. Луи Аргон. Поль Элюар
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Луи Аргон. Поль Элюар

ЛУИ АРАГОН (р. 1897) И ПОЛЬ ЭЛЮАР (1895-1952)

Социалистическое направление в современ­ной французской литературе, возглавленное еще Анри Барбюсом, выдвинуло многих выда­ющихся писателей, которые приобрели на­циональное признание главным образом в во­енные и послевоенные годы.

Выдающиеся достижения в развитии со­временной французской поэзии связаны с твор­чеством Луи Арагона и Поля Элюара.

Молодость Арагона и Элюара омрачена событиями первой мировой войны, в которой они принимали участие. Их первые стихи но­сили антивоенный характер. Поэты писали о дружбе, любви, товариществе, противопоставляя эти чувства ненависти, которую стремились раз­жечь в сердцах солдат буржуазные пропаганди­сты, внушая народам, втянутым в войну, что между ними не может быть никакого взаимопо­нимания. В 20-е годы Арагон и Элюар примкну­ли к поэтам, которые обращались к небольшой группе читателей, писали для самих поэтов.

Однако к началу 30-х годов Арагон и Элю­ар разошлись со своими временными попутчи­ками, провозгласив познание реального мира единственной целью искусства. Арагон уже в 1927 г. вступил в Коммунистическую партию Франции.

Когда Франция оказалась втянутой во вто­рую мировую войну (1939—1945) и подверглась оккупации, прекрасные стихи Арагона и Элюара вдохновляли участников движения Сопротивления на борьбу. В оккупированной Франции подпольно распространялись сборни­ки патриотических стихов Арагона: «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Паноптикум», «Фран­цузская заря»; сборники Элюара: «Открытая книга», «Поэзия и правда», «Лицом к лицу с немцами».

Слушай, Франция!

Ты не одна.

Так запомни:

Не безвыходно горе,

не надолго ночь...

(«Радио Москва», перевод П. Антокольского.)

Эти слова Арагона вселяли надежду еще осенью 1941 г., задолго до освобождения стра­ны. Они отражали правду, хотя правдой бы­ло и то, что страна вступала в период жесто­ких лишений. Эту трагическую правду в 1942 г. запечатлел Элюар:

Вымуштрован голодом ребенок,

У него на все — один ответ: «Я ем».

«Ты играешь?» — «Я ем».

«Ты заснул?» — «Я ем».

(Перевод М. Ваксмахера.)

Поэзию Арагона и Элюара окрыляют мыс­ли о свободе (стихотворение Элюара «Свобода»), самоотверженности и мужестве (Элюар — «Изве­щение», «Оружие горя»; Арагон — «Баллада о том, как поют под пыткой», «Французский марш»).

Это высокогражданская поэзия, но одно­временно и задушевная поэзия чувств.

Арагон пользуется образами как живопи­сец, он стремится к конкретности в изображе­нии природы и внутреннего мира человека. Так, передавая смятение первых дней окку­пации, он писал в стихотворении «Эльза перед зеркалом»:

Это было в разгар нашей драмы, в самый разгар,

И в течение дня, перед зеркалом сидя устало,

Она трогала золото кос. Мне тогда показалось,

Будто руки ее успокоить хотели пожар.

Это было в разгар нашей драмы, в самый разгар.

(Перевод М. Павловой.)

В отличие от Арагона, Элюар предполагал, что конкретное сравнение с природой читатель сделает сам. О революционном Мадриде в пе­риод борьбы испанских республиканцев с фа­шистами Элюар писал:

Город на убыли.

Жизнь на отливе.

Но из единой спасенной капли

Можно опять шлифовать алмазы,

Можно опять океан создавать!

(«Ноябрь 1936», перевод С. Северцееа.)

Так написаны и другие известные стихо­творения Элюара — «Свобода», «Музыкант», «Искусство танца», «Пабло Пикассо».

После окончания второй мировой войны Луи Арагон и Поль Элюар сыграли выдающую­ся роль в сплочении прогрессивно мыслящей интеллигенции Франции вокруг Французской коммунистической партии, в деле борьбы за мир. Уже и раньше, выступая как прозаик, Арагон эпопеей «Коммунисты» (1949—1951) создал серию романов «Реальный мир».

* * *

Народная Франция последних десятиле­тий отображена во многих книгах современных писателей-коммунистов.

Андре Стиль (р. 1921), сын рабочего, в юности — учитель в шахтерском поселке, уча­стник партизанской борьбы в дни оккупа­ции, опубликовал в 1951 —1953 гг. трилогию о жизни докеров («Первый удар»). Писатель рассказал о борьбе рабочего класса Франции против войны во Вьетнаме, о стремлении народа помешать вмешиваться американцам в поли­тическую и экономическую жизнь страны.

В романе «Мы будем любить друг друга завтра» (1957) писатель повествует о трудной юности своего героя, молодого рабочего Раймона Мореля. Оказавшись солдатом француз­ской оккупационной армии в Алжире, он «при­коснулся к кровавой ране на теле свободы». Трагедия и гибель рабочего, втянутого импе­риалистами в колониальную войну, явились также темой романа «Обвал» (1960).

Андре Стиль правдиво описывает буднич­ную жизнь рабочих. Простые люди Франции, герои Андре Стиля (сборник рассказов «Во­прос о счастье поставлен», 1959), несут на себе бремя невзгод, которыми щедро наделяет их век, но они же являются солью земли, учатся крепить пролетарское единство.

Жизни народа посвящены также книги пи­сателя Пьера Гамарра (р. 1919) «Дети нище­ты» (1950), «Пиренейская рапсодия» (1963), Жана-Пьера Шаброля (р. 1925) «Последний патрон» (1953), «Гиблая слобода» (1955).

Советским читателям известны книги фран­цузских писателей, обличающие фашизм и прославляющие борьбу народа против окку­пантов в годы войны: романы Жана Лаффита «Мы вернемся за подснежниками» (1948), «Роз Франс» (1950), «Командир Марсо» (1953), ро­ман Пьера Декса «Последняя крепость» (1950) и его трилогия «Призыв 42-го года» (1951).

В послевоенные годы во Франции появи­лись обличающие фашизм книги Жоржа Маньяна («Там, где больше трава не растет», 1952), Робера Мерля («Смерть — мое ремесло», 1953). В них отображена трагедия уничтоженного фашистами города Орадура и описаны преступ­ления, совершенные фашистами в Освенциме. Важной особенностью развития современной французской литературы является сотрудниче­ство писателей-коммунистов с представителями прогрессивно мыслящей буржуазной интеллиген­ции в обличении политической реакции, в борь­бе за общенациональные интересы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ