. Альберто Моравна
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Альберто Моравна

Альберто Моравна

(р. 1907)

Альберто Моравиа по праву считается одним из выдающихся мастеров современной италь­янской прозы. Впервые в литературе Италии неприятие фашизма прозвучало в его романе «Равнодушные» (1929).

Этот роман имел огромный успех у широкого читателя и вызвал негодование власть имущих. Начались преследования писателя. В «Равно­душных» Моравиа показал духовную опустошен­ность воспитанного фашизмом молодого поколе­ния и распад буржуазной семьи, провозглашен­ной официальной пропагандой «основой империи Муссолини». «Сразу же после того, как я напи­сал «Равнодушные»,— говорил Моравиа много лет спустя,— я почувствовал, что все более отдаляюсь от буржуазии и ощущаю все расту­щую симпатию, тягу к народным массам. Толь­ко там находишь подлинное ощущение величия мира, мораль, которой уже не существует среди буржуа».

После падения фашизма развернулось во всю ширь огромное дарование Альберто Мора­виа. Писатель реалистически рисует жизнь итальянцев, однако он прежде всего мора­лист, обличитель гнилых нравов буржуазного общества.

Написанный в 1957 г. роман «Чочара» — одно из самых значительных его произведений. Моравиа создал широкое полотно народной жизни в переломный момент истории Италии —годы второй мировой войны. В основу романа легло многое пережитое самим писателем, когда ему пришлось скрываться в горах от фашистов. Героиня этого антивоенного и антифашистского произведения — простая женщина Чезира, ро­дом из Чочарии — уезжает с дочерью на родину из Рима, чтобы спастись от ужасов войны. После выпавших на ее долю страшных испыта­ний Чезира осознает, что война — это народное бедствие, трагедия всех людей. Она освобож­дается от слепого эгоизма, начинает ощущать себя частицей своего народа. Ее устами автор осуждает войну как тягчайшее преступление против человечества.

Моравиа — признанный мастер новеллы. Более чем в ста «Римских рассказах» (1954— 1959) он показал глубокое знание быта, нравов, образного языка римлян. Так же как Пратолини любит свою родную Флоренцию, Моравиа любит Рим, умеет передать очарование «веч­ного города». Вместе с тем писатель смело показывает контрасты столицы, нищету старых кварталов и окраин, где ютятся бездомные и безработные. Герои его рассказов — бедняки, лишенные работы, или деклассированные эле­менты. В сердцах этих темных, отсталых людей нет ни протеста, ни возмущения; они мечтают лишь о том, как бы вдруг разбогатеть. Однако эти новеллы написаны глубоко реалистически и звучат осуждением обществу, где нужда, бес­правие, невежество — удел многих. Герои не­скольких рассказов (например, «Прощай, пред­местье») все же находят в себе силы вырваться из засасывающего болота бессмысленного суще­ствования.

В последних своих рассказах из циклов «Автомат» (1963) и «Вещь это — вещь» (1967) и в романах «Скука» (1960) и «Внимание» (1965) писатель одним из первых в итальянской лите­ратуре затронул тему человеческого одино­чества, утраты взаимопонимания между людьми в буржуазном обществе. Причину равнодушия, скуки своих героев Моравиа видит в ду­ховном оскудении, которое несет человеку без­душная, машинная буржуазная цивилизация. Герои его — «люди-автоматы», они во многом напоминают персонажей романа «Равнодушные».

Почти все произведения Моравиа экрани­зированы, переведены на многие языки.

Реалистические традиции развивают в своем творчестве и писатели среднего поколения, при­шедшие в литературу в конце 40-х — начале 50-х годов. Наибольшего внимания из них заслуживают Карло Кассола и Итало Кальвино.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ