.
Меню сайта
|
Зарубежная литература XX в.Зарубежная литература XX в.Современная литература зарубежных стран многообразно отразила историю развития различных народов за последние 60 лет. Двадцатый век — эпоха империализма и пролетарских революций. Непримиримые противоречия капитализма, экономические и политические, породили империалистические войны. В то же время в новый исторический период окончательно созрели революционные силы пролетариата. Все это нашло отражение в книгах о войне и пролетарской борьбе, написанных современными писателями. В XX в., особенно после Великой Октябрьской социалистической революции, в капиталистических странах заметно усилился процесс идейного размежевания в искусстве. Революционные писатели увидели в художнике борца, трибуна, мыслителя, осознавшего свою ответственность перед человечеством. Наряду с этим многие буржуазные писатели, напротив, считают, что искусство не должно служить массам, активно участвовать в социальной борьбе. Такая позиция на деле приводит их к оправданию капиталистических порядков, а иногда и к открытому сотрудничеству с силами политической реакции. Выдающаяся роль в развитии современного искусства принадлежит писателям старшего поколения, выступившим со своими произведениями еще в конце прошлого и в самом начале нашего века. Всемирно известными представителями национальной культуры Франции являются Анатоль Франс, Ромен Роллан и Анри Барбюс; Англии — Бернард Шоу и Герберт Уэллс; Германии — Томас Манн и Генрих Манн; Индии — Рабиндранат Тагор; Китая — Лу Синь. Это далеко не полный перечень тех деятелей культуры, которые, каждый в своих национальных условиях, показали пример гражданского мужества, отстаивая справедливость, обличая буржуазные порядки, выступая в защиту интересов народных масс. Антифашистская, антиколониальная борьба современных народов сформировала художников нового типа, которые уже в молодые годы заняли революционную позицию в оценке общественной жизни. Имена этих писателей стали олицетворением народного героизма. Их жизнь оказалась неотделима от пролетарской борьбы нашей эпохи. Юлиус Фучик, Назым Хикмет, Иоганнес Бехер, Анна Зегерс, выступая со своими произведениями в 30—40-е годы, боролись плечом к плечу с французскими поэтами Луи Арагоном и Полем Элюаром, защищали интересы трудящихся вместе с чилийским поэтом Пабло Нерудой и кубинским песенником Николасом Гильеном. Революционный идеал, который в творчестве поэтов прошлого века — Г. Веерта и Э. Потье — вырисовывался лишь в самых общих чертах, в творчестве передовых писателей послеоктябрьского периода стал конкретным и ярким. Опираясь на творческий опыт писателей старшего поколения — Горького и Маяковского, Барбюса и Нексе, передовые писатели многогранно отразили процесс пробуждения революционного сознания в массах. Новаторский подход к жизненному материалу, связанный с активным участием художника в революционной борьбе, новый взгляд на человека и его место в обществе определили идейное содержание искусства социалистического реализма. Социалистический реализм проложил себе дорогу в искусстве капиталистических стран, стал ведущим творческим методом в литературе стран народной демократии, обогатил новым содержанием искусство трудящихся, борющихся за свое окончательное раскрепощение в колониальных и зависимых странах. Общественная жизнь XX в. ознаменовалась невиданным размахом борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки. «Мощный вал национально-освободительных революций сметает колониальную систему, подрывает устои империализма. На месте бывших колоний и полуколоний возникли и возникают молодые суверенные государства»,— говорится в Программе КПСС. Теперь уже почти вся Азия и Африка сбросили иго колониального рабства. Художественная литература наших дней отражает эти великие исторические процессы в жизни Алжира, Ганы, Гвинеи, Мали и других стран. Новая литература стран Африки стремится правдиво рассказать о современной жизни народов «черного» континента. Подлинный расцвет национальной культуры переживает освобожденная, охваченная революционным энтузиазмом Куба. Со зрелым мастерством освещают основные проблемы национальной жизни писатели Гватемалы и Чили. Уже теперь можно видеть, что в борьбе с политической реакцией в литературе XX в. побеждают передовые силы. Они властители дум широких масс. Миллионы читателей в различных странах мира — это те, кто прислушивается к слову наиболее смелых, честных художников нашего времени. |
ПОИСК
Block title
|