. ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ. Джон Голсуорси
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ. Джон Голсуорси

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ. Джон Голсуорси

Основное направление в английской лите­ратуре XX в. — критический реа­лизм. Крупнейшими его представителями до сих пор остаются Джон Голсуорси, Джордж Бернард Шоу, Герберт Джордж Уэллс. Разви­вая достижения литературы XIX в., они под­нимались до больших обобщений о своем вре­мени, сотрясаемом войнами и революциями.

ДЖОН ГОЛСУОРСИ (1867-1933)

Автор многих романов, новелл и драм, Гол­суорси всю жизнь стремился изображать «вещи как они есть», будить в людях ненависть к лжи, злу и тяготение к правде и справедливости. Знакомство с творчеством Тургенева и Тол­стого укрепило решение английского писате­ля идти по выбранному им пути художника-реалиста.

Самое значительное произведение Голсу­орси — «Сага о Форсайтах» состоит из шести романов: «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921), «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебеди­ная песнь» (1928). Эти шесть романов разделены на две трилогии: заглавие первой то же — «Сага о Форсайтах», второй — «Современная комедия».

Действие «Саги» длится с 80-х годов прош­лого столетия до 1926 г. Перед нами проходит жизнь трех поколений буржуазной семьи Фор­сайтов на протяжении почти полувека.

История Форсайтов под пером Голсуорси превращается в историю класса английской буржуазии. Форсайты чувствуют себя хозяева­ми страны, да они и занимают в ней командные должности. Они убеждены, что все в мире — человеческие отношения, семья, счастье — зиждется на богатстве. Наиболее явственно собственническая психология выражена в Сомсе Форсайте, главном герое обеих трилогий: да­же родственники прозвали его собственником.

Новые общественные веяния, которые несет с собой время, приводят к появлению трещин в форсайтовском укладе, к распаду семьи — хранительницы традиций и накопленного иму­щества.

Первой распадается семья Сомса (роман «Собственник»). По форсайтовским представ­лениям о нравственности, Соме и свою жену, красавицу Ирэн, тоже считает собственностью.

Но Ирэн, в которой Голсуорси изобразил жен­щину смелой и возвышенной души, взбунтова­лась против унизительного положения жены — собственности мужа. Она пренебрегла богат­ством и нашла мужество защитить свое досто­инство.

Личные драмы Форсайтов развиваются на фоне крупных общественных событий, которые подрывают могущество английской империи, лишают класс буржуазии былой уверенности. Тревога не покидает Сомса. Он чувствует, что из жизни исчезает какая-то основа, что «сда­ется в наем» (так и озаглавлен третий роман «Саги») не только дом ушедшей от него Ирэн, но и вся Англия, пережившая мировую войну, потрясенная экономическим и политическим кризисом, возрастающей активностью рабочих.

Состарившегося Сомса Голсуорси в «Со­временной комедии» противопоставляет моло­дому поколению Форсайтов. Пуста и бессодер­жательна жизнь дочери Сомса Флер, ее мужа Майкла Монта, их окружения. Им уже не к чему заботиться о приобретении богатства: это сделали за них отцы и деды. Только однажды, во время всеобщей забастовки рабочих в 1926 г., в них просыпается былая энергия Форсайтов: она: понадобилась им, чтобы защитить от восстав­шего пролетариата господство своего класса.

За те четырнадцать лет (с 1906 по 1920 г.), которые прошли с момента выхода «Собствен­ника» — первого романа «Саги» — до начала работы Голсуорси над следующим произве­дением («В петле»), сильно изменилось умона­строение и самого писателя. Он и раньше, хотя и обличал мир собственников, никогда не считал, что капитализм надо заменить другим строем.

Победа Октябрьской революции в России показала всему миру, что рабочий класс мо­жет сломать буржуазное государство и на­чать строить новое, социалистическое общество. Не в силах порвать с буржуазной Англией, Голсуорси по-иному смотрит теперь на старых Форсайтов. Они представляются ему храните­лями подлинных моральных ценностей, кото­рые растеряло молодое поколение. Критиче­ское отношение писателя к собственнику Сом-су смягчилось. Вот почему он мало-помалу лишил его отвратительных черт форсайтизма и вложил ему в уста свои горестные мысли о дряхлеющей Англии.

Но как бы ни изменилось отношение Гол­суорси к своему герою, в целом он не погрешил против правды жизни и запечатлел в «Саге о Форсайтах» историю духовной деградации английской буржуазии.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ