.
Меню сайта
|
Назым ХикметНазым Хикмет(1902—1963) Замечательный турецкий поэт Назым Хикмет родился в городе Салоники. Его отец и дед-губернатор хотели, чтобы Назым стал офицером. Юношу определили в привилегированное военно-морское училище. Здесь царила муштра. По-человечески относился к курсантам только преподаватель литературы поэт Яхья Кемаль. Узнав, что Назым пишет стихи, Яхья всерьез занялся его поэтическим воспитанием. Но вскоре занятия с Яхьей были прерваны. Возмущенный издевательствами жестокого инструктора-немца Хууна, Хикмет во время строевых занятий схватился с ним врукопашную. Вскоре Назыма, как одного из зачинщиков бунта на учебном судне, исключили из училища. В 1919 г. Назым приезжает в Стамбул, тогдашнюю столицу Турции. Город фактически был оккупирован армией держав Антанты, собиравшихся делить страну. Надо помочь народу, но как? Что может сделать семнадцатилетний юноша? Нет оружия, нет боевых друзей... И Назым пишет стихи «Пленник сорока разбойников». Всем ясно, что разбойники — оккупанты, а пленник — порабощенная Турция. Имя молодого поэта, выступившего за освобождение родины, с быстротой молнии разнеслось по Стамбулу. Но узнали о Хикмете и жандармы. Оставаться в Стамбуле нельзя. Назым пешком уходит в глубь Турции, В пути он видит «деревни — медвежьи берлоги, глиняные хибарки», где «крестьянин — тощий, как его бык...». На перекрестках дорог — маленькие кофейни для бедняков. Здесь Назым читает беднякам крестьянам стихи о тяжкой доле закабаленного народа. Поэт прислушивается к боевым призывам турецких большевиков. И вдруг — страшная весть: националисты зверски убили и бросили в море руководителя партии Мустафу Субхи и 14 его соратников. В Турции оставаться невозможно, и поэт уезжает в Советскую Россию. Хикмет дышит воздухом свободы. Он студент Коммунистического университета трудящихся Востока. Плохо еще зная русский язык, он разучивает «Левый марш» Маяковского, увлекается театром Мейерхольда, близко знакомится с Багрицким и Маяковским. Первый сборник стихов Хикмета на русском языке издается в переводах Э. Багрицкого и Н. Дементьева. Назым полюбил Советскую страну. Но властно зовет его родина: Меня в Азии ждут миллионы голодных людей, Я обязан как можно скорее туда возвратиться, Показаться им в красной рубахе своей... Неласково встретила революционного поэта родная земля. В пограничном городе Хопе — первый арест. И с тех пор тюрьма перемежается с волей, воля — с тюрьмой. Скитаясь по тюрьмам, поэт записывает стихи в памяти. Выйдя на волю, работает до изнеможения, чтобы побольше успеть до очередного ареста. Одна за другой выходят книги стихов: «835 строк», «1+1 = 1», «Вот и третий», «Город, потерявший голос», «Телеграмма, поступившая ночью», «Портреты». И с каждой страницы бьет набатом революционный голос борца за правду. Стихи Назыма записываются на граммофонные пластинки. Слово поэта становится словом народа. Поэт становится коммунистом. Презрение к смерти, жизнь во имя народа, стремление делать добро — главная линия поэзии Хикмета: Если я гореть не буду, И если ты гореть не будешь, И если мы гореть не будем, Так кто же здесь рассеет тьму? О силе этих всемирно известных стихов говорит пламенный ответ на них, присланный поэту одним московским школьником: Я еще мальчик, Хикмет. У меня многих слов еще нет, Но тебя я прочел — и в ответ: Я буду гореть, Хикмет! С 1938 г. Назым — долголетний узник Бурской тюрьмы, самого страшного застенка Турции. Но нет преград для свободного слова. Стихотворение «Полю Робсону» из тюрьмы попадает на страницы французской газеты «Юманите». Неутомимо творит Назым в Бурской тюрьме. Он создает грандиозную поэтическую эпопею «Человеческая панорама». Рукопись выносят на волю друзья. Долго лежит она в анатолийской земле, а затем ее тайно пересылают за границу и там издают. Только за то, что Хикмет говорит правду угнетенному народу, его приговаривают в общей сложности к 56 годам тюрьмы и дважды к смертной казни. Семнадцать лет держат поэта в страшных турецких тюрьмах, из них 12— в Бурской тюрьме. Двенадцать лет мучений, тоски, тревоги... Но пробил час — народы мира потребовали: «Свободу Назыму Хикмету!..» Летом 1951 г. Назым Хикмет снова на советской земле. Снова Москва! С невиданной силой зазвучала поэзия Хикмета на родине мира и социализма. В первом же стихотворении, написанном в Москве, Назым славит людей Страны Советов. Его поэзия не знает спокойных строк. И самые пламенные строки поэт нацелил против войны. Назым Хикмет, начавший с борьбы за счастье турецкого народа, стал борцом за счастье, за мир и дружбу всех народов земли. Он удостоен высокой награды — Международной премии Мира. Борьбе за мир посвятил Хикмет не только свою поэзию, но и свою драматургию. Театры многих стран обошла пьеса «Дамоклов меч», в которой Назым восстал против атомной войны. Близки Хикмету самоотверженность и гуманизм героя его замечательной пьесы «Чудак». Мастерство авторского перевоплощения Хикмет показал в пьесе «Легенда о любви», написанной в новой манере, нашедшей истоки в глубине фольклора. «Легенда о любви» — поэтичная, мудрая сказка о благородстве и красоте. Каждая пьеса Хикмета — событие в театре. Но в любом жанре Назым Хикмет остается поэтом, всегда достигающим творческих высот. Сердце поэта всегда было открыто для людей. Каждому, кто бывал у него, казалось, что именно он для Назыма — главный и единственный человек. Каждый день его жизни был наполнен трудом и борьбой. «Оставьте, доктор, ведь это сердце, слышите, как оно бьется? И если от гнева или от радости разорвется — пусть разорвется!» В 1963 г. остановилось сердце великого поэта-гражданина. Но смерть не властна над ним: «Все равно не умру! Буду жить среди вас... Буду жить на земле, меж людей, для людей!»
|
ПОИСК
Block title
|