.
Меню сайта
|
Томас МаннТомас Манн(1875-1955) Мировую славу принес Томасу Манну его роман «Будденброки» (1901). Перелистывая страницу за страницей эту большую семейную хронику, попадаешь в атмосферу быта старинной купеческой семьи г. Любека. Читатель словно проходит по длинному залу, где на стенах висят живописные портреты четырех поколений рода Будденброков. Неторопливо, со множеством подробностей Томас Манн открывает эпопею описанием званого обеда по случаю переселения в новый дом семьи Будденброков. Вот и глава рода — Иоганн Будденброк-старший, соединяющий в себе физическую силу и жизнелюбие с деловой предприимчивостью и умеренным вольнодумством XVIII в. Его сын, тоже Иоганн, уже отличается чертами более тонкой, нервной натуры, но он, нидерландский консул, еще цепкий в жизни делец, знающий цену золоту. Время, действующее по своим историческим законам, определяет первые признаки распада некогда гордой семьи. Внешний удар роду нанесла революция 1848 г., подвергшая сомнению незыблемость собственнического идеала. Два сына Иоганна-младшего, Томас и Христиан, по-разному переносят губительное для них дыхание нового времени. Томас все еще силится сохранить видимость богатой и благополучной бюргерской семьи, но, несмотря на все усилия, разоряется. Брат его Христиан — бездельник, ни на что не способный, старается стать актером, так как считает, что на сцене можно быть кем угодно — от короля до шута. А самый младший отпрыск рода Будденброков — Ганно, мальчик слабый, больной, враждебный деловому устремлению своих предков,— увлекается музыкой и искусством. Писатель воплотил в Ганно черты слабовольного, упадочного поколения буржуазной интеллигенции конца XIX в., стремившейся уйти от реальной жизни в мир искусства. Попутно автор знакомит с удушающей системой прусского школьного воспитания в духе раболепия и полного подчинения деспотической власти наставников-мракобесов. Незабываемое впечатление оставляет художественное противопоставление писателем упитанных и тупых школьных сверстников Ганно с самим Ганно, тонким и хилым мальчиком, рано умирающим от тифа. На нем кончается род Будденброков. На примере одной семьи Томас Манн развернул широкую картину подъема и упадка немецкого буржуазного общества. В книгах Томаса Манна постоянно слышится мучивший его вопрос: как жить поэту, музыканту, художнику среди тупых, не понимающих искусства людей? В новеллах «Тристан» и «Тонио Крегер» рассказывается о трагической судьбе таких душевно одиноких людей искусства. Писателя волнует упадок культуры в мире, где все расценивается на деньги, где талантливый художник попадает в зависимость от богачей или замыкается в мирке своих переживаний. Таких людей можно встретить в книгах Томаса Манна, особенно в его втором большом романе — «Волшебная гора» (1924). Томас Манн, показавший себя глубоким знатоком человеческих сердец, достигший широкой известности и награжденный в 1924 г. Нобелевской премией, был вынужден жить в изгнании, когда к власти пришли фашисты. Однако в эмиграции (попеременно в Швейцарии и США) Томас Манн неустанно писал многочисленные разоблачительные статьи, в которых призывал всех честных людей мира бороться против фашистов — разрушителей культуры. Писатель создал цикл исторических романов «Иосиф и его братья» (1933—1943) и повесть «Лотта в Веймаре» (1939). Рассказывая о временах давно прошедших, автор осуждает всякое человеконенавистничество. Исторический роман для Томаса Манна, как и для других немецких писателей-антифашистов, лишь способ связать прошлое с тем, что волнует его современников. Таков и его последний крупный роман — «Доктор Фаустус» (1947). Томас Манн, по собственному признанию, любил «священную русскую литературу», в особенности Л. Толстого, И. Тургенева и А. Чехова. И действительно, в лучших произведениях его чувствуется то стремление к правдивому изображению жизни, которое так характерно для русской классической литературы. |
ПОИСК
Block title
|