.
Меню сайта
|
Герберт УэльсГерберт Уэльс(1866-1946) Так же как и Шоу, Уэллс с ранних лет жил в нужде и должен был зарабатывать на жизнь, поэтому ему нелегко было закончить Лондонский университет. Его учителя, крупнейшие ученые, ввели юношу в мир естественных наук. А общественная жизнь, кипевшая вокруг будущего писателя, содействовала формированию его политических воззрений. Он возненавидел несправедливый капиталистический строй и стад убежденным социалистом. Но это не означало, что Уэллс стал революционером. Напротив, всю жизнь он создавал различные теории о том, как мирным путем привести человечество к социализму. Первая мировая война поколебала его веру в реформы, но не заставила признать необходимость революционных переворотов. Даже Великую Октябрьскую революцию Уэллс рассматривал только как интересный эксперимент. Он приехал к нам в 1920 г., беседовал с В. И. Лениным, поразился грандиозности плана электрификации страны — и усомнился в способности нашего народа выполнить его без помощи иностранного капитала. В своей книге «Россия во мгле» (1920) писатель благожелательно отнесся к первому социалистическому государству и с уважением отозвался о Ленине и большевистском правительстве. В этой же книге он описал разруху и голод, с которыми в те годы наш народ еще не мог справиться. Уэллс завоевал славу научно-фантастическими романами. В них отразился интерес автора к будущему человечества, к победам человеческого разума над природой, к достижениям техники. Герои Уэллса — ученые, самозабвенно преданные науке, конструкторы, осуществляющие дерзновенные замыслы. Один создает машину, чтобы отправиться на ней в прошлое или же унестись в будущее («Машина времени», 1895); другой придумывает способ сделать невидимой живую материю («Человек-невидимка», 1897); третий изобретает вещество, помогающее преодолеть земное тяготение, и летит на Луну на воздушном шаре («Первые люди на Луне», 1901). У Уэллса был талант так убедительно и увлекательно рассказывать о невероятном, что читатели охотно принимали это невероятное за правду, а его героев — за вполне реальных людей. Противоречия социальной жизни Англии и неблагоустроенность нашей планеты глубоко волновали писателя. Фантастика служила Уэллсу средством показать это положение и попытаться найти выход. Не случайно он считал себя наследником сатирика Свифта. В «Машине времени» Уэллс раскрыл ту опасность, какая таится в разделении людей на классы в капиталистическом обществе. Его Путешественник по времени, попав в 802 701 год, увидел уродливые последствия капитализма, развившего до чудовищных размеров свои отрицательные черты: потомки капиталистов — элои, обитающие на поверхности земли, выродились в беспомощные ничтожества, а потомки рабочих превратились в морлоков — людоедов, загнанных жить и работать под землю. Так фантастика помогла Уэллсу нарисовать картину страшного будущего, к которому ведет классовое общество. Гриффин, герой романа «Человек-невидимка», восхищает читателя упорством воли, одержимостью научной идеей. Его одиночество и нищета горестны: общество равнодушно к гениальным экспериментам изобретателя, враждебно к нему самому. Но ведь и Гриффин — плоть от плоти этого общества. Он мечтает не о пользе своего изобретения для людей, а о власти над ними, которую получит, превратившись в невидимку. Трагичны жизнь и гибель Гриффина. Отвратительны тупые мещане, убившие человека, им непонятного. Но писатель ставит перед нами вопрос — разве не трагична участь и тех, против кого ученый осмелился направить свои открытия? Разрушительные силы, таящиеся в технических достижениях человечества, тревожили Уэллса. В его фантазии возник образ существ, обладающих жестоким умом и создающих технику, которая несет с собой только смерть. Эти существа — марсиане, напавшие на Землю («Борьба миров»). Словами героя романа, свидетеля бедствия, постигшего Землю, Уэллс сравнивает марсиан с теми, кто под маской цивилизаторов вторгается в чужие края, превращает все в развалины и пепел, истребляет и порабощает целые народы. Только раз, в романе «Когда спящий проснется» (1899), Уэллс написал о восставшем народе, который сметает власть капитала. Но революция страшила писателя. В романах «Война в воздухе» (1908) и «Освобожденный мир» (1914) Уэллс пропагандировал идею всемирной социалистической республики, которая, как ему казалось, может быть создана по решению конгресса прогрессивных людей. К крупным антивоенным произведениям Уэллса относится роман «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (1928). Населенный дикарями фантастический остров Рэмпол — это символ буржуазного общества, охваченного военным безумием. Общественная роль Уэллса возросла в 30-е годы, когда он смело поднял голос против фашистской идеологии. В киносценарии «Облик грядущего» (1935) он создал сатирический образ милитариста-диктатора, а в повести «Игрок в крикет» (1936) зло высмеял благодушие тех англичан, которые не понимали опасности фашизма. Уэллс стремился укреплять дружбу своего народа с народами СССР. В дни второй мировой войны он писал о героизме Советской Армии, веря, что ее победы приведут к разгрому и уничтожению фашизма. Интерес к общественным проблемам, о которых писали Голсуорси, Шоу и Уэллс, характерен и для творчества писателей следующего поколения — Олдингтона, Пристли и Кронина. Их лучшие произведения созданы в 30-е годы XX столетия. |
ПОИСК
Block title
|