. На пути в завтрашний день. Пришвин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

На пути в завтрашний день. Пришвин

На пути в завтрашний день. Пришвин

Литература предвоенных лет воспитывала патриотов Родины, краснозвездную крепкую гвардию. И когда 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, вчерашние школьники с честью выдержали суровое испытание.

Сейчас вы читаете «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Улицу младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, «Четвертую высоту» Е. Ильиной и знаете: в этих книгах говорится о людях, которые жили на самом деле. Их жизнь, имена, характеры, подвиги не выдуманы. А память народа открывает все новых и новых героев фронта и тыла. И в наши дни продол­жают выходить книги о их подвигах.

Старейший писатель Михаил Михайлович Пришвин, написавший свой первый рассказ для детей еще в 1906 г., ровно сорок лет спустя опубли­ковал сказку-быль «Кладовая солнца», в которой поэтично рассказал о самом важном, ради чего люди должны жить и бороться в мирное после­военное время: о любви и дружбе, о товари­щеской взаимопомощи, о подчинении сил при­роды человеку, о доброте как главной сози­дающей силе. Эти темы сделались теперь глав­ными во всей нашей детской литературе.

Книги повели советских ребят по необъят­ным просторам Родины — в уральский кол­хоз («Стожары» А. Мусатова) и в крымские степи («Степное солнце» П. Павленко), в горный Ал­тай («Алтайская повесть» Л. Воронковой) и в московскую школу («Мой класс» Ф. Вигдоровой).

Все более значительную роль в прозе начи­нают играть книги о Ленине и революцион­ном прошлом нашего народа.

Книги о Владимире Ильиче Ленине начали создаваться еще при его жизни. В 1925 г. вышла книжка сестры Владимира Ильича А. И. Ульяновой-Елизаровой «Детские и школь­ные годы Ильича». В этой книжке мы видим, как постепенно проявляются в характере Лени­на-мальчика черты будущего революционера, человека несгибаемой воли, исключительной нравственной чистоты и требовательности к се­бе, предельно внимательного к окружающим.

Яркую страницу в Лениниану для детей вписали А. Кононов и М. Зощенко. В их рас­сказах Ленин предстает как самый человечный человек, чья гениальность не отделяет его от людей, а сближает с ними.

Сегодня многие писатели братских республик нашей страны изображают Владимира Ильича Ленина, его близких, соратников, судьбы людей, которым посчастливилось видеть Ленина, ра­ботать с ним.

Читая эти произведения, ребята не просто узнают, каким был Ленин, как он жил и боролся. Они сами учатся жить по-ленински, учат­ся быть справедливыми, принципиальными, честными, преданными Родине и народу.

В послевоенные годы получила дальнейшее развитие историческая проза для детей. В книгах писателя-историка С. Алексеева, та­ких, как «Рассказы о Суворове и русских сол­датах», «История крепостного мальчика», «Жизнь и смерть Гришатки Соколова», «Птица-слава», подлинными героями предстают не так назы­ваемые исторические личности, а сам народ — солдаты, крестьяне, мастеровые, рабочие, дети из трудовых семей. Книгам С. Алексеева свой­ственна подлинная историческая правда. Рисуя нравственную чистоту и благородство простых людей, писатель не скрывает их темноты и невежества. Суворов у него не только великий полководец, патриот, «отец солдат», но и ба­рин, продающий и покупающий крепостных, аристократ.

Большие изменения произошли за послед­ние годы в повести на современную тему. Пи­сатели стали зорче вглядываться в жизнь, глубже и всесторонне показывать характеры своих героев — ребят и взрослых. В критике детской литературы все чаще стало употреб­ляться слово «психологизм». Усложнение со­держания, приближение его к жизни повлекло за собой появление новых тем в литературе, новых конфликтов, которые становятся замет­нее и острее по мере нашего приближения к коммунизму. Так, в маленьких повестях С. Ба­руздина «Новые Дворики», «Только не завтра!», «Какое оно, море?», «Первое апреля — один день весны» юные герои вступают в непри­миримый спор с эгоистической, собственниче­ской моралью иных взрослых, сами выраба­тывают в себе коммунистические гражданские качества.

За писателями Н. Носовым, Ю. Сотником, А. Алексиным прочно утвердилась репутация веселых. Однако, безудержно забавные, остро­умные, их книги повествуют о вещах серь­езных и важных. Ведь смеются авторы над такими слабостями и недостатками, которых у людей не должно быть и от которых при жела­нии можно избавиться.

* * *

О грандиозном пути, пройденном советской литературой для детей, красноречиво говорят цифры. В 1920 г., на заре Советского государства, в стране было выпущено всего 33 детские книги ничтожно малым, ввиду острейшего бумажного кризиса, тиражом. А в 1966г., накануне 50-летия

Советской власти, издано свыше 2500 книг общим тиражом в 213 миллионов экземпляров!

Если к этому, поистине астрономическому, числу прибавить то количество книг, которое переводится и издается за рубежом, то можно представить, какая сила детские писатели и детская литература.

Лучшими своими произведениями советская литература для детей ведет борьбу за мир, за дружбу между народами, помогает ребятам стать настоящими людьми — убежденными ком­мунистами-ленинцами, борцами за справедли­вость, честными, порядочными, стойкими людь­ми. Она воспитывает достойных граждан соци­алистической Родины.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ