. Иоганнес Р. Бехер и Эрих Вайнерт
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Иоганнес Р. Бехер и Эрих Вайнерт

Иоганнес Р. Бехер(1891-1958) и Эрих Вайнерт(1890-1958)

Литература немецких критических реали­стов развивалась под знаком защиты мира и резкого осуждения фашизма и войны.

Ноябрьская революция 1918 г. в Германии вызвала к жизни социалистическую литера­туру. Творцы ее не только ненавидели буржу­азный строй и разоблачали его, как это делали писатели критического реализма, но и верили в будущую победу рабочих и видели убедитель­ный пример в строительстве новой жизни в мо­лодой Советской республике. Иоганнес Роберт Бехер, выдающийся революционный поэт Гер­мании, стал признанным главой новой, проле­тарской — поэзии.

Еще в 1928 г. М. Горький восторженно оце­нил революционные стихи Бехера, посылав­шего привет новому миру.

В течение нескольких десятилетий от сбор­ника к сборнику крепнет голос певца револю­ции. В начале 30-х годов поэт вынужден по­кинуть Германию. Живет он главным образом в Советском Союзе (1935—1945), но стихи его, полные ненависти к гитлеровцам, находят международный отклик. Горячий политический трибун, славящий силу рабочего класса, он в то же время и глубокий мыслитель, теоретик искусства поэзии и нежный лириче­ский поэт, чутко передающий красоту роди­ны, по которой он тоскует.

В изгнании он опубликовал несколько сбор­ников стихов: «Искатель счастья и семь тягот» (1938), «Германия зовет» (1942), «Поход варва­ров» (1942).

Если его бунтарские стихи ранних лет не­сколько плакатны и отражают увлечение поэта формальными поисками, то стихи 30-х годов, а особенно периода второй мировой войны, сочетают почти классическую ясность формы с глубиной и четкостью революционной мысли.

После разгрома гитлеровцев Бехер вернулся на родину и принял деятельное участие в куль­турном строительстве новой Германии, став президентом Академии искусств и министром культуры ГДР.

Сборники стихов «Счастье далей близко» (1951) и «Шаг середины века» (1958) поэт посвя­щает людям новой Германии, ее борцам и строи­телям. Будучи горячим пропагандистом нового творческого метода — социалистического реа­лизма, Бехер говорил: «Социалистический реа­лизм несет в себе все новые, смелые, сегодня еще необозримые во всей их полноте вариа­ции на неисчерпаемую тему, имя которой — Человек».

И всем своим творчеством Бехер обращался не только к современникам, но и к людям бу­дущего.

Другой известный революционный немецкий поэт-коммунист — Эрих Вайнерт, трибун и песенник, прекрасный исполнитель своих сти­хов. Уже первые его поэтические сборники — «Балаган» (1925) и «Эрих Вайнерт говорит» (1930) — сразу получили известность среди рабо­чих всех стран. Надо было видеть, с каким восторгом переполненная рабочая аудитория слушала его стихи-песни, как выразительно, чеканя каждое слово, донося его смысл, высту­пал Эрих Вайнерт. Биография этого поэта полна героизма. Он сражался в Испании, за­щищая республику от фашизма в 1936 г. Во время второй мировой войны, находясь в Со­ветском Союзе, писал боевые листовки, призывая немецких солдат воевать против фашизма. Он появлялся на переднем крае фронта и бесстраш­но в рупор читал свои зажигательные антифа­шистские стихи. Вернувшись на родину после ее освобождения, Вайнерт включается в жизнь возрожденной Германии, отдавая поэтическое слово народу.

Здесь рассказано о нескольких наиболее выдающихся писателях Германии XX в. Лите­ратура этого времени велика и богата именами, которые трудно вместить в рамки короткой статьи.

* * *

Раскол Германии, происшедший в 1949 г. по вине западных держав, определил различные условия творчества в двух самостоятельных гер­манских государствах. В ГДР — первом социали­стическом государстве на немецкой земле — писа­тели получили все возможности свободно рабо­тать во имя мира и счастья людей. В ФРГ про­грессивные писатели стали на путь борьбы про­тив возрождения германского национализма и реваншизма.

В феврале 1947 г. радио Гамбурга передало пьесу, которая взволновала слушателей. Это была первая выдающаяся радиопостановка по­слевоенных лет. Она называлась «Там, за дверью». Автор ее, Вольфганг Борхерт, был прикован к постели смертельной болезнью и даже не слышал передачи: в той части го­рода, где он жил, не было тока и приемники не работали. Но он получил много писем от потрясенных слушателей. В одном из них ему писали: «Мы, твои ровесники, те, что были унтер-офицерами под Сталинградом и Демьянском, Смоленском и Вязьмой,— мы сидели затаив дыхание и слушали... И мы услышали себя, свой голос, мысли, которые облек в слова один из нас». Пьеса была криком души поколе­ния, вернувшегося с войны. Они выжили, но война искалечила их души, а дома их ждали развалины.

К разбитому очагу вернулся и герой пьесы — Бекман. К тому же его оставила жена. Ясен смысл заглавия драмы: у героя нет дома, нет семьи, он за дверью. В авторской ремарке к пьесе мы читаем: «И дом его там, за дверью. За дверью его Германия...» Где же настоящая Германия? Это был трудный вопрос для каждого немца, и на него нелегко было найти ответ.

Вольфганг Борхерт умер в 1947 г., не дождав­шись постановки своей пьесы на сцене. Ему было всего 26 лет. Но он успел пережить мно­гое: гитлеровцы дважды его судили, он был приговорен к смерти, но казнь была заменена отправкой на Восточный фронт. После его смер­ти были опубликованы стихи и томик новелл. Циклу его стихотворений «Фонарь, ночь и звезды» предпосланы строки: «Я хотел бы быть маяком, чтоб светить сквозь ветер и мглу... А я лишь корабль, попавший в беду...»

Г. Бёлля, Г. В. Рихтера, В. Кеппена мы называем критическими реалистами. Во мно­гом мы с ними не можем согласиться. От идей социализма они далеки, но это честные худож­ники, они Отстаивают идеи гуманизма и демо­кратии, помогают „читателю сохранять веру в человека и веру в будущее Германии. Не надо забывать, что политическая жизнь в Западной Германии сложная.. Коммунистическая партия запрещена.!

Реваншисты и находящаяся в их руках печать требуют пересмотра границ. Не при­знавая ГДР, они хотели бы ее захватить и при­соединить к "ФРГ. -Немало издается в ФРГ ро­манов, написанных в реваншистском духе. Но среди сторонников новой войны нет ни одного, крупного талантливого писателя.

Будущее принадлежит демократическим ху­дожникам.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ