.
Меню сайта
|
Бернгард КеллерманБернгард Келлерман(1879-1951) В начале XX в. становится широко известным имя писателя Бернгарда Келлермана. В 1913 г. он опубликовал увлекательный фантастический роман во славу технического прогресса — «Туннель». Мак Аллан, инженер, автор проекта подводного туннеля, соединяющего два континента — Америку и Европу, оказывается в зависимости от миллионеров-предпринимателей. Без их денег он не может строить туннель и содержать армию наемных рабочих. И талантливый изобретатель, сперва верящий, что осуществление его замысла пойдет на благо народа, вскоре становится игрушкой в руках неумолимых и хищных предпринимателей. Страшная катастрофа при постройке туннеля, описанная в романе, уносит тысячи рабочих, обрекая их семьи на нищету. Мак Аллан, сын шахтера, сам, по существу, становится капиталистом, эксплуататором рабочих. С молодым задором брался он за строительство, а пришел к концу его постаревшим и опустошенным. «Он стал нелюдим, и единственный его отдых состоял в одинокой вечерней прогулке по своему парку. Мировые события его мало интересовали. Создатель туннеля, он стал его рабом... Почти все человеческие чувства притупились в нем». Писатель показал, что в мире капитала нет места для свободной творческой мысли, для изобретения. Капитал уродует людей, доводит их до гибели. Из большого литературного наследства Келлермана нужно отметить еще два значительных произведения. Одно, написанное в 1920 г., уже своим заглавием раскрывает содержание. «Девятое ноября» — дата германской революции 1918 г., когда была свергнута монархия. Писатель изобразил последние годы мировой войны, в которой он участвовал как военный корреспондент. Эпизоды народного восстания и свержения монархии лишь заключают роман, а главное острие направлено против войны и ее виновников — милитаристов. Здесь, как и в романе Генриха Манна, изображен верноподданный. Но это уже не бумажный фабрикант Геслинг, а жестокий, бездушный генерал фон Гехт-Бабенберг, потомок дворянского прусского рода. Это человек-машина, он безжалостно обрекает тысячи подчиненных ему солдат на верную гибель исключительно из желания сделать карьеру полководца. Образно описана мрачная жизнь германской столицы, где проходят изнуренные голодом и нуждой люди, похожие на тени, калеки и инвалиды войны. «Повсюду несчастные, отчаявшиеся, рыдающие люди, забывшие, что такое сон. Из всех домов глядят в туман горящие глаза обезумевших». Мы видим, как народное недовольство перерастает в гнев, как на гребне восстания поднимаются стихийные бунтари — революционеры вроде солдата Аккермана. Весь роман проникнут ненавистью к войне и ее поджигателям. Роман Келлермана «Пляска смерти» (1948) посвящен другой трагедии немецкого народа, переживавшего господство фашистов. Сам писатель, находившийся в это время в Германии, был, как принято говорить, «во внутренней эмиграции». Это значит, что он, живя при гитлеровском режиме, отказывался служитьему и не шел на уступки нацистам. Все издания романа «Девятое ноября» фашисты сожгли. Местом действия «Пляски смерти» писатель выбрал город, похожий на любой из городов Германии. Роман охватывает десять лет фашистского господства — от прихода Гитлера к власти и до переломного момента, когда становится ясным поражение фашистов. Роман заключает судьбы десятков людей, и каждая из этих судеб характерна для тех черных лет, которые переживала Германия. Тут и фашисты-фанатики, и изворотливые дельцы, помогающие гитлеровцам, и люди, ко всему безразличные, мечтающие стоять в стороне от политики и выжидать лучших времен. Им всем противостоят антифашисты, которые в труднейших условиях подполья оказывают сопротивление гитлеровцам. Писатель сопоставляет жизнь двух братьев Фабиан — Вольфганга и Франка, шедших разными путями. Скульптор Вольфганг Фабиан ненавидит фашизм и на цоколе статуи юноши, разрывающего цепи, высекает надпись: «Лучше смерть, чем рабство». Попав в концентрационный лагерь, он мужественно переносит побои, но отказывается произносить фашистское приветствие. Его брат Франк — приспособленец, вступающий в нацистскую партию, что приводит его к моральному краху. Этот большой роман Келлермана построен на личных наблюдениях автора, на его тяжелом жизненном опыте. Келлерман восторженно встретил вступление советских войск в Германию и освобождение его родины от фашизма. До самой смерти он деятельно участвовал в общественной жизни ГДР. |
ПОИСК
Block title
|