.
Меню сайта
|
Альберто МоравнаАльберто Моравна(р. 1907) Альберто Моравиа по праву считается одним из выдающихся мастеров современной итальянской прозы. Впервые в литературе Италии неприятие фашизма прозвучало в его романе «Равнодушные» (1929). Этот роман имел огромный успех у широкого читателя и вызвал негодование власть имущих. Начались преследования писателя. В «Равнодушных» Моравиа показал духовную опустошенность воспитанного фашизмом молодого поколения и распад буржуазной семьи, провозглашенной официальной пропагандой «основой империи Муссолини». «Сразу же после того, как я написал «Равнодушные»,— говорил Моравиа много лет спустя,— я почувствовал, что все более отдаляюсь от буржуазии и ощущаю все растущую симпатию, тягу к народным массам. Только там находишь подлинное ощущение величия мира, мораль, которой уже не существует среди буржуа». После падения фашизма развернулось во всю ширь огромное дарование Альберто Моравиа. Писатель реалистически рисует жизнь итальянцев, однако он прежде всего моралист, обличитель гнилых нравов буржуазного общества. Написанный в 1957 г. роман «Чочара» — одно из самых значительных его произведений. Моравиа создал широкое полотно народной жизни в переломный момент истории Италии —годы второй мировой войны. В основу романа легло многое пережитое самим писателем, когда ему пришлось скрываться в горах от фашистов. Героиня этого антивоенного и антифашистского произведения — простая женщина Чезира, родом из Чочарии — уезжает с дочерью на родину из Рима, чтобы спастись от ужасов войны. После выпавших на ее долю страшных испытаний Чезира осознает, что война — это народное бедствие, трагедия всех людей. Она освобождается от слепого эгоизма, начинает ощущать себя частицей своего народа. Ее устами автор осуждает войну как тягчайшее преступление против человечества. Моравиа — признанный мастер новеллы. Более чем в ста «Римских рассказах» (1954— 1959) он показал глубокое знание быта, нравов, образного языка римлян. Так же как Пратолини любит свою родную Флоренцию, Моравиа любит Рим, умеет передать очарование «вечного города». Вместе с тем писатель смело показывает контрасты столицы, нищету старых кварталов и окраин, где ютятся бездомные и безработные. Герои его рассказов — бедняки, лишенные работы, или деклассированные элементы. В сердцах этих темных, отсталых людей нет ни протеста, ни возмущения; они мечтают лишь о том, как бы вдруг разбогатеть. Однако эти новеллы написаны глубоко реалистически и звучат осуждением обществу, где нужда, бесправие, невежество — удел многих. Герои нескольких рассказов (например, «Прощай, предместье») все же находят в себе силы вырваться из засасывающего болота бессмысленного существования. В последних своих рассказах из циклов «Автомат» (1963) и «Вещь это — вещь» (1967) и в романах «Скука» (1960) и «Внимание» (1965) писатель одним из первых в итальянской литературе затронул тему человеческого одиночества, утраты взаимопонимания между людьми в буржуазном обществе. Причину равнодушия, скуки своих героев Моравиа видит в духовном оскудении, которое несет человеку бездушная, машинная буржуазная цивилизация. Герои его — «люди-автоматы», они во многом напоминают персонажей романа «Равнодушные». Почти все произведения Моравиа экранизированы, переведены на многие языки. Реалистические традиции развивают в своем творчестве и писатели среднего поколения, пришедшие в литературу в конце 40-х — начале 50-х годов. Наибольшего внимания из них заслуживают Карло Кассола и Итало Кальвино. |
ПОИСК
Block title
|