. Герберт Уэльс
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Герберт Уэльс

Герберт Уэльс

(1866-1946)

Так же как и Шоу, Уэллс с ранних лет жил в нужде и должен был зарабатывать на жизнь, поэтому ему нелегко было закончить Лондон­ский университет. Его учителя, крупнейшие ученые, ввели юношу в мир естественных наук. А общественная жизнь, кипевшая вокруг бу­дущего писателя, содействовала формированию его политических воззрений. Он возненавидел несправедливый капиталистический строй и стад убежденным социалистом. Но это не означало, что Уэллс стал революционером. На­против, всю жизнь он создавал различные тео­рии о том, как мирным путем привести челове­чество к социализму. Первая мировая война поколебала его веру в реформы, но не заставила признать необходимость революционных пере­воротов. Даже Великую Октябрьскую револю­цию Уэллс рассматривал только как интерес­ный эксперимент. Он приехал к нам в 1920 г., беседовал с В. И. Лениным, поразился гранди­озности плана электрификации страны — и усомнился в способности нашего народа вы­полнить его без помощи иностранного капитала. В своей книге «Россия во мгле» (1920) писатель благожелательно отнесся к первому социалис­тическому государству и с уважением отозвал­ся о Ленине и большевистском правительстве. В этой же книге он описал разруху и голод, с которыми в те годы наш народ еще не мог справиться.

Уэллс завоевал славу научно-фантастиче­скими романами. В них отразился интерес автора к будущему человечества, к победам человеческого разума над природой, к дости­жениям техники. Герои Уэллса — ученые, са­мозабвенно преданные науке, конструкторы, осуществляющие дерзновенные замыслы. Один создает машину, чтобы отправиться на ней в прошлое или же унестись в будущее («Маши­на времени», 1895); другой придумывает способ сделать невидимой живую материю («Человек-невидимка», 1897); третий изобретает вещест­во, помогающее преодолеть земное тяготение, и летит на Луну на воздушном шаре («Первые люди на Луне», 1901). У Уэллса был талант так убедительно и увлекательно рассказывать о невероятном, что читатели охотно принимали это невероятное за правду, а его героев — за вполне реальных людей.

Противоречия социальной жизни Англии и неблагоустроенность нашей планеты глубоко волновали писателя. Фантастика служила Уэллсу средством показать это положение и попытаться найти выход. Не случайно он считал себя наследником сатирика Свифта.

В «Машине времени» Уэллс раскрыл ту опас­ность, какая таится в разделении людей на классы в капиталистическом обществе. Его Путешественник по времени, попав в 802 701 год, увидел уродливые последствия капита­лизма, развившего до чудовищных размеров свои отрицательные черты: потомки капитали­стов — элои, обитающие на поверхности земли, выродились в беспомощные ничтожества, а по­томки рабочих превратились в морлоков — лю­доедов, загнанных жить и работать под землю. Так фантастика помогла Уэллсу нарисовать картину страшного будущего, к которому ведет классовое общество.

Гриффин, герой романа «Человек-невидим­ка», восхищает читателя упорством воли, одер­жимостью научной идеей. Его одиночество и ни­щета горестны: общество равнодушно к ге­ниальным экспериментам изобретателя, враж­дебно к нему самому. Но ведь и Гриффин — плоть от плоти этого общества. Он мечтает не о пользе своего изобретения для людей, а о власти над ними, которую получит, превра­тившись в невидимку. Трагичны жизнь и гибель Гриффина. Отвратительны тупые мещане, убив­шие человека, им непонятного. Но писатель ставит перед нами вопрос — разве не трагична участь и тех, против кого ученый осмелился направить свои открытия?

Разрушительные силы, таящиеся в тех­нических достижениях человечества, тревожили Уэллса. В его фантазии возник образ существ, обладающих жестоким умом и создающих тех­нику, которая несет с собой только смерть. Эти существа — марсиане, напавшие на Землю («Борьба миров»). Словами героя романа, сви­детеля бедствия, постигшего Землю, Уэллс сравнивает марсиан с теми, кто под маской цивилизаторов вторгается в чужие края, пре­вращает все в развалины и пепел, истребляет и порабощает целые народы.

Только раз, в романе «Ког­да спящий проснется» (1899), Уэллс написал о восставшем народе, который сметает власть капитала. Но революция стра­шила писателя. В романах «Война в воздухе» (1908) и «Освобожденный мир» (1914) Уэллс пропагандировал идею всемирной социалистической республики, которая, как ему казалось, может быть создана по решению конгресса прогрес­сивных людей.

К крупным антивоенным произведениям Уэллса относит­ся роман «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (1928). На­селенный дикарями фантастиче­ский остров Рэмпол — это сим­вол буржуазного общества, охваченного военным безумием.

Общественная роль Уэллса возросла в 30-е годы, когда он смело поднял голос против фаши­стской идеологии. В киносценарии «Облик гряду­щего» (1935) он создал сатирический образ мили­тариста-диктатора, а в повести «Игрок в крикет» (1936) зло высмеял благодушие тех англичан, которые не понимали опасности фашизма.

Уэллс стремился укреплять дружбу своего народа с народами СССР. В дни второй миро­вой войны он писал о героизме Советской Ар­мии, веря, что ее победы приведут к разгрому и уничтожению фашизма.

Интерес к общественным проблемам, о ко­торых писали Голсуорси, Шоу и Уэллс, ха­рактерен и для творчества писателей следую­щего поколения — Олдингтона, Пристли и Кронина. Их лучшие произведения созданы в 30-е годы XX столетия.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ