.
Меню сайта
|
Писатели АвстралииПисатели АвстралииВ конце XVIII в. англичане начали колонизацию Австралии. Но прошло не меньше ста лет, прежде чем из горстки поселенцев — англичан, ирландцев и шотландцев — выросла новая нация со своей культурой. Понятно, что австралийская литература еще молода, и создается она на английском языке (коренные жители пятого континента — аборигены — своей письменности не имеют). До конца XIX в. жизнь австралийцев с наибольшей художественной достоверностью воплощалась в фольклоре: балладах, песнях, былях, легендах. Их авторами были каторжники, ссыльные из Англии, золотоискатели, свэгмены — странствующие сельскохозяйственные рабочие. У костров, в придорожных кабачках, в грубо сколоченных из горбылей домиках фермеров пели о том, как стригут овец, моют шерсть, перегоняют гурты скота, промывают золотой песок, рассказывали о старателях, с оружием в руках восставших за свои права. Австралийская литература заявила о себе в 90-е годы XIX в., в период грозных забастовок и подъема движения за независимость страны. Духом социального протеста проникнуто творчество основоположников этой литературы, классиков австралийского реализма Генри Лоусона (1867—1922), поэта и новеллиста, и Джозефа Ферфи (1843—1912), автора романа «Такова жизнь» (1903). В ранней лирике («Лица среди городских улиц», 1888; «Свобода в скитаниях», 1891, и другие стихотворения) Лоусон выступил как пролетарский, революционный поэт. Его рассказы (сборники «Пока кипит котелок», 1896; «По дорогам и за изгородями», 1900; «Джо Уилсон и его товарищи», 1901; «Дети буша», 1902) заложили фундамент австралийской реалистической новеллы и вписали своеобразную, яркую страницу в историю мировой новеллистики. Рассказы Лоусона лаконичные и напоминают бесхитростные житейские истории. Но за внешней безыскусностью скрывается блестящее мастерство художника, он глубоко знал тяжелую жизнь простых людей Австралии, сочувствовал им, восхищался их мужеством и благородством. Лоусон — певец товарищества и солидарности обездоленных. Писателям-реалистам принадлежит важная роль и в современной австралийской литературе, хотя работать им нелегко. Издательские фирмы отказываются принимать их произведения. Книжный рынок наводнила низкопробная литература, преимущественно американская. Реакционная пресса, замалчивая творчество прогрессивных писателей, широко пропагандирует книги, проникнутые пессимизмом и неверием в созидательную силу человека. И все же реалистическая литература растет и крепнет. Она рассказывает о борьбе рабочего класса за свои права, за мир, о движении против расовой дискриминации, за предоставление гражданских прав австралийским аборигенам. В русле социалистического реализма развивается творчество К. С. Причард, Фрэнка Харди, Джуды Уотена, Дороти Хьюэтт. Ни один австралийский писатель XX в. не оказал такого влияния на родную литературу, как Катарина Сусанна Причард (р. 1884) — автор многих романов, рассказов, пьес, стихотворений, член Коммунистической партии Австралии со дня ее основания. Провозвестником социалистического реализма называют ее роман «Погонщик волов» (1926). В нем показан глухой уголок Западной Австралии — поселок лесорубов, в котором идет борьба рабочих за свои права. Роман «Кунарду, или Колодец в тени» (1929) впервые обнажил жестокость экономического и расового угнетения аборигенов. Героя романа фермера Хью Уотта беззаветно полюбила Кунарду — девушка из племени гнарлер. Но расовые предрассудки среды, к которой принадлежит Хью, губят Кунарду. Замечательная книга Причард с ее глубоким трагизмом, поэзией любви и природы явилась предшественницей целого ряда романов о бедственном положении аборигенов: «Каприкорния» (1938) Ксавье Герберта; «Мираж» (1955) Ф. Б. Виккерса; «Сноуболл» (1958) Гэвина Кейси. Всемирно известная трилогия Причард — романы «Ревущие 90-е годы» (1946), «Золотые мили» (1948), «Крылатые семена» (1950) — это обширное социально-историческое полотно. Перед читателем проходят три поколения золотоискателей и рудокопов Гаугов. Семейная хроника перерастает в грандиозную картину, которая охватывает почти шестьдесят лет австралийской истории от классовых боев конца XIX в. до завершения второй мировой войны. В трилогии показаны судьбы рабочих, предпринимателей, фермеров, политических деятелей, военных, людей самых разных слоев общества. В центре — образ прямодушной, жизнерадостной и энергичной Салли Гауг. Личное горе пробуждает в ней, как в горьковской Ниловне, желание бороться за общее дело. В Салли, а также в потомственном старателе Динни, коммунистах Томе и Билле Гаугах Причард видит сеятелей «крылатых семян» прекрасного будущего, которые «дадут плоды, даже если упадут на сухую, каменистую почву». Давний друг советского народа, Причард после поездки в СССР в 1933 г. опубликовала очерки «Подлинная Россия» (1935) и стала инициатором создания Общества австрало-советской дружбы. «Я горжусь,— писала она советским школьникам,— что мы связаны общей целью, которая может принести мир и счастье следующему поколению на земле». Катарина Сусанна Причард рисует полнокровные образы, создает колоритные картины народной жизни, раскрывает общественные процессы эпохи. Поэтому ее романы занимают достойное место в ряду выдающихся зарубежных произведений социалистического реализма. Роман Фрэнка Харди (р. 1917) «Власть без славы» (1950) произвел впечатление внезапно разорвавшейся бомбы, настолько остро и злободневно разоблачал он грязные и кровавые методы накопления капитала, продажность государственных чиновников, судей, парламентариев. Герой романа, финансовый и политический воротила Джон Уэст, для достижения своих целей идет на обман, подкуп, поджог, убийство. Харди арестовали и отдали под суд за «злостную клевету», якобы заключенную в романе, и только под натиском прогрессивной австралийской и зарубежной общественности писателя оправдали. Судебный процесс, затеянный кликой уэстов против писателя-коммуниста, описан в автобиографической книге «Трудный путь». Если в романе «Власть без славы» показано, как наживаются на азартных играх дельцы, то в романе «Четвероногая лотерея» (1958) раскрыта трагедия, которой оборачиваются эти игры для бедняков. Отчаянная надежда поправить свои дела, играя на скачках, участвуя в «лотерее с четвероногими билетами», заводит в тупик Джима Робертса, рабочего паренька с задатками художника. Он превращается в профессионального игрока, в порыве ярости убивает нечистого на руку дельца и попадает на виселицу. В творчестве Джуды Уотена (р. 1911) видное место занимает судьба неимущего иммигранта в Австралии (сборник рассказов «Чужестранец», 1952, и др.). Широко известен детективный роман Уотена «Соучастие в убийстве» (1957). Улики преступления, о котором пишет Уотен, свидетельствуют против биржевика Хобсона. Но разоблачение «почтенных» граждан может плохо отразиться на карьере чинов полиции. И на скамью подсудимых сажают невиновного, а полицейский инспектор Браммел, получив от Хобсона изрядную сумму, покупает отель на побережье. Так буржуазный суд и полиция, по существу, оказываются соучастниками убийства. Жгучим проблемам современности посвящены романы Димфны Кьюсак (р. 1902). В лирических, семейно-бытовых ситуациях и картинах автор обнаруживает социальные связи с проблемами современности. Герои ее романа «Скажи смерти «нет»!» (1951) — скромная конторщица Джэн и демобилизованный солдат Барт. Джэн умирает от туберкулеза, несмотря на самоотверженную борьбу Барта за ее жизнь. У Джэн не было денег, чтобы лечиться в частном санатории, а койка в государственном освободилась слишком поздно. В капиталистической Австралии «миллиарды тратятся на войну, а на борьбу с туберкулезом — жалкие тысячи». В другом романе — «Жаркое лето в Берлине» (1961) — молодая австралийка Джой приезжает в гости в Западный Берлин к родителям своего мужа фон Мюллерам и попадает в настоящее фашистское логово. Сталкивая свою героиню не только с наследниками третьего рейха, свидетелями обвинения, чудом уцелевшими узниками концлагерей, Кьюсак создает публицистически острое произведение, направленное против фашизма и милитаризма. Популярнейшим жанром австралийской прозы остается рассказ. Вслед за Лоусоном и крупным мастером психологического письма Вэнсом Палмером этот жанр развивают Джон Моррисон, Алан Маршалл, Фрэнк Харди. У Джона Моррисона (р. 1904) есть рассказ о маленьком мальчике. Просыпаясь на заре, он слышит скрип колес, звяканье бидонов, чьи-то шаги и думает о таинственном Ночном Человеке. Но вот однажды он видит незнакомца при свете дня — это светловолосый молодой человек, веселый молочник. Он нравится мальчику, который начинает понимать, что «живой человек и сама жизнь прекраснее всех сказочных героев». Пожалуй, эти слова и выражают главный творческий принцип Моррисона. В сборниках рассказов «Морякам место на кораблях» (1947), «Черный груз» (1955), «Двадцать три» (1962) Моррисон пишет о людях, рядом с которыми он трудился и жил. Никто лучше, чем он, не показал докеров Австралии — славный отряд рабочего класса. Да и сам автор был когда-то докером. Его привлекает человек, который, подобно ветерану доков Бо Эбботу («Бо Эббот») или секретарю профсоюза моряков коммунисту Биллу Мэниону («Черный груз»), активно добивается справедливости. Товарищество тружеников, воспетое Лоусоном, в творчестве Моррисона поднимается до уровня пролетарского интернационализма. В творчестве Алана Маршалла (р. 1902) отразилась незаурядная личность самого писателя. Сын объездчика лошадей, он вырос в сельской Австралии. Тяжелая болезнь, перенесенная в детстве, обрекла его на костыли. И все же он научился взбираться на кручи, плавать, даже ездить верхом. «Я умею прыгать через лужи»— само название этой чудесной автобиографической повести, изданной в 1955 г., звучит как победный возглас человека, который мужественно и упорно боролся за то, чтобы быть на равных со своими здоровыми сверстниками. Но еще больше мужества и упорства потребовалось Алану, чтобы преодолеть такие преграды, как нужда, безработица в годы экономического кризиса, пробелы в образовании. Дорогой ценой накапливая жизненный и литературный опыт, юноша осуществил свою мечту — стал писателем. О дорогах Алана в литературу рассказано в книгах «Это — трава» (1962) и «В моем сердце» (1963). У писателя немало произведений о детях — в сборниках рассказов «Расскажи про индюка, Джо» (1946) и «Как там, Энди?» (1956). Автор легко прокладывает мост от несложного на первый взгляд детского мирка к взрослому миру, к важным социальным и нравственным обобщениям. Его рассказы обогащены фольклором. Легенды аборигенов, собранные и литературно обработанные, составили книгу «Люди незапамятных времен» (1962). Рассказы и стихи Г. Лоусона, романы К. С. Причард, Ф. Харди, Дж. Уотена, Д. Кьюсак, произведения Дж. Моррисона и Алана Маршалла завоевали широкую известность у себя на родине и за рубежом. Они изданы в Советском Союзе. |
ПОИСК
Block title
|