. Бернгард Келлерман
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Бернгард Келлерман

Бернгард Келлерман

(1879-1951)

В начале XX в. становится широко извест­ным имя писателя Бернгарда Келлермана. В 1913 г. он опубликовал увлекательный фан­тастический роман во славу технического прогресса — «Туннель».

Мак Аллан, инженер, автор проекта подвод­ного туннеля, соединяющего два континента — Америку и Европу, оказывается в зависимо­сти от миллионеров-предпринимателей. Без их денег он не может строить туннель и содер­жать армию наемных рабочих. И талантли­вый изобретатель, сперва верящий, что осу­ществление его замысла пойдет на благо наро­да, вскоре становится игрушкой в руках неумо­лимых и хищных предпринимателей. Страшная катастрофа при постройке туннеля, описан­ная в романе, уносит тысячи рабочих, обрекая их семьи на нищету. Мак Аллан, сын шахтера, сам, по существу, становится капиталистом, эксплуататором рабочих. С молодым задором брался он за строительство, а пришел к концу его постаревшим и опустошенным. «Он стал нелюдим, и единственный его отдых состоял в одинокой вечерней прогулке по своему парку. Мировые события его мало интересовали. Со­здатель туннеля, он стал его рабом... Почти все человеческие чувства притупились в нем».

Писатель показал, что в мире капитала нет места для свободной творческой мысли, для изобретения. Капитал уродует людей, доводит их до гибели.

Из большого литературного наследства Кел­лермана нужно отметить еще два значительных произведения. Одно, написанное в 1920 г., уже своим заглавием раскрывает содержание. «Девятое ноября» — дата германской револю­ции 1918 г., когда была свергнута монархия. Писатель изобразил последние годы мировой войны, в которой он участвовал как военный корреспондент. Эпизоды народного восстания и свержения монархии лишь заключают ро­ман, а главное острие направлено против войны и ее виновников — милитаристов. Здесь, как и в романе Генриха Манна, изображен вернопод­данный. Но это уже не бумажный фабрикант Геслинг, а жестокий, бездушный генерал фон Гехт-Бабенберг, потомок дворянского прусского рода. Это человек-машина, он безжалостно обре­кает тысячи подчиненных ему солдат на вер­ную гибель исключительно из желания сделать карьеру полководца. Образно описана мрачная жизнь германской столицы, где проходят изну­ренные голодом и нуждой люди, похожие на тени, калеки и инвалиды войны. «Повсюду не­счастные, отчаявшиеся, рыдающие люди, забыв­шие, что такое сон. Из всех домов глядят в туман горящие глаза обе­зумевших».

Мы видим, как народ­ное недовольство пере­растает в гнев, как на гребне восстания под­нимаются стихийные бунтари — революционе­ры вроде солдата Аккермана. Весь роман про­никнут ненавистью к войне и ее поджигателям.

Роман Келлермана «Пляска смерти» (1948) посвящен другой тра­гедии немецкого народа, переживавшего господ­ство фашистов. Сам писа­тель, находившийся в это время в Германии, был, как принято го­ворить, «во внутренней эмиграции». Это зна­чит, что он, живя при гитлеровском режиме, отказывался служитьему и не шел на уступки нацистам. Все издания романа «Девятое ноября» фашисты сожгли.

Местом действия «Пляски смерти» писатель выбрал город, похожий на любой из городов Гер­мании. Роман охватывает десять лет фашистского господства — от прихода Гитлера к власти и до переломного момента, когда становится ясным поражение фашистов. Роман заключает судьбы десятков людей, и каждая из этих судеб харак­терна для тех черных лет, которые переживала Германия. Тут и фашисты-фанатики, и изворот­ливые дельцы, помогающие гитлеровцам, и лю­ди, ко всему безразличные, мечтающие стоять в стороне от политики и выжидать лучших вре­мен. Им всем противостоят антифашисты, кото­рые в труднейших условиях подполья оказы­вают сопротивление гитлеровцам.

Писатель сопоставляет жизнь двух братьев Фабиан — Вольфганга и Франка, шедших раз­ными путями. Скульптор Вольфганг Фабиан ненавидит фашизм и на цоколе статуи юноши, разрывающего цепи, высекает надпись: «Луч­ше смерть, чем рабство». Попав в концентра­ционный лагерь, он мужественно переносит побои, но отказывается произносить фашист­ское приветствие. Его брат Франк — приспо­собленец, вступающий в нацистскую партию, что приводит его к моральному краху.

Этот большой роман Келлермана построен на личных наблюдениях автора, на его тяжелом жизненном опыте. Келлерман восторженно встретил вступление советских войск в Герма­нию и освобождение его родины от фашизма. До самой смерти он деятельно участвовал в общественной жизни ГДР.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ