.
Меню сайта
|
ПИСАТЕЛИ ИТАЛИИ. Ренато Вигано и Васко ПратолиниПИСАТЕЛИ ИТАЛИИ. Ренато Вигано и Васко ПратолиниВ конце XIX—начале XX столетия итальянская литература носила во многом провинциальный и областнический характер. Это объясняется особенностями исторического развития Италии, объединение которой в национальное государство завершилось лишь в 1870 г. Итальянская буржуазия, с ее отсталостью и узостью взглядов, побоялась довести до конца буржуазно-демократическую революцию. Интеллигенция, как писал основатель Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, была «далека от народа, то есть от нации, и связана с кастовой традицией, которая не была разбита могучим народным или национальным движением снизу». Поэтому, когда в стране установился фашистский режим Муссолини (1922), итальянская литература не в силах была идеологически противостоять фашизму. В 20-е годы в итальянской литературе усилилось влияние Декадентов (см. стр. 318), особенно Габриэле Д'Аннунцио. Он воспевал в своих произведениях войну а призывал к колониальным захватам. Писатели, которые не хотели служить своим творчеством фашистской пропаганде, предпочли уйти в мир формальных поисков. У одних это оыло выражением пассивного протеста. у других — проявлением малодушия, своего рода бегством от действительности. Однако некоторые писатели не складывали оружия и стремились в те трудные годы возродить утраченные реалистические и демократические традиции итальянской литературы. Нескольким писателям-антифашистам удалось эмигрировать, и они работали за границей: например, Джованни Джерманетто (1885—1959) — автор широко известных у нас «Записок цирюльника» (1930), Амедео Уголини и другие. И в самой Италии выходили отдельные произведения, реалистически рисовавшие жизнь простых людей, проникнутые духом неприятия фашизма, его пропаганды жестокости, человеконенавистничества. Это были книги писателей Альберто Моравиа, Франческо Йовине («Непостоянный человек», 1934), Карло Бернарн («Трое рабочих», 1934), Чезаре Павезе («Тяжкий труд», 1938), Элио Витторини («Беседы на Сицилии», 1941). По-настоящему сблизиться с народом передовая, антифашистски настроенная интеллигенция сумела только благодаря активному участию в мощном народном и национальном освободительном движении — подпольной и партизанской борьбе против фашизма, в результате которой в 1943—1945 гг. был свергнут и добит диктаторский режим Муссолини. Послевоенная итальянская литература родилась в очистительном огне Сопротивления, и лучшие ее произведения отличал антифашистский, демократический и критический дух, большая искренность, любовь к простым людям — к тем, кто с оружием в руках освободил свою землю от гитлеровских оккупантов и фашистских предателей, а теперь, после окончания войны, искал свое место в жизни, сбросившей фашистский гнет Италии. Это новое направление в литературе получило название неореализма. Освобождение от фашизма ознаменовало в те годы бурное развитие итальянской литературы, и неореализм был широким литературным движением, которое отражало процесс обновления всей итальянской жизни. Оно было общим для всего итальянского искусства, развиваясь и в живописи, и в театре, а также в кино, где достигло особенно больших успехов. РЕНАТА ВИГАНО (p. 1900) Наиболее ярко выражена тема Сопротивления в широко известном романе писательницы-партизанки Ренаты Вигано «Товарищ Аньезе» (1949). Героиня романа — пожилая крестьянка, отдавшая жизнь за свободу Италии. На страницах книги воскресает эпопея освободительной борьбы итальянского народа, звучит гневное осуждение фашизма и войны. «С нами нельзя покончить, нас слишком много,— говорит Аньезе, обращаясь к молодым партизанам.— Чем больше погибает наших, тем больше к нам приходит людей. Чем больше мы страдаем, тем больше у нас прибавляется мужества... Вы расскажите, как вы мучились, и тогда все призадумаются, прежде чем опять затевать войну».
ВАСКО ПРАТОЛИНИ (р. 1913) Антифашистская направленность отличает книги и Васко Пратолини — одного из родоначальников неореализма и самых видных современных итальянских писателей. Родился Пратолини в рабочей семье, трудовую жизнь начал девяти лет посыльным в лавке, он переменил много профессий. Все творчество писателя неразрывно связано с Флоренцией — не только художественной сокровищницей, но и одним из важных центров революционного движения Италии. Его произведения во многом автобиографичны; это суровый, но вместе с тем лиричный рассказ о нелегкой жизни простых людей его родного города. Роман .Пратолини «Повесть о бедных влюбленных» (1947) — одно из значительных произведений послевоенной итальянской литературы. Его действие охватывает полтора-два года — период укрепления власти фашистов после принятия «чрезвычайных законов» 1926 г.1— и происходит на одной из улочек в старой части Флоренции — Виа дель Корно, где живет беднота. Автор, недаром назвавший этот роман хроникой, последовательно и подробно повествует о всех событиях, происходящих на Виа дель Корно. Рисуя повседневную жизнь ее обитателей, Пратолини показывает, как одни из них сразу же решительно становятся в ряды борцов (антифашистские идеи олицетворяет коммунист, кузнец Коррадо, по прозвищу Мачисте), другие приходят в лагерь антифашистов после долгих испытаний и колебаний, третьи переходят на сторону фашистов — врагов жителей Виа дель Корно и всех честных людей Италии. Непрерывная, исполненная драматизма борьба двух сил — фашизма и антифашизма — властно врывается в дома старой улочки, накладывает свой отпечаток на всю жизнь «бедных влюбленных» — друзей детства, молодых людей и девушек, выросших в нужде и тревогах на Виа дель Корно. Действие романа, не имеющего единого сюжета, развивается по нескольким то параллельным, то пересекающимся сюжетным линиям: истории, судьбы «бедных влюбленных» сливаются в единую повесть о жителях Виа дель Корно. Это широкое, реалистическое полотно, и, хотя образы действующих лиц выписаны автором очень тщательно и живо, герой его коллективный. Важное место в творчестве Пратолини занимает его роман «Метелло» (1955) — первая часть трилогии, посвященной итальянскому пролетариату. Вторая часть трилогии — роман «Расточительство» вышел в 1960 г.; в конце 1966 г. писатель завершил работу над последней частью трилогии — романом «Аллегория и осмеяние». В «Метелло» рассказывается о первых попытках флорентийских рабочих создать свою организацию, о том, как они под руководством социалистов в результате упорной 46-дневной забастовки добились в 1902г. первой победы. Судьбы героев этой книги неразрывно связаны с их социальной средой, с событиями исторической эпохи. В центре романа — рабочий Метелло Салани. Рассказ о годах его молодости и составляет сюжетную основу книги. Характер Метелло Салани формируется в трудной борьбе, где он проявляет качества, необходимые рабочему вожаку: природный ум, великодушие, осознание идей и целей, во имя которых он борется. Образ Метелло очень правдив, жизнен и вместе с тем символичен: он олицетворяет рост самосознания итальянского пролетариата в начале нашего века. По существу, ту же тему — рост классового самосознания — писатель ставит и в своем романе «Постоянство разума» (1963). Действие происходит в наши дни. Это повествование о детских и юношеских годах рабочего паренька Бруно. Рассказывая о нелегком, исполненном противоречий и срывов становлении характера Бруно, писатель показывает, как юноша постепенно осознает необходимость стать активным и сознательным членом общества, научиться бороться за права своего класса. 1 «Чрезвычайные законы» были направлены против антифашистов. |
ПОИСК
Block title
|