.
Меню сайта
|
ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНДля многих стран Европы и Азии конец второй мировой войны стал рубежом, с которого началась новая эпоха в их истории — эпоха строительства социализма. К таким странам принадлежат Албания, Болгария, Венгрия, ДРВ, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. В Монголии, где революция победила уже в 1921 г., великие исторические преобразования, полностью изменившие жизнь народа, происходили под непосредственным влиянием Великой Октябрьской революции. Первого октября 1949 г. в результате победы Народно-освободительной армии была провозглашена Китайская Народная Республика. В 1959 г. кубинская революция покончила с тиранией реакционной диктатуры, и Куба стала свободной страной. Новая литература социалистических стран многогранно отразила перемены, происходившие в жизни народов земного шара: борьбу с фашизмом и победу над ним, историю национальных революций, утверждение новых, социалистических отношений. Большое место в литературе заняли эпические жанры. Поэты чаще обращаются к поэме, прозаики тяготеют к роману: они стремятся создать широкие социально-исторические картины. К числу таких новаторских произведений в болгарской литературе относится роман Д. Димова (1909—1966) «Табак» (1951). Писатель показал в нем сложные и противоречивые судьбы людей с начала 30-х годов и до конца второй мировой войны. В каждом характере, будь то крупный предприниматель, чиновник или профессиональный революционер, реально ощутимы приметы времени и той исторической обстановки, когда возник непримиримый социальный конфликт между правящими кругами и основной массой народа. Другой болгарский прозаик — Г. Караславов (р. 1904) создал цикл романов — «Простые люди» (книги 1—3, 1952 — 1963) о жизни трудового народа Болгарии в последние тридцать лет господства буржуазии, о становлении революционного сознания крестьянства. Полностью переведено у нас и самое значительное творческое достижение романиста Д. Талева (1898—1966) — трилогия «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день» (1952—1954). Эта национально историческая эпопея посвящена суровой жизни македонцев с середины прошлого и до начала нынешнего столетия, когда на Балканах развернулось национально-освободительное движение. В 40—60-е годы новыми темами обогатилась и болгарская поэзия. Гражданственностью и высоким гуманизмом проникнуты новые сборники стихотворений поэтов старшего поколения: Л. Стоянова, Е. Багряны и Н. Фурнаджиева; характеры строителей социалистической Болгарии воплощены в произведениях Ламара (Лалю Маринова), М. Исаева и других поэтов. И все же больше пульс сегодняшнего дня ощутим в стихах и поэмах молодых поэтов, которые начали свой творческий путь после войны. Широкой популярностью пользуются среди них В. Ханчев, автор изданного у нас сборника «Лирика» (1963), В. Петров, известный нашим читателям по сборнику «Поэмы» (1965), и безвременно погибший поэт П. Пенев. Громко звучат сегодня голоса венгерских писателей Белы Иллеша, Антала Гидаша и других, чьи имена старательно замалчивались в буржуазной Венгрии. Бела Иллеш (р. 1895), автор знаменитых романов «Тисса горит» (1929), «Карпатская рапсодия» (1941), посвященных событиям венгерской революции 1919 г., в послевоенное время написал роман об освобождении Венгрии от фашистских захватчиков «Оружие и витязя воспеваю» (1949) и много других произведений. Советские люди хорошо знают и имя Антала Гидаша (р. 1899), поэта и прозаика, автора популярной в СССР «Песни ударников» («Гремит, ломая скалы, ударный труд...»), романов «Господин Фицек», «Мартон и его друзья», «Другая музыка нужна». Новую силу и значение обрели стихи крупнейшего пролетарского поэта Аттилы Йожефа (1905—1937), а также Миклоша Радноти (1909—1944), погибшего в фашистском концлагере. Тонкие и глубоко лиричные стихи этих поэтов и сегодня увлекают молодежь истинным гуманизмом и мужеством. Для современной венгерской литературы характерно так называемое народное направление. Крупнейший современный поэт Венгрии Дьюла Ийеш (р. 1802), писатели Ласло Немет (р. 1802), Пал Сабо (р. 1893), Петер Вереш (р. 1897) встали на защиту народного строя. Произведения прозаиков последних лет в основном посвящены вопросам моральной ответственности человека перед обществом. Об этом говорит в романе «Пьяный дождь» (1963) крупный писатель-романист Йожеф Дарваш (р. 1912). В октябре 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Многие выдающиеся немецкие писатели поселились в Восточной Германии, чтобы участвовать в создании на немецкой земле первого в ее истории народного государства. Среди них были Бертольт Брехт, Иоганнес Бехер, Анна Зегерс, Стефан Хермлин, Вилли Бредель, Арнольд Цвейг. В год образования ГДР вышел роман Анны Зегерс (р. 1910) «Мертвые остаются молодыми» (1947 —1949). Крупнейший прозаик социалистического реализма, Зегерс уже в годы эмиграции завоевала признание многими книгами. В новом романе перед глазами читателя проходит судьба целого поколения немцев. В первых главах мы присутствуем при трагических событиях разгрома революционного восстания 1919 г., когда погибает рабочий Эрвин. В конце романа казнят его сына Ганса на Восточном фронте за попытку перейти на сторону Советской Армии. Даже в глухое время фашизма революционная традиция не прервалась. Но писательницу волнует и другой вопрос — о вине и ответственности немецкого народа перед человечеством. Через весь роман проходит история непрерывных споров рабочего коммуниста Трибеля и рабочего социал-демократа Гешке. Раскол рабочего движения был одним из серьезных уроков недавнего прошлого. Над этими уроками призвала задуматься Зегерс, написавшая суровую и правдивую книгу. Чтобы строить новую жизнь, надо было разобраться в прошлом. Не удивительно, что в первые послевоенные годы исторический жанр привлекал многих писателей. Они не только критиковали прошлое. Они искали в нем примеры борьбы и дерзания. «Первая шеренга» (1951) — так назвал свою страстную публицистическую книгу о недавнем прошлом немецкий писатель Стефан Хермлин (р. 1915). В ней рассказывается об участниках антифашистского Сопротивления, бесстрашных людях, которых не сломили ни пытки, ни угроза смерти. Однако Хермлин известен больше как поэт. Широкое признание завоевали его баллады — старинный жанр, который он наполнил новым содержанием, выразив думы и чувства своего поколения. Острым проблемам современной жизни посвящен роман Эрвина Штритматтера (р. 1912) «Оле Бинкоп» (1963). Герой романа крестьянин Оле Ханзен, по прозвищу Пчелиная башка (Бинкоп), вернувшись после войны в родную деревню, понимает, что по-старому больше жить нельзя. Он становится одним из организаторов новой жизни. Реалистически рисует Штритматтер трудности, которые приходится преодолевать герою романа: ведь в строительстве новой жизни нет проторенных путей. Роман направлен против догматизма и формально-бюрократического стиля руководства. Зло рисует Шритматтер образ такой местной руководительницы — Фриды Симеон. Живое дело она подменяет лозунгами, громкими фразами. Оле Бинкоп для нее неудобен именно потому, что в нем бьется творческая жилка, что он все время ищет, стремится как можно лучше организовать жизнь в деревне, хотя при этом иногда и допускает ошибки. Роман Шритматтера вызвал много споров. И это были споры о том, как надо работать и жить, чтобы успешнее строить социализм. В особенно трудных условиях, с оружием в руках строит новую жизнь героический народ Демократической Республики Вьетнам. Вскоре после победы революции и провозглашения республики в стране началась война Сопротивления против французских колонизаторов (1946—1954). Литература Вьетнама широко отразила этот период в жизни народа. «Заметки и дневники» Чан Данга (1921 — 1950), сборники рассказов и очерков Нам Као (1914—1951) «В джунглях», «Глаза», «Пограничные рассказы» написаны непосредственно в огне войны Сопротивления. Будничная героика Сопротивления живет в этих произведениях ощутимо. Все герои и события реальны. Повесть Нгуен Динь Тхи (р. 1924) «Вперед, в атаку!» рисует обобщенный образ вооруженного народа, неистового в ненависти и непоколебимого в своем стремлении к победе. В конце 50-х — начале 60-х годов писатели начинают уделять больше внимания внутреннему миру людей. Первые шаги на этом пути сделал Нгуен Нгаук (р. 1932) в повести «Страна поднимается». Герой повести Нуп активно участвует в борьбе народа за свое освобождение. В этой борьбе из простоватого, наивного паренька он вырастает в волевую, незаурядную личность, способную вести за собой массы. О вьетнамской женщине, ее пути к новой жизни рассказала Буи Дык Ай в повести «История, записанная в больнице». Современную вьетнамскую поэзию характеризует многообразие форм. Тема борьбы за народное счастье звучит во взволнованной поэзии То Хыу, в патриотических стихах Те Ханя. С тех пор как американские империалисты развязали во Вьетнаме новую войну, внимание писателей и поэтов целиком приковано к героической борьбе своего народа. Очень популярны сегодня во Вьетнаме повести о мужестве вьетнамского народа Нгуен Динь Тхи «В огне» и «Фронт в высоте», сборник стихов Те Ханя «Новая песня» и другие произведения. Перемены, происшедшие в последние два десятилетия в Корейской Народно-Демократической Республике, вызвали к жизни и новую литературу. Наиболее известные современные поэты КНДР: Пак Пхар Ян, Пак Се Ен, Мин Бен Гюн, Ан Ен Ман — пишут о торжестве человека, получившего долгожданное освобождение, воспевают вольный труд. Широко известна в стране поэма молодого поэта Чо Ги Чхона «Пэктусан». Самый популярный роман в корейской литературе первых лет освобождения — «Земля» (1948) Ли Ги Ена. Тема духовного возрождения человека при народной власти составляет основное его содержание. Когда в июне 1950 г. в Корее началась война, спровоцированная американскими империалистами, многие корейские писатели ушли на фронт, в партизанские отряды. Тогда-то и появились рассказы Пак Ун Гора об отважных людях, готовых отдать жизнь во имя победы и спасения товарищей. Теме солдатского долга посвящено творчество и другого писателя-фронтовика — Хвана Гона. В июле 1953 г. Корея и США подписали соглашение о перемирии. Авторы больших поэм, созданных уже в мирное время, стремятся подвести итог пути, пройденного их народом. Ведущим жанром послевоенной прозы стал роман. Герой его активно участвует в восстановлении хозяйства родной страны. Таков молодой инженер Рим Тхэ Ун — герой романа Юн Се Чжуна «В огне испытаний». Четырехтомный роман Ли Ги Ена «Река Туманган» посвящен истории жизни двух поколений крестьянской семьи. Популярен и роман о жизни Южной Кореи «Рассвет» Охмын Соба. В нем рассказывается, как простой человек приходит к участию в борьбе за свободную единую родину. Защита национальной независимости, тема народного единства определяют основные мотивы героического искусства социалистической Кубы. Значительный вклад в литературу страны внесли писатели старшего поколения. Алехо Карпентьер (р. 1904), автор изданных в Советском Союзе книг «Царство земное» (1962) и «Потерянные следы» (1966), создал в последние годы большой исторический роман «Век просвещения» и завершает работу над романом о кубинской революции «Год 59-й». Поэт Николас Гильен написал два сборника стихов о революционном подвиге кубинского народа, о своей родине — острове Свободы, о Советском Союзе — верном друге социалистической Кубы, о народах Латинской Америки, борющихся за свое освобождение (см. ст. «Писатели Латинской Америки»). Вышло в свет собрание стихотворений и поэм старейшего революционного поэта Кубы Мануэля Наварро Луны (1896—1966) «Поэтический труд». Плодотворно работают и писатели, завоевавшие литературную известность после победы революции. Не только кубинские, но и советские читатели познакомились с романом Доры Алонсо «Беззащитная земля» — о тяжелой жизни крестьян под гнетом помещиков; с повестью молодой учительницы Дауры Олемы «Волонтеры революции» — о борьбе с неграмотностью в социалистической республике; с романом «Возвращение» молодого прозаика Эдмундо Десноэса. Интересен и характерен для социалистической Кубы творческий путь писателя Хосе Солера Пуига. Простой рабочий, самоучка, он начал писать после победы революции. В своем первом произведении — «Бертильон 166» автор рассказывает о подпольной борьбе против диктатуры Батисты в городе Сантьяго-де-Куба. В следующем романе — «Год января» Хосе Солер Пуиг отразил революционные события 1959 г. Новый роман писателя о падении господства кубинской буржуазии — «Крушение» говорит о художественной зрелости и мастерстве писателя, рожденного революцией. В последние годы выдвинулась плеяда талантливых молодых поэтов и прозаиков, объявивших войну буржуазным формалистическим течениям. Привлекает внимание творчество 15-летней поэтессы Хулии Агустины Эскалоны. В ее стихах отражено стремление всех людей земли к миру, В 30-е годы идет формирование новой монгольской литературы. В это время она тесно связана с именем Дашдоржийна Нацагдоржа (1906—1937), поэта и прозаика, переводчика и общественного деятеля. В 40-е годы писатели Монголии в своих книгах отразили события второй мировой войны. Многообразие тем и жанров характерно для монгольской литературы 50—60-х годов. Литературу сегодняшней Монголии невозможно представить без писателей С. Эрдэнэ и Ч. Лодойдамбы, поэта-лирика Б. Явухулана, поэта-патриота Ц. Гайтава, драматурга Л. Вангана. Многие их произведения переведены на русский язык. Больших успехов добилась литература Польской Народной Республики. Среди современных польских писателей мы выделим лишь три имени: Тувим, Домбровская и Кручковский. Их творчество как бы концентрирует высшие художественные достижения современной польской литературы в различных жанрах. Юлиан Тувим (1894—1953) — замечательный мастер стиха. В лирических стихотворениях он удивительно нежен и тонок, в философских — мудр и глубок, в гражданских — страстен, беспощаден, непримирим к насилию и обману. Он беспощадно высмеивал трусливых польских мещан, ставших впоследствии пособниками фашизма («Мещане»). Реакционные круги преследовали Тувима. Им не нравилось, что в своих стихотворениях он часто и откровенно говорил о тягостной доле бедняков («Ночь бедняка»). Во время войны Тувим был вынужден покинуть Польшу. Но его пламенные стихи, написанные в эмиграции, дошли до польских патриотов, сражавшихся против фашистских захватчиков, и стали патриотическими песнями повстанцев и героев Сопротивления. Из эмиграции Тувим привез в народную Польшу начало большой поэмы «Цветы Польши». Смерть помешала поэту закончить этот энциклопедический труд. Тувима знают у нас не только взрослые, но и дети. Им он посвятил много веселых и умных стихов, которые в хороших переводах С. Маршака, С. Михалкова и других поэтов знает не одно поколение советских ребят. Первые сборники рассказов Марии Домбровской (1889 —1965) посвящены детям («Ветка черешни», «Дети родины», «Улыбка детства», «Мартин Козера», «Люди оттуда»). Настоящую славу принес ей цикл романов из четырех частей «Ночи и дни» (1932—1934). Он охватывает период от национально-освободительного восстания 1863 г. до первой мировой войны 1914 г. В 1964 г. книга вышла в русском периоде. Она помогает советским читателям лучше познать сердце поляка. В своих послевоенных произведениях Домбровская показывает, как простые и незаметные люди нашли в новой Польше возможность проявить свои способности и приносить пользу (рассказ «Третья осень»), как далеко вперед шагнула новая деревня (повесть «На деревне свадьба»). С благодарностью, тепло рассказала Домбровская о советских солдатах — освободителях Польши (рассказ «Паломничество в Варшаву»), о стойкости польских людей в годы оккупации («Приключения мыслящего человека», этот роман ей не удалось закончить). Леон Кручковский (1900—1962), широко известный польский писатель, драматург, публицист и общественный деятель, после войны написал выдающиеся драматические произведения. В каждой его пьесе — острые, жизненно важные исторические проблемы. В драме «Немцы» (1949) Кручковский первым среди польских писателей заговорил о двух Германиях. Эта пьеса обошла многие сцены зарубежных стран, по ней поставлен фильм «История одной семьи». Это произведение Кручковского особенно актуально сейчас, в период фашизации Западной Германии. В драмах последних лет «Юлиус и Этель» (1953), «Первый день свободы» (1959), «Смерть губернатора» (1961) Леон Кручковский продолжает бороться против несправедливости. Творчество Леона Кручковского — это серьезная веха в развитии социалистического реализма в польской литературе. Писатель-гуманист, с самого начала связавший себя с движением польских коммунистов, выбрал путь борьбы за преобразование мира. Борьба за новый общественный строй в Румынии после ликвидации королевской власти в 1947 г. стала одновременно и борьбой за новую, социалистическую культуру. Крупнейшие мастера слова, писатели старшего поколения, активно включились в строительство нового общества. Михаил Садовяну (1880—1961) к моменту освобождения страны был уже прославленным писателем, автором около ста книг. В 1949 г. он написал повесть «Митря Кокор», в которой показал духовный рост труженика земли в свободной стране. Исторический роман Садовяну «Никоарэ Подкова» (1952) рассказывает о борьбе своего народа за свободу и счастье. Революционные перемены в стране помогли и другому выдающемуся писателю — Камилу Петреску (1894—1957) по-новому ответить на вопрос, который волновал его на протяжении всего творческого пути,— о взаимоотношении личности и общества. В романе «Человек среди людей» (1953—1957), посвященном Николае Бэлческу, одному из вождей революции 1848 г., К. Петреску убедительно показал, что найти свое счастье человек может в служении народу. Долгий творческий путь прошел и крупнейший современный румынский поэт Тудор Аргези (1880—1967). В цикле стихов «Песнь человеку» (1955) он изображает человека — труженика и творца — созидателем жизни на земле; в другом цикле — «1907» — Аргези бичует буржуазно-помещичьи порядки старой Румынии. Коренные изменения в городе и деревне — основная тема современной румынской литературы. Активный строитель нового общества, коммунист — главный ее герой в романах Михая Бенюка «На острие ножа», «Исчезновение рядового человека», Еуджена Барбу «Северное шоссе», Ремуса Луки «Повесть о любви», Иона Кэлугэру «Сталь и хлеб». Философская лирика Михая Бенюка и суровая проза Марина Преда, патетические очерки Джео Богзы и психологические рассказы Думитру Раду Попеску — произведения, принадлежащие писателям нескольких поколений,— составляют единую в ее внутреннем разнообразии литературу социалистической Румынии. Идейная зрелость и высокое мастерство характерны для творчества лучших писателей Чехословацкой Социалистической Республики. Перед нами книга стихов словацкого поэта Лацо Новомеского (р. 1904) «Избранное». Это книга о человеческих страстях и философских размышлениях, лирических переживаниях и об огромной убежденности. Новомеский сражался в Испании, был одним из организаторов словацкого восстания во время фашистской оккупации. Его поэзия неотделима от эпохи. Поэт размышляет о правде искусства, и в его стихах звучат ноты непримиримости ко всему, что унижает достоинство человека. Судьбы чехословацкого народа предстают перед нами в цикле из трех романов Марии Пуймановой (1893—1958) — «Люди на перепутье» (1937), «Игра с огнем» (1948) и «Жизнь против смерти» (1952). Первый роман — это как бы прелюдия к событиям войны, ввергнувшей даже самых далеких от политики людей в водоворот истории. Во второй книге трилогии описан Лейпцигский процесс 1934 г., на котором вождь болгарского народа Г. Димитров выступил как бесстрашный борец против фашизма. Последняя часть эпопеи Пуймановой — волнующий рассказ о жертвах фашизма — героях Чехословакии. Формирование нового сознания человека — в центре внимания современных писателей: Яна Отченашека (роман «Гражданин Брих»), Зденека Плугаржа (роман «Если покинешь меня...») и многих других. В боях с фашизмом сложилась новая литература Югославии. В конце 1941 г. в подпольной типографии был напечатан сборник стихов словенского поэта Матея Бора (Владимира Павшича) «Бурю переборем». Поэт призывал народ к восстанию, славил героических борцов за свободу. Редко можно было встретить в ту пору в Югославии человека, который не знал бы зажигательных стихов Матея Бора, Р. Зоговича, Д. Костича и других революционных поэтов тех лет. В годы Сопротивления югославскими поэтами И. Гораном Ковачичем и С. Куленовичем были написаны замечательные поэмы, выдержавшие проверку временем и переведенные на многие языки,—«Яма» и «Стоянка, мать Княжеполька». После победы над фашизмом в литературу пришли писатели, юношами примкнувшие к революции. Это Добрица Чосич, Антоние Исакович, Ацо Шопов, Младен Оляча, Славко Яневский, Бено Зупанчич, Юре Каштелан. Они ввели в литературу образ своего ровесника и рассказали о тех проблемах, с которыми он столкнулся в военные и послевоенные годы. Среди современных югославских писателей мировой известностью пользуется Иво Андрич (р. 1892), чье творчество в 1961 г. отмечено Нобелевской премией. Романы И. Андрича, посвященные его родному краю Боснии и ее истории («Мост на Дрине» и «Травницкая хроника»), переведены на русский и другие языки народов Советского Союза. Крупнейшим современным романистом является Михайло Лалич (р. 1914), автор известных романов «Свадьба», «Злая весна», «Облава», «Стон-гора». Он активно участвовал в народно-освободительной борьбе, его герои — партизаны, подпольщики. * * * Передовое искусство наших дней приобрело огромное значение в жизни народов. Литература социалистических стран мобилизует массы на защиту своих кровных интересов. Служить народу, быть голосом тружеников всей земли — высшая и почетная задача современного искусства. |
ПОИСК
Block title
|