.
Меню сайта
|
Иоганнес Р. Бехер и Эрих ВайнертИоганнес Р. Бехер(1891-1958) и Эрих Вайнерт(1890-1958)Литература немецких критических реалистов развивалась под знаком защиты мира и резкого осуждения фашизма и войны. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии вызвала к жизни социалистическую литературу. Творцы ее не только ненавидели буржуазный строй и разоблачали его, как это делали писатели критического реализма, но и верили в будущую победу рабочих и видели убедительный пример в строительстве новой жизни в молодой Советской республике. Иоганнес Роберт Бехер, выдающийся революционный поэт Германии, стал признанным главой новой, пролетарской — поэзии. Еще в 1928 г. М. Горький восторженно оценил революционные стихи Бехера, посылавшего привет новому миру. В течение нескольких десятилетий от сборника к сборнику крепнет голос певца революции. В начале 30-х годов поэт вынужден покинуть Германию. Живет он главным образом в Советском Союзе (1935—1945), но стихи его, полные ненависти к гитлеровцам, находят международный отклик. Горячий политический трибун, славящий силу рабочего класса, он в то же время и глубокий мыслитель, теоретик искусства поэзии и нежный лирический поэт, чутко передающий красоту родины, по которой он тоскует. В изгнании он опубликовал несколько сборников стихов: «Искатель счастья и семь тягот» (1938), «Германия зовет» (1942), «Поход варваров» (1942). Если его бунтарские стихи ранних лет несколько плакатны и отражают увлечение поэта формальными поисками, то стихи 30-х годов, а особенно периода второй мировой войны, сочетают почти классическую ясность формы с глубиной и четкостью революционной мысли. После разгрома гитлеровцев Бехер вернулся на родину и принял деятельное участие в культурном строительстве новой Германии, став президентом Академии искусств и министром культуры ГДР. Сборники стихов «Счастье далей близко» (1951) и «Шаг середины века» (1958) поэт посвящает людям новой Германии, ее борцам и строителям. Будучи горячим пропагандистом нового творческого метода — социалистического реализма, Бехер говорил: «Социалистический реализм несет в себе все новые, смелые, сегодня еще необозримые во всей их полноте вариации на неисчерпаемую тему, имя которой — Человек». И всем своим творчеством Бехер обращался не только к современникам, но и к людям будущего. Другой известный революционный немецкий поэт-коммунист — Эрих Вайнерт, трибун и песенник, прекрасный исполнитель своих стихов. Уже первые его поэтические сборники — «Балаган» (1925) и «Эрих Вайнерт говорит» (1930) — сразу получили известность среди рабочих всех стран. Надо было видеть, с каким восторгом переполненная рабочая аудитория слушала его стихи-песни, как выразительно, чеканя каждое слово, донося его смысл, выступал Эрих Вайнерт. Биография этого поэта полна героизма. Он сражался в Испании, защищая республику от фашизма в 1936 г. Во время второй мировой войны, находясь в Советском Союзе, писал боевые листовки, призывая немецких солдат воевать против фашизма. Он появлялся на переднем крае фронта и бесстрашно в рупор читал свои зажигательные антифашистские стихи. Вернувшись на родину после ее освобождения, Вайнерт включается в жизнь возрожденной Германии, отдавая поэтическое слово народу. Здесь рассказано о нескольких наиболее выдающихся писателях Германии XX в. Литература этого времени велика и богата именами, которые трудно вместить в рамки короткой статьи. * * * Раскол Германии, происшедший в 1949 г. по вине западных держав, определил различные условия творчества в двух самостоятельных германских государствах. В ГДР — первом социалистическом государстве на немецкой земле — писатели получили все возможности свободно работать во имя мира и счастья людей. В ФРГ прогрессивные писатели стали на путь борьбы против возрождения германского национализма и реваншизма. В феврале 1947 г. радио Гамбурга передало пьесу, которая взволновала слушателей. Это была первая выдающаяся радиопостановка послевоенных лет. Она называлась «Там, за дверью». Автор ее, Вольфганг Борхерт, был прикован к постели смертельной болезнью и даже не слышал передачи: в той части города, где он жил, не было тока и приемники не работали. Но он получил много писем от потрясенных слушателей. В одном из них ему писали: «Мы, твои ровесники, те, что были унтер-офицерами под Сталинградом и Демьянском, Смоленском и Вязьмой,— мы сидели затаив дыхание и слушали... И мы услышали себя, свой голос, мысли, которые облек в слова один из нас». Пьеса была криком души поколения, вернувшегося с войны. Они выжили, но война искалечила их души, а дома их ждали развалины. К разбитому очагу вернулся и герой пьесы — Бекман. К тому же его оставила жена. Ясен смысл заглавия драмы: у героя нет дома, нет семьи, он за дверью. В авторской ремарке к пьесе мы читаем: «И дом его там, за дверью. За дверью его Германия...» Где же настоящая Германия? Это был трудный вопрос для каждого немца, и на него нелегко было найти ответ. Вольфганг Борхерт умер в 1947 г., не дождавшись постановки своей пьесы на сцене. Ему было всего 26 лет. Но он успел пережить многое: гитлеровцы дважды его судили, он был приговорен к смерти, но казнь была заменена отправкой на Восточный фронт. После его смерти были опубликованы стихи и томик новелл. Циклу его стихотворений «Фонарь, ночь и звезды» предпосланы строки: «Я хотел бы быть маяком, чтоб светить сквозь ветер и мглу... А я лишь корабль, попавший в беду...» Г. Бёлля, Г. В. Рихтера, В. Кеппена мы называем критическими реалистами. Во многом мы с ними не можем согласиться. От идей социализма они далеки, но это честные художники, они Отстаивают идеи гуманизма и демократии, помогают „читателю сохранять веру в человека и веру в будущее Германии. Не надо забывать, что политическая жизнь в Западной Германии сложная.. Коммунистическая партия запрещена.! Реваншисты и находящаяся в их руках печать требуют пересмотра границ. Не признавая ГДР, они хотели бы ее захватить и присоединить к "ФРГ. -Немало издается в ФРГ романов, написанных в реваншистском духе. Но среди сторонников новой войны нет ни одного, крупного талантливого писателя. Будущее принадлежит демократическим художникам.
|
ПОИСК
Block title
|