.
Меню сайта
|
Луи Аргон. Поль ЭлюарЛУИ АРАГОН (р. 1897) И ПОЛЬ ЭЛЮАР (1895-1952) Социалистическое направление в современной французской литературе, возглавленное еще Анри Барбюсом, выдвинуло многих выдающихся писателей, которые приобрели национальное признание главным образом в военные и послевоенные годы. Выдающиеся достижения в развитии современной французской поэзии связаны с творчеством Луи Арагона и Поля Элюара. Молодость Арагона и Элюара омрачена событиями первой мировой войны, в которой они принимали участие. Их первые стихи носили антивоенный характер. Поэты писали о дружбе, любви, товариществе, противопоставляя эти чувства ненависти, которую стремились разжечь в сердцах солдат буржуазные пропагандисты, внушая народам, втянутым в войну, что между ними не может быть никакого взаимопонимания. В 20-е годы Арагон и Элюар примкнули к поэтам, которые обращались к небольшой группе читателей, писали для самих поэтов. Однако к началу 30-х годов Арагон и Элюар разошлись со своими временными попутчиками, провозгласив познание реального мира единственной целью искусства. Арагон уже в 1927 г. вступил в Коммунистическую партию Франции. Когда Франция оказалась втянутой во вторую мировую войну (1939—1945) и подверглась оккупации, прекрасные стихи Арагона и Элюара вдохновляли участников движения Сопротивления на борьбу. В оккупированной Франции подпольно распространялись сборники патриотических стихов Арагона: «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Паноптикум», «Французская заря»; сборники Элюара: «Открытая книга», «Поэзия и правда», «Лицом к лицу с немцами». Слушай, Франция! Ты не одна. Так запомни: Не безвыходно горе, не надолго ночь... («Радио — Москва», перевод П. Антокольского.) Эти слова Арагона вселяли надежду еще осенью 1941 г., задолго до освобождения страны. Они отражали правду, хотя правдой было и то, что страна вступала в период жестоких лишений. Эту трагическую правду в 1942 г. запечатлел Элюар: Вымуштрован голодом ребенок, У него на все — один ответ: «Я ем». «Ты играешь?» — «Я ем». «Ты заснул?» — «Я ем». (Перевод М. Ваксмахера.) Поэзию Арагона и Элюара окрыляют мысли о свободе (стихотворение Элюара «Свобода»), самоотверженности и мужестве (Элюар — «Извещение», «Оружие горя»; Арагон — «Баллада о том, как поют под пыткой», «Французский марш»). Это высокогражданская поэзия, но одновременно и задушевная поэзия чувств. Арагон пользуется образами как живописец, он стремится к конкретности в изображении природы и внутреннего мира человека. Так, передавая смятение первых дней оккупации, он писал в стихотворении «Эльза перед зеркалом»: Это было в разгар нашей драмы, в самый разгар, И в течение дня, перед зеркалом сидя устало, Она трогала золото кос. Мне тогда показалось, Будто руки ее успокоить хотели пожар. Это было в разгар нашей драмы, в самый разгар. (Перевод М. Павловой.) В отличие от Арагона, Элюар предполагал, что конкретное сравнение с природой читатель сделает сам. О революционном Мадриде в период борьбы испанских республиканцев с фашистами Элюар писал: Город на убыли. Жизнь на отливе. Но из единой спасенной капли Можно опять шлифовать алмазы, Можно опять океан создавать! («Ноябрь 1936», перевод С. Северцееа.) Так написаны и другие известные стихотворения Элюара — «Свобода», «Музыкант», «Искусство танца», «Пабло Пикассо». После окончания второй мировой войны Луи Арагон и Поль Элюар сыграли выдающуюся роль в сплочении прогрессивно мыслящей интеллигенции Франции вокруг Французской коммунистической партии, в деле борьбы за мир. Уже и раньше, выступая как прозаик, Арагон эпопеей «Коммунисты» (1949—1951) создал серию романов «Реальный мир». * * * Народная Франция последних десятилетий отображена во многих книгах современных писателей-коммунистов. Андре Стиль (р. 1921), сын рабочего, в юности — учитель в шахтерском поселке, участник партизанской борьбы в дни оккупации, опубликовал в 1951 —1953 гг. трилогию о жизни докеров («Первый удар»). Писатель рассказал о борьбе рабочего класса Франции против войны во Вьетнаме, о стремлении народа помешать вмешиваться американцам в политическую и экономическую жизнь страны. В романе «Мы будем любить друг друга завтра» (1957) писатель повествует о трудной юности своего героя, молодого рабочего Раймона Мореля. Оказавшись солдатом французской оккупационной армии в Алжире, он «прикоснулся к кровавой ране на теле свободы». Трагедия и гибель рабочего, втянутого империалистами в колониальную войну, явились также темой романа «Обвал» (1960). Андре Стиль правдиво описывает будничную жизнь рабочих. Простые люди Франции, герои Андре Стиля (сборник рассказов «Вопрос о счастье поставлен», 1959), несут на себе бремя невзгод, которыми щедро наделяет их век, но они же являются солью земли, учатся крепить пролетарское единство. Жизни народа посвящены также книги писателя Пьера Гамарра (р. 1919) «Дети нищеты» (1950), «Пиренейская рапсодия» (1963), Жана-Пьера Шаброля (р. 1925) «Последний патрон» (1953), «Гиблая слобода» (1955). Советским читателям известны книги французских писателей, обличающие фашизм и прославляющие борьбу народа против оккупантов в годы войны: романы Жана Лаффита «Мы вернемся за подснежниками» (1948), «Роз Франс» (1950), «Командир Марсо» (1953), роман Пьера Декса «Последняя крепость» (1950) и его трилогия «Призыв 42-го года» (1951). В послевоенные годы во Франции появились обличающие фашизм книги Жоржа Маньяна («Там, где больше трава не растет», 1952), Робера Мерля («Смерть — мое ремесло», 1953). В них отображена трагедия уничтоженного фашистами города Орадура и описаны преступления, совершенные фашистами в Освенциме. Важной особенностью развития современной французской литературы является сотрудничество писателей-коммунистов с представителями прогрессивно мыслящей буржуазной интеллигенции в обличении политической реакции, в борьбе за общенациональные интересы. |
ПОИСК
Block title
|