. ПИСАТЕЛИ ИТАЛИИ. Ренато Вигано и Васко Пратолини
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПИСАТЕЛИ ИТАЛИИ. Ренато Вигано и Васко Пратолини

ПИСАТЕЛИ ИТАЛИИ. Ренато Вигано и Васко Пратолини

В конце XIX—начале XX столетия итальян­ская литература носила во многом провинциаль­ный и областнический характер. Это объясняется особенностями исторического развития Италии, объединение которой в национальное государ­ство завершилось лишь в 1870 г. Итальянская буржуазия, с ее отсталостью и узостью взгля­дов, побоялась довести до конца буржуазно-демократическую революцию. Интеллигенция, как писал основатель Итальянской коммуни­стической партии Антонио Грамши, была «да­лека от народа, то есть от нации, и связана с кастовой традицией, которая не была разбита могучим народным или национальным движе­нием снизу». Поэтому, когда в стране устано­вился фашистский режим Муссолини (1922), итальянская литература не в силах была идео­логически противостоять фашизму. В 20-е годы в итальянской литературе усилилось влияние Декадентов (см. стр. 318), особенно Габриэле Д'Аннунцио. Он воспевал в своих произведе­ниях войну а призывал к колониальным захва­там. Писатели, которые не хотели служить сво­им творчеством фашистской пропаганде, пред­почли уйти в мир формальных поисков. У одних это оыло выражением пассивного протеста. у других — проявлением малодушия, своего рода бегством от действительности.

Однако некоторые писатели не складывали оружия и стремились в те трудные годы возро­дить утраченные реалистические и демократи­ческие традиции итальянской литературы. Не­скольким писателям-антифашистам удалось эмигрировать, и они работали за границей: на­пример, Джованни Джерманетто (1885—1959) — автор широко известных у нас «Записок цирюль­ника» (1930), Амедео Уголини и другие. И в самой Италии выходили отдельные произведе­ния, реалистически рисовавшие жизнь простых людей, проникнутые духом неприятия фашиз­ма, его пропаганды жестокости, человеко­ненавистничества. Это были книги писателей Альберто Моравиа, Франческо Йовине («Непо­стоянный человек», 1934), Карло Бернарн («Трое рабочих», 1934), Чезаре Павезе («Тяжкий труд», 1938), Элио Витторини («Беседы на Си­цилии», 1941).

По-настоящему сблизиться с народом пере­довая, антифашистски настроенная интелли­генция сумела только благодаря активному

участию в мощном народном и национальном освободительном движении — подпольной и пар­тизанской борьбе против фашизма, в результате которой в 1943—1945 гг. был свергнут и добит диктаторский режим Муссолини.

Послевоенная итальянская литература ро­дилась в очистительном огне Сопротивления, и лучшие ее произведения отличал антифашист­ский, демократический и критический дух, большая искренность, любовь к простым лю­дям — к тем, кто с оружием в руках освободил свою землю от гитлеровских оккупантов и фа­шистских предателей, а теперь, после окончания войны, искал свое место в жизни, сбросившей фашистский гнет Италии. Это новое направле­ние в литературе получило название неореа­лизма. Освобождение от фашизма ознамено­вало в те годы бурное развитие итальянской литературы, и неореализм был широким литера­турным движением, которое отражало процесс обновления всей итальянской жизни. Оно было общим для всего итальянского искусства, раз­виваясь и в живописи, и в театре, а также в ки­но, где достигло особенно больших успехов.

РЕНАТА ВИГАНО (p. 1900)

Наиболее ярко выражена тема Сопротивле­ния в широко известном романе писательницы-партизанки Ренаты Вигано «Товарищ Аньезе» (1949). Героиня романа — пожилая крестьянка, отдавшая жизнь за свободу Италии. На стра­ницах книги воскресает эпопея освободитель­ной борьбы итальянского народа, звучит гнев­ное осуждение фашизма и войны. «С нами нель­зя покончить, нас слишком много,— говорит Аньезе, обращаясь к молодым партизанам.— Чем больше погибает наших, тем больше к нам приходит людей. Чем больше мы страдаем, тем больше у нас прибавляется мужества... Вы расскажите, как вы мучились, и тогда все при­задумаются, прежде чем опять затевать войну».

 

ВАСКО ПРАТОЛИНИ (р. 1913)

Антифашистская направленность отличает книги и Васко Пратолини — одного из родо­начальников неореализма и самых видных современных итальянских писателей. Родился Пра­толини в рабочей семье, трудовую жизнь начал девяти лет посыльным в лавке, он переменил много профессий. Все творчество писателя неразрывно связано с Флоренцией — не только художественной сокровищницей, но и одним из важных центров революционного движения Италии. Его произведения во многом автобио­графичны; это суровый, но вместе с тем ли­ричный рассказ о нелегкой жизни простых людей его родного города.

Роман .Пратолини «Повесть о бедных влюб­ленных» (1947) — одно из значительных произ­ведений послевоенной итальянской литерату­ры. Его действие охватывает полтора-два года — период укрепления власти фашистов после принятия «чрезвычайных законов» 1926 г.1— и происходит на одной из улочек в старой части Флоренции — Виа дель Корно, где жи­вет беднота. Автор, недаром назвавший этот роман хроникой, последовательно и подробно повествует о всех событиях, происходящих на Виа дель Корно. Рисуя повседневную жизнь ее обитателей, Пратолини показывает, как одни из них сразу же решительно становятся в ряды борцов (антифашистские идеи олицетворяет коммунист, кузнец Коррадо, по прозвищу Мачисте), другие приходят в лагерь антифашистов после долгих испытаний и колебаний, третьи переходят на сторону фашистов — врагов жи­телей Виа дель Корно и всех честных людей Италии.

Непрерывная, исполненная драматизма борь­ба двух сил — фашизма и антифашизма — властно врывается в дома старой улочки, накладывает свой отпечаток на всю жизнь «бедных влюблен­ных» — друзей детства, молодых людей и де­вушек, выросших в нужде и тревогах на Виа дель Корно. Действие романа, не имею­щего единого сюжета, развивается по несколь­ким то параллельным, то пересекающимся сю­жетным линиям: истории, судьбы «бедных влюбленных» сливаются в единую повесть о жи­телях Виа дель Корно. Это широкое, реалисти­ческое полотно, и, хотя образы действующих лиц выписаны автором очень тщательно и живо, герой его коллективный.

Важное место в творчестве Пратолини за­нимает его роман «Метелло» (1955) — первая часть трилогии, посвященной итальянскому пролетариату. Вторая часть трилогии — роман «Расточительство» вышел в 1960 г.; в конце 1966 г. писатель завершил работу над послед­ней частью трилогии — романом «Аллегория и осмеяние». В «Метелло» рассказывается о первых попытках флорентийских рабочих со­здать свою организацию, о том, как они под руководством социалистов в результате упорной 46-дневной забастовки добились в 1902г. первой победы. Судьбы героев этой книги неразрывно связаны с их социальной средой, с событиями исторической эпохи. В центре романа — рабочий Метелло Салани. Рассказ о годах его молодости и составляет сюжетную основу книги. Характер Метелло Салани формируется в трудной борь­бе, где он проявляет качества, необходимые рабочему вожаку: природный ум, великодушие, осознание идей и целей, во имя которых он борется.

Образ Метелло очень правдив, жизнен и вместе с тем символичен: он олицетворяет рост самосознания итальянского пролетариа­та в начале нашего века.

По существу, ту же тему — рост классового самосознания — писатель ставит и в своем романе «Постоянство разума» (1963). Действие происходит в наши дни. Это повествование о детских и юношеских годах рабочего парень­ка Бруно. Рассказывая о нелегком, исполнен­ном противоречий и срывов становлении харак­тера Бруно, писатель показывает, как юноша постепенно осознает необходимость стать актив­ным и сознательным членом общества, научить­ся бороться за права своего класса.

1 «Чрезвычайные законы» были направлены против антифашистов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ