.
Меню сайта
|
Жоржи АмадуЖоржи Амаду(р. 1912) Знаменитый бразильский романист Жоржи Амаду рано бросил отчий дом и устремился в гущу народной жизни. В девятнадцать лет юноша опубликовал свой первый роман, а в двадцать три года уже был известен всей Бразилии. Страстная, гневная, поэтически проникновенная книга Амаду о жизни негритянской бедноты — «Жубиаба» вызвала широкий отклик. Это произведение положило начало циклу «Повести Байи». Байя — родной край Амаду — не раз станет местом действия многих его произведений. Штат Байя — край девственных плодородных земель. Сюда в XVI в. португальские захватчики привезли первых африканских рабов. Земля, дарящая золотые плоды какао, содрогалась от бурных и жестоких битв между плантаторами за земли, от стона нещадно эксплуатируемых рабов. С ранних лет впитал в себя будущий писатель красоту народной фантазии. Здесь же нашел Амаду и многих своих героев. Одних он ненавидит — это жестокие, бесчеловечные колонизаторы. Но с какой нежностью рисует он образы тех, кого любит и кому сочувствует,— обездоленных, нищих, угнетенных,— в ком он ищет и всегда находит свет душевной красоты, поэтичность! Таков герой романа «Жубиаба» — похожий на сказочного персонажа негр Антонио Балдуино; таковы выброшенные из общества беспризорники — герои романа «Песчаные капитаны». С щемящей болью читаем мы об их бесприютной жизни, о той грязи, которая их окружает. Но в искалеченных душах этих ребят все равно живет надежда на лучшую судьбу. Сколько радости и наивных мечтаний рождает у них светящаяся карусель! Катаясь на ней, дети забывают на миг о своем сиротстве и нищете, чувствуют себя счастливыми, сильными, мужественными. На русском языке не раз издавались романы Жоржи Амаду «Бескрайние земли», «Земля золотых плодов» («Город Ильеус»). В этих книгах действие также происходит в Байе, знаменитом крае какао. Со временем круг тем писателя расширился. Теперь уже местом действия его произведений становится не только один штат Байя, но и весь северо-восток Бразилии — край голода и отчаяния, где издавна гибли массы людей. Обо всем этом мы узнаем из романа «Красные всходы». Его герои — гонимые голодом и засухой крестьяне. Они покидают насиженные места, где земля не дает им средств к существованию, и бредут в поисках хлеба в далекие, неизведанные края. Тяжек, подчас невыносим их путь, многие гибнут, сходят с ума. Всякий, кто прочтет этот роман, никогда не забудет согбенные фигуры измученных людей, шествующих по пустыне под палящим солнцем. Они — эти люди — символ национальной трагедии страны. Роман «Красные всходы» имел потому еще такой успех, что в нем писатель показал не только горе и мучения людей, но и пробуждение у них чувства протеста. Новый этап в творчестве Амаду — его роман «Подполье свободы». Писатель нарисовал в нем жизнь всех слоев бразильского общества. Он не пожалел красок, чтобы показать низость, моральное уродство представителей высшего класса — продажного банкира, жадного плантатора, растленного дипломата; все они омерзительны в своем цинизме и опустошенности. Им противостоят люди из народа, коммунисты, бойцы великой армии свободы. Лучшие качества народной души воплощены в образе коммуниста-подпольщика Гонсалана, простодушного силача, любимца крестьян, которых он поднимает на борьбу против помещиков и американских предпринимателей. От Гонсалана веет удивительной душевной чистотой, мужеством, силой. Присущий Жоржи Амаду интерес к народному творчеству, к сказочности особенно сильно проявился в его последних произведениях. В романе «Габриэла», похожем на народную балладу, героиня — бедная мулатка, веселая, непосредственная, открыто пренебрегающая условностями мещанского общества. Она бросает вызов пошлым предрассудкам. В неподкупности, благородстве Габриэлы писатель видит тот высокий нравственный идеал, который присущ бразильскому народу. Последняя книга Амаду — «Старые моряки» открывает еще одно новое качество замечательного таланта писателя — его любовь к фантазии, сказочному вымыслу. Книги его читают на всех континентах земли и из них узнают о родине писателя — Бразилии. |
ПОИСК
Block title
|