. Бернард Шоу
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Бернард Шоу

Бернард Шоу

(1856-1950)

В отличие от Голсуорси, его современники Шоу и Уэллс понимали, что буржуазия враж­дебна интересам народа и ее господству должен наступить конец. Их беспокоила мысль о бу­дущем человечества.

Бернард Шоу, ирландец по национальности, родился в Дублине, в небогатой семье. Ему рано пришлось начать трудовую жизнь. Юно­шей он перебрался в Лондон, где сблизился с передовыми людьми эпохи и стал социалистом. Правда, его программа развития человеческого общества была идеалистична и нежизненна, но социализм в его глазах был целью, которую люди достигнут рано или поздно. Это убежде­ние окрепло в нем после Октябрьской револю­ции. Он стал другом нашего народа, защищал первое социалистическое государство от клеве­ты реакционной прессы, пропагандировал ус­пехи и достижения СССР.

Свою семьдесят пятую годовщину (1931) Шоу отметил в СССР и, вернувшись в Англию, на­писал доброжелательную книгу обо всем, что увидел у нас в стране.

Первые же драмы Шоу произвели настоя­щую революцию в английском театре. Шоу хотел заставить зрителя думать над серьезны­ми вопросами. В форме забавных шуток и чрез­вычайно остроумных парадоксов он высказы­вал горькую и неприятную правду о темных сторонах действительности: цикл своих первых комедий («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Волокита») он так и назвал — «Пьесы неприятные» (1898). Ситуации этих ко­медий, как и всех остальных пьес Шоу, на пер­вый взгляд кажутся немыслимыми, парадок­сальными. Но Шоу не изобретал их, а просто обнажал то, что его зоркий взгляд увидел в действительной жизни и что защищала стена общественных предрассудков. Вот, например, Сарториус, один из главных персонажей коме­дии «Дома вдовца». Он очень богат, и у него репутация добропорядочного человека и забот­ливого отца. Но это только фикция, потому что его богатство составлено из грошей, выжатых у бедняков, которые ютятся в принадлежащих ему домах-трущобах. А вот молодой человек, доктор Тренч, он мнит себя честнейшим челове­ком, хотя и живет на деньги (знает он это или не знает, неважно), которые получает из того же мутного источника.

В пьесах Шоу постоянно идет дискуссия, ожесточенный спор героев, высказывающих различные точки зрения на общественные, мо­ральные, философские проблемы. Поэтому диалог в комедии Шоу необыкновенно остер, отто­чен, динамичен и у зрителя невольно вызывает (на это Шоу и рассчитывал) желание опреде­лить,, кто же из героев прав.

Большую роль в комедии Шоу играет и монолог, обычно до­вольно пространный: его Шоу использует для характеристики, героев или, скорее, для их саморазоблачения. Эндрью Андершафт, ге­рой комедии «Майор Барбара» (1905), девиз которого — без стыда, с циничной откровенно­стью толкует о своем бизнесе: он пушечный король, он богатеет на войне, продавая ору­жие обеим воюющим сторонам. Правительство, парламент, пресса — все подчинено Андершафту. Интересно, что герой Шоу, «разоблачая» себя, ничуть не кается. Его рассказ о своем «пути вверх» звучит как обвинение общества, допускающего, с одной стороны, процветание андершафтов, сарториусов и им подобных, с другой — нищенское существование рабочих. Шоу подвергает уничтожающей критике не отдельных представителей капитализма, а весь капиталистический строй с его эксплуатацией тружеников, захватническими, грабительскими войнами и шовинизмом («Избранник судьбы», «Цезарь и Клеопатра»), ханжеством («Канди­да»). Бедность он считает несчастьем и злом, она губит те огромные духовные силы, кото­рые таятся в человеке из народа. Пример то­му — уличная девчонка Элиза Дуллитл. До­статочно было ей попасть из нищенского лон­донского предместья в культурную среду, как она сразу проявила недюжинные способности к интеллектуальному развитию («Пигмалион», 1919).

После Октябрьской революции сатира Шоу стала еще острее. В его творчестве появляется тема кризиса всей буржуазной цивилизации. В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1917) выведены люди, растерявшие все идеалы, не знающие, зачем они живут. В «Тележке с ябло­ками» (1929) Шоу камня на камне не оставил от буржуазной демократии и парламентаризма. В пьесе «Горько, но правда» (1932) он показал, что война разрушила у людей представления о нравственности и закрыла перед ними дорогу в будущее. Однако и в этом мраке писатель оставил людям луч света. Один из героев вспо­минает о существовании на земле страны, на­зываемой Федеративным Союзом Разумных Рес­публик. Под этим названием Шоу подразумевал Советский Союз, где победил социализм.

Критик общественной несправедливости, гу­манист, тревожившийся за судьбы человечест­ва, создатель острой проблемной драматургии, Шоу завоевал признание читателей и зрителей всего мира.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ