. Назым Хикмет
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Назым Хикмет

Назым Хикмет

(1902—1963)

Замечательный турецкий поэт Назым Хикмет родился в городе Салоники. Его отец и дед-гу­бернатор хотели, чтобы Назым стал офицером. Юношу определили в привилегированное военно-морское училище. Здесь царила муштра. По-человечески относился к курсантам только пре­подаватель литературы поэт Яхья Кемаль. Узнав, что Назым пишет стихи, Яхья всерьез занялся его поэтическим воспитанием.

Но вскоре занятия с Яхьей были прерваны. Возмущенный издевательствами жестокого ин­структора-немца Хууна, Хикмет во время строевых занятий схватился с ним врукопаш­ную. Вскоре Назыма, как одного из зачинщи­ков бунта на учебном судне, исключили из училища.

В 1919 г. Назым приезжает в Стамбул, тогда­шнюю столицу Турции. Город фактически был оккупирован армией держав Антанты, соби­равшихся делить страну. Надо помочь народу, но как? Что может сделать семнадцатилетний юноша? Нет оружия, нет боевых друзей... И Назым пишет стихи «Пленник сорока разбой­ников». Всем ясно, что разбойники — оккупан­ты, а пленник — порабощенная Турция. Имя молодого поэта, выступившего за освобожде­ние родины, с быстротой молнии разнеслось по Стамбулу. Но узнали о Хикмете и жандармы. Оставаться в Стамбуле нельзя. Назым пешком уходит в глубь Турции, В пути он видит «де­ревни — медвежьи берлоги, глиняные хибарки», где «крестьянин — тощий, как его бык...».

На перекрестках дорог — маленькие ко­фейни для бедняков. Здесь Назым читает бед­някам крестьянам стихи о тяжкой доле зака­баленного народа.

Поэт прислушивается к боевым призывам турецких большевиков. И вдруг — страшная весть: националисты зверски убили и бросили в море руководителя партии Мустафу Субхи и 14 его соратников. В Турции оставаться не­возможно, и поэт уезжает в Советскую Россию.

Хикмет дышит воздухом свободы. Он студент Коммунистического университета трудящихся Востока.

Плохо еще зная русский язык, он разучивает «Левый марш» Маяковского, увлекается теат­ром Мейерхольда, близко знакомится с Баг­рицким и Маяковским. Первый сборник сти­хов Хикмета на русском языке издается в пере­водах Э. Багрицкого и Н. Дементьева.

Назым полюбил Советскую страну. Но вла­стно зовет его родина:

Меня в Азии ждут миллионы голодных людей,

Я обязан как можно скорее туда возвратиться,

Показаться им в красной рубахе своей...

Неласково встретила революционного поэта родная земля. В пограничном городе Хопе — первый арест. И с тех пор тюрьма перемежается с волей, воля — с тюрьмой. Скитаясь по тюрь­мам, поэт записывает стихи в памяти. Выйдя на волю, работает до изнеможения, чтобы побольше успеть до очередного ареста. Одна за другой вы­ходят книги стихов: «835 строк», «1+1 = 1», «Вот и третий», «Город, потерявший голос», «Теле­грамма, поступившая ночью», «Портреты».

И с каждой страницы бьет набатом революци­онный голос борца за правду. Стихи Назыма записываются на граммофонные пластинки. Сло­во поэта становится словом народа.

Поэт становится коммунистом.

Презрение к смерти, жизнь во имя народа, стремление делать добро — главная линия поэзии Хикмета:

Если я гореть не буду,

И если ты гореть не будешь,

И если мы гореть не будем,

Так кто же здесь рассеет тьму?

О силе этих всемирно известных стихов го­ворит пламенный ответ на них, присланный поэту одним московским школьником:

Я еще мальчик, Хикмет.

У меня многих слов еще нет,

Но тебя я прочел — и в ответ:

Я буду гореть, Хикмет!

С 1938 г. Назым — долголетний узник Бур­ской тюрьмы, самого страшного застенка Тур­ции. Но нет преград для свободного слова. Стихотворение «Полю Робсону» из тюрьмы по­падает на страницы французской газеты «Юманите». Неутомимо творит Назым в Бурской тюрьме. Он создает грандиозную поэтическую эпопею «Человеческая панорама». Рукопись вы­носят на волю друзья. Долго лежит она в ана­толийской земле, а затем ее тайно пересылают за границу и там издают.

Только за то, что Хикмет говорит правду угнетенному народу, его приговаривают в об­щей сложности к 56 годам тюрьмы и дважды к смертной казни. Семнадцать лет держат поэта в страшных турецких тюрьмах, из них 12— в Бурской тюрьме. Двенадцать лет мучений, тоски, тревоги...

Но пробил час — народы мира потребовали: «Свободу Назыму Хикмету!..»

Летом 1951 г. Назым Хикмет снова на со­ветской земле. Снова Москва!

С невиданной силой зазвучала поэзия Хик­мета на родине мира и социализма. В первом же стихотворении, написанном в Москве, На­зым славит людей Страны Советов.

Его поэзия не знает спокойных строк. И самые пламенные строки поэт нацелил против войны. Назым Хикмет, начавший с борьбы за счастье турецкого народа, стал борцом за счастье, за мир и дружбу всех народов земли.

Он удостоен высокой награды — Международ­ной премии Мира. Борьбе за мир посвятил Хикмет не только свою поэзию, но и свою драматургию. Театры многих стран обошла пьеса «Дамоклов меч», в которой Назым вос­стал против атомной войны. Близки Хик­мету самоотверженность и гуманизм героя его замечательной пьесы «Чудак». Мастерство авторского перевоплощения Хикмет показал в пьесе «Легенда о любви», написанной в новой манере, нашедшей истоки в глубине фольклора. «Легенда о любви» — поэтичная, мудрая сказка о благородстве и красоте. Каждая пьеса Хик­мета — событие в театре. Но в любом жанре Назым Хикмет остается поэтом, всегда достиг­ающим творческих высот.

Сердце поэта всегда было открыто для лю­дей. Каждому, кто бывал у него, казалось, что именно он для Назыма — главный и един­ственный человек.

Каждый день его жизни был наполнен тру­дом и борьбой. «Оставьте, доктор, ведь это сердце, слышите, как оно бьется? И если от гнева или от радости разорвется — пусть ра­зорвется!»

В 1963 г. остановилось сердце великого поэ­та-гражданина. Но смерть не властна над ним: «Все равно не умру! Буду жить среди вас... Буду жить на земле, меж людей, для людей!»

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ