской Армии. Даже в глухое время фашизма революционная традиция не прервалась.

Но писательницу волнует и другой вопрос — о вине и ответственности немецкого народа перед человечеством. Через весь роман проходит исто­рия непрерывных споров рабочего коммуниста Трибеля и рабочего социал-демократа Гешке. Раскол рабочего движения был одним из серьез­ных уроков недавнего прошлого. Над этими уро­ками призвала задуматься Зегерс, написавшая суровую и правдивую книгу.

Чтобы строить новую жизнь, надо было разобраться в прошлом. Не удивительно, что в первые послевоенные годы исторический жанр привлекал многих писателей. Они не только критиковали прошлое. Они искали в нем при­меры борьбы и дерзания.

«Первая шеренга» (1951) — так назвал свою страстную публицистическую книгу о недавнем прошлом немецкий писатель Стефан Хермлин (р. 1915). В ней рассказывается об участниках антифашистского Сопротивления, бесстрашных людях, которых не сломили ни пытки, ни угроза смерти. Однако Хермлин известен больше как поэт. Широкое признание завоевали его бал­лады — старинный жанр, который он наполнил новым содержанием, выразив думы и чувства своего поколения.

Острым проблемам современной жизни по­священ роман Эрвина Штритматтера (р. 1912) «Оле Бинкоп» (1963). Герой романа крестьянин Оле Ханзен, по прозвищу Пчелиная башка (Бинкоп), вернувшись после войны в родную деревню, понимает, что по-старому больше жить нельзя. Он становится одним из организаторов новой жизни. Реалистически рисует Штритматтер трудности, которые приходится преодо­левать герою романа: ведь в строительстве но­вой жизни нет проторенных путей.

Роман направлен против догматизма и фор­мально-бюрократического стиля руководства. Зло рисует Шритматтер образ такой местной руково­дительницы — Фриды Симеон. Живое дело она подменяет лозунгами, громкими фразами. Оле Бинкоп для нее неудобен именно потому, что в нем бьется творческая жилка, что он все время ищет, стремится как можно лучше орга­низовать жизнь в деревне, хотя при этом иногда и допускает ошибки.

Роман Шритматтера вызвал много споров. И это были споры о том, как надо работать и жить, чтобы успешнее строить социализм.

В особенно трудных условиях, с оружием в руках строит новую жизнь героический народ Демократической Республики Вьетнам. Вскоре после победы революции и провозглашения республики в стране началась война Сопротивления против французских ко­лонизаторов (1946—1954). Литература Вьетна­ма широко отразила этот период в жизни на­рода. «Заметки и дневники» Чан Данга (1921 — 1950), сборники рассказов и очерков Нам Као (1914—1951) «В джунглях», «Глаза», «Погранич­ные рассказы» написаны непосредственно в огне войны Сопротивления. Будничная героика Со­противления живет в этих произведениях ощу­тимо. Все герои и события реальны.

Повесть Нгуен Динь Тхи (р. 1924) «Вперед, в атаку!» рисует обобщенный образ вооружен­ного народа, неистового в ненависти и непоколе­бимого в своем стремлении к победе.

В конце 50-х — начале 60-х годов писатели начинают уделять больше внимания внутрен­нему миру людей. Первые шаги на этом пути сделал Нгуен Нгаук (р. 1932) в повести «Страна поднимается». Герой повести Нуп активно участ­вует в борьбе народа за свое освобождение. В этой борьбе из простоватого, наивного парень­ка он вырастает в волевую, незаурядную лич­ность, способную вести за собой массы.

О вьетнамской женщине, ее пути к новой жизни рассказала Буи Дык Ай в повести «Ис­тория, записанная в больнице».

Современную вьетнамскую поэзию характе­ризует многообразие форм. Тема борьбы за на­родное счастье звучит во взволнованной поэзии То Хыу, в патриотических стихах Те Ханя.

С тех пор как американские империалисты развязали во Вьетнаме новую войну, внимание писателей и поэтов целиком приковано к герои­ческой борьбе своего народа. Очень популярны сегодня во Вьетнаме повести о мужестве вьет­намского народа Нгуен Динь Тхи «В огне» и «Фронт в высоте», сборник стихов Те Ханя «Новая песня» и другие произведения.

Перемены, происшедшие в последние два десятилетия в Корейской Народно-Демократической Республике, вызвали к жизни и новую литературу. Наиболее известные современные поэты КНДР: Пак Пхар Ян, Пак Се Ен, Мин Бен Гюн, Ан Ен Ман — пишут о торжестве человека, получив­шего долгожданное освобождение, воспе­вают вольный труд. Широко известна в стра­не поэма молодого поэта Чо Ги Чхона «Пэктусан».

Самый популярный роман в корейской лите­ратуре первых лет освобождения — «Земля» (1948) Ли Ги Ена. Тема духовного возрожде­ния человека при народной власти составляет основное его содержание.

Когда в июне 1950 г. в Корее началась вой­на, спровоцированная американскими империа­листами, многие корейские писатели ушли на фронт, в партизанские отряды. Тогда-то и появи­лись рассказы Пак Ун Гора об отважных людях, готовых отдать жизнь во имя победы и спасения товарищей. Теме солдатского долга посвящено творчество и другого писателя-фронтовика — Хвана Гона.

В июле 1953 г. Корея и США подписали соглашение о перемирии. Авторы больших поэм, созданных уже в мирное время, стремятся под­вести итог пути, пройденного их народом. Ве­дущим жанром послевоенной прозы стал ро­ман. Герой его активно участвует в восстанов­лении хозяйства родной страны. Таков молодой инженер Рим Тхэ Ун — герой романа Юн Се Чжуна «В огне испытаний». Четырехтомный роман Ли Ги Ена «Река Туманган» посвящен истории жизни двух поколений крестьянской семьи.

Популярен и роман о жизни Южной Кореи «Рассвет» Охмын Соба. В нем рассказывается, как простой человек приходит к участию в борьбе за свободную единую родину.

Защита национальной независимости, тема народного единства определяют основные моти­вы героического искусства социалисти­ческой Кубы. Значительный вклад в ли­тературу страны внесли писатели старшего поколения. Алехо Карпентьер (р. 1904), автор изданных в Советском Союзе книг «Царство земное» (1962) и «Потерянные следы» (1966), создал в последние годы большой исторический роман «Век просвещения» и завершает работу над романом о кубинской революции «Год 59-й». Поэт Николас Гильен написал два сборника стихов о революционном подвиге кубинского народа, о своей родине — острове Свободы, о Советском Союзе — верном друге социали­стической Кубы, о народах Латинской Америки, борющихся за свое освобождение (см. ст. «Пи­сатели Латинской Америки»).

Вышло в свет собрание стихотворений и поэм старейшего революционного поэта Кубы Мануэля Наварро Луны (1896—1966) «Поэти­ческий труд».

Плодотворно работают и писатели, завое­вавшие литературную известность после победы революции. Не только кубинские, но и совет­ские читатели познакомились с романом Доры Алонсо «Беззащитная земля» — о тяжелой жизни крестьян под гнетом помещиков; с по­вестью молодой учительницы Дауры Олемы «Волонтеры революции» — о борьбе с неграмот­ностью в социалистической республике; с ро­маном «Возвращение» молодого прозаика Эдмундо Десноэса.

Интересен и характерен для социалистиче­ской Кубы творческий путь писателя Хосе Солера Пуига. Простой рабочий, самоучка, он начал писать после победы революции. В своем первом произведении — «Бертильон 166» автор рассказывает о подпольной борьбе против диктатуры Батисты в городе Сантьяго-де-Куба. В следующем романе — «Год января» Хосе Солер Пуиг отразил революционные события 1959 г. Новый роман писателя о падении гос­подства кубинской буржуазии — «Крушение» говорит о художественной зрелости и мастерстве писателя, рожденного революцией. В послед­ние годы выдвинулась плеяда талантливых молодых поэтов и прозаиков, объявивших вой­ну буржуазным формалистическим течениям. Привлекает внимание творчество 15-летней поэтессы Хулии Агустины Эскалоны. В ее сти­хах отражено стремление всех людей земли к миру,

В 30-е годы идет формирование новой мон­гольской литературы. В это время она тесно связана с именем Дашдоржийна Нацагдоржа (1906—1937), поэта и прозаика, пере­водчика и общественного деятеля.

В 40-е годы писатели Монголии в своих книгах отразили события второй мировой войны.

Многообразие тем и жанров характерно для монгольской литературы 50—60-х годов. Ли­тературу сегодняшней Монголии невозможно представить без писателей С. Эрдэнэ и Ч. Лодойдамбы, поэта-лирика Б. Явухулана, поэта-патриота Ц. Гайтава, драматурга Л. Вангана. Многие их произведения переведены на рус­ский язык.

Больших успехов добилась литерату­ра Польской Народной Респуб­лики. Среди современных польских писате­лей мы выделим лишь три имени: Тувим, Домбровская и Кручковский. Их творчество как бы концентрирует высшие художественные дости­жения современной польской литературы в раз­личных жанрах.

Юлиан Тувим (1894—1953) — замечатель­ный мастер стиха. В лирических стихотворе­ниях он удивительно нежен и тонок, в фило­софских — мудр и глубок, в гражданских — страстен, беспощаден, непримирим к насилию и обману. Он беспощадно высмеивал трусливых польских мещан, ставших впоследствии пособ­никами фашизма («Мещане»). Реакционные кру­ги преследовали Тувима. Им не нравилось, что в своих стихотворениях он часто и откровенно говорил о тягостной доле бедняков («Ночь бед­няка»).

Во время войны Тувим был вынужден поки­нуть Польшу. Но его пламенные стихи, напи­санные в эмиграции, дошли до польских пат­риотов, сражавшихся против фашистских за­хватчиков, и стали патриотическими песнями повстанцев и героев Сопротивления.

Из эмиграции Тувим привез в народную Польшу начало большой поэмы «Цветы Поль­ши». Смерть помешала поэту закончить этот энциклопедический труд.

Тувима знают у нас не только взрослые, но и дети. Им он посвятил много веселых и умных стихов, которые в хороших переводах С. Мар­шака, С. Михалкова и других поэтов знает не одно поколение советских ребят.

Первые сборники рассказов Марии Домбровской (1889 —1965) посвящены детям («Ветка черешни», «Дети родины», «Улыбка детства», «Мартин Козера», «Люди оттуда»). Настоящую славу принес ей цикл романов из четырех частей «Ночи и дни» (1932—1934). Он охватывает пе­риод от национально-освободительного восста­ния 1863 г. до первой мировой войны 1914 г. В 1964 г. книга вышла в русском периоде. Она помогает советским читателям лучше по­знать сердце поляка.

В своих послевоенных произведениях Домбровская показывает, как простые и незаметные люди нашли в новой Польше возможность про­явить свои способности и приносить пользу (рассказ «Третья осень»), как далеко вперед шагнула новая деревня (повесть «На деревне свадьба»). С благодарностью, тепло расска­зала Домбровская о советских солдатах — ос­вободителях Польши (рассказ «Паломничество в Варшаву»), о стойкости польских людей в годы оккупации («Приключения мыслящего че­ловека», этот роман ей не удалось закончить).

Леон Кручковский (1900—1962), широко из­вестный польский писатель, драматург, пуб­лицист и общественный деятель, после войны написал выдающиеся драматические произве­дения. В каждой его пьесе — острые, жизнен­но важные исторические проблемы.

В драме «Немцы» (1949) Кручковский пер­вым среди польских писателей заговорил о двух Германиях. Эта пьеса обошла многие сцены зарубежных стран, по ней поставлен фильм «История одной семьи». Это произведение Кручковского особенно актуально сейчас, в пе­риод фашизации Западной Германии.

В драмах последних лет «Юлиус и Этель» (1953), «Первый день свободы» (1959), «Смерть губернатора» (1961) Леон Кручковский продол­жает бороться против несправедливости.

Творчество Леона Кручковского — это серь­езная веха в развитии социалистического ре­ализма в польской литературе. Писатель-гума­нист, с самого начала связавший себя с дви­жением польских коммунистов, выбрал путь борьбы за преобразование мира.

Борьба за новый общественный строй в Румынии после ликвидации королевской влас­ти в 1947 г. стала одновременно и борьбой за новую, социалистическую культуру. Крупней­шие мастера слова, писатели старшего поколе­ния, активно включились в строительство но­вого общества.

Михаил Садовяну (1880—1961) к моменту освобождения страны был уже прославленным писателем, автором около ста книг. В 1949 г. он написал повесть «Митря Кокор», в которой показал духовный рост труженика земли в сво­бодной стране. Исторический роман Садовяну «Никоарэ Подкова» (1952) рассказывает о борь­бе своего народа за свободу и счастье.

Революционные перемены в стране помогли и другому выдающемуся писателю — Камилу Петреску (1894—1957) по-новому ответить на вопрос, который волновал его на протяжении всего творческого пути,— о взаимоотношении личности и общества. В романе «Человек среди людей» (1953—1957), посвященном Николае Бэлческу, одному из вождей революции 1848 г., К. Петреску убедительно показал, что найти свое счастье человек может в служении народу.

Долгий творческий путь прошел и крупней­ший современный румынский поэт Тудор Аргези (1880—1967). В цикле стихов «Песнь человеку» (1955) он изображает человека — труженика и творца — созидателем жизни на земле; в дру­гом цикле — «1907» — Аргези бичует буржуаз­но-помещичьи порядки старой Румынии.

Коренные изменения в городе и деревне — основная тема современной румынской лите­ратуры. Активный строитель нового общества, коммунист — главный ее герой в романах Михая Бенюка «На острие ножа», «Исчезновение рядового человека», Еуджена Барбу «Северное шоссе», Ремуса Луки «Повесть о любви», Иона Кэлугэру «Сталь и хлеб».

Философская лирика Михая Бенюка и суро­вая проза Марина Преда, патетические очерки Джео Богзы и психологические рассказы Думитру Раду Попеску — произведения, принад­лежащие писателям нескольких поколений,— составляют единую в ее внутреннем разнообра­зии литературу социалистической Румынии.

Идейная зрелость и высокое мастерство ха­рактерны для творчества лучших писателей Чехословацкой Социалисти­ческой Республики.

Перед нами книга стихов словацкого поэта Лацо Новомеского (р. 1904) «Избранное». Это книга о человеческих страстях и философских размышлениях, лирических переживаниях и об огромной убежденности. Новомеский сражался в Испании, был одним из организаторов сло­вацкого восстания во время фашистской окку­пации. Его поэзия неотделима от эпохи. Поэт размышляет о правде искусства, и в его стихах звучат ноты непримиримости ко всему, что уни­жает достоинство человека.

Судьбы чехословацкого народа предстают перед нами в цикле из трех романов Марии Пуймановой (1893—1958) — «Люди на пере­путье» (1937), «Игра с огнем» (1948) и «Жизнь против смерти» (1952). Первый роман — это как бы прелюдия к событиям войны, ввергнув­шей даже самых далеких от политики людей в водоворот истории. Во второй книге трило­гии описан Лейпцигский процесс 1934 г., на котором вождь болгарского народа Г. Димитров выступил как бесстрашный борец против фа­шизма. Последняя часть эпопеи Пуймановой — волнующий рассказ о жертвах фашизма — ге­роях Чехословакии.

Формирование нового сознания человека — в центре внимания современных писателей: Яна Отченашека (роман «Гражданин Брих»), Зденека Плугаржа (роман «Если покинешь ме­ня...») и многих других.

В боях с фашизмом сложилась новая литература Югославии. В конце 1941 г. в подпольной типографии был напечатан сборник стихов словенского поэта Матея Бора (Владимира Павшича) «Бурю переборем». Поэт призывал народ к восстанию, славил героических борцов за свободу. Редко можно было встретить в ту пору в Югославии человека, который не знал бы зажигатель­ных стихов Матея Бора, Р. Зоговича, Д. Костича и других ре­волюционных поэтов тех лет.

В годы Сопротивления юго­славскими поэтами И. Гораном Ковачичем и С. Куленовичем были написаны замечательные поэмы, выдержавшие проверку временем и переведенные на многие языки,—«Яма» и «Стоянка, мать Княжеполька».

После победы над фашизмом в литературу пришли писате­ли, юношами примкнувшие к революции. Это Добрица Чосич, Антоние Исакович, Ацо Шопов, Младен Оляча, Славко Яневский, Бено Зупанчич, Юре Каштелан. Они ввели в литера­туру образ своего ровесника и рассказали о тех проблемах, с которыми он столкнулся в во­енные и послевоенные годы. Среди современных югославских писателей мировой известностью пользуется Иво Андрич (р. 1892), чье творчество в 1961 г. отмечено Нобелевской премией. Романы И. Андрича, посвященные его родному краю Боснии и ее истории («Мост на Дрине» и «Травницкая хроника»), переведены на русский и другие языки народов Советского Союза.

Крупнейшим современным романистом яв­ляется Михайло Лалич (р. 1914), автор извест­ных романов «Свадьба», «Злая весна», «Облава», «Стон-гора». Он активно участвовал в народно-освободительной борьбе, его герои — парти­заны, подпольщики.

* * *

Передовое искусство наших дней приобрело огромное значение в жизни народов. Литера­тура социалистических стран мобилизует массы на защиту своих кровных интересов. Служить народу, быть голосом тружеников всей земли — высшая и почетная задача современного ис­кусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ