.
Меню сайта
|
На пути в завтрашний день. ПришвинНа пути в завтрашний день. ПришвинЛитература предвоенных лет воспитывала патриотов Родины, краснозвездную крепкую гвардию. И когда 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, вчерашние школьники с честью выдержали суровое испытание. Сейчас вы читаете «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Улицу младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, «Четвертую высоту» Е. Ильиной и знаете: в этих книгах говорится о людях, которые жили на самом деле. Их жизнь, имена, характеры, подвиги не выдуманы. А память народа открывает все новых и новых героев фронта и тыла. И в наши дни продолжают выходить книги о их подвигах. Старейший писатель Михаил Михайлович Пришвин, написавший свой первый рассказ для детей еще в 1906 г., ровно сорок лет спустя опубликовал сказку-быль «Кладовая солнца», в которой поэтично рассказал о самом важном, ради чего люди должны жить и бороться в мирное послевоенное время: о любви и дружбе, о товарищеской взаимопомощи, о подчинении сил природы человеку, о доброте как главной созидающей силе. Эти темы сделались теперь главными во всей нашей детской литературе. Книги повели советских ребят по необъятным просторам Родины — в уральский колхоз («Стожары» А. Мусатова) и в крымские степи («Степное солнце» П. Павленко), в горный Алтай («Алтайская повесть» Л. Воронковой) и в московскую школу («Мой класс» Ф. Вигдоровой). Все более значительную роль в прозе начинают играть книги о Ленине и революционном прошлом нашего народа. Книги о Владимире Ильиче Ленине начали создаваться еще при его жизни. В 1925 г. вышла книжка сестры Владимира Ильича А. И. Ульяновой-Елизаровой «Детские и школьные годы Ильича». В этой книжке мы видим, как постепенно проявляются в характере Ленина-мальчика черты будущего революционера, человека несгибаемой воли, исключительной нравственной чистоты и требовательности к себе, предельно внимательного к окружающим. Яркую страницу в Лениниану для детей вписали А. Кононов и М. Зощенко. В их рассказах Ленин предстает как самый человечный человек, чья гениальность не отделяет его от людей, а сближает с ними. Сегодня многие писатели братских республик нашей страны изображают Владимира Ильича Ленина, его близких, соратников, судьбы людей, которым посчастливилось видеть Ленина, работать с ним. Читая эти произведения, ребята не просто узнают, каким был Ленин, как он жил и боролся. Они сами учатся жить по-ленински, учатся быть справедливыми, принципиальными, честными, преданными Родине и народу. В послевоенные годы получила дальнейшее развитие историческая проза для детей. В книгах писателя-историка С. Алексеева, таких, как «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «История крепостного мальчика», «Жизнь и смерть Гришатки Соколова», «Птица-слава», подлинными героями предстают не так называемые исторические личности, а сам народ — солдаты, крестьяне, мастеровые, рабочие, дети из трудовых семей. Книгам С. Алексеева свойственна подлинная историческая правда. Рисуя нравственную чистоту и благородство простых людей, писатель не скрывает их темноты и невежества. Суворов у него не только великий полководец, патриот, «отец солдат», но и барин, продающий и покупающий крепостных, аристократ. Большие изменения произошли за последние годы в повести на современную тему. Писатели стали зорче вглядываться в жизнь, глубже и всесторонне показывать характеры своих героев — ребят и взрослых. В критике детской литературы все чаще стало употребляться слово «психологизм». Усложнение содержания, приближение его к жизни повлекло за собой появление новых тем в литературе, новых конфликтов, которые становятся заметнее и острее по мере нашего приближения к коммунизму. Так, в маленьких повестях С. Баруздина «Новые Дворики», «Только не завтра!», «Какое оно, море?», «Первое апреля — один день весны» юные герои вступают в непримиримый спор с эгоистической, собственнической моралью иных взрослых, сами вырабатывают в себе коммунистические гражданские качества. За писателями Н. Носовым, Ю. Сотником, А. Алексиным прочно утвердилась репутация веселых. Однако, безудержно забавные, остроумные, их книги повествуют о вещах серьезных и важных. Ведь смеются авторы над такими слабостями и недостатками, которых у людей не должно быть и от которых при желании можно избавиться. * * * О грандиозном пути, пройденном советской литературой для детей, красноречиво говорят цифры. В 1920 г., на заре Советского государства, в стране было выпущено всего 33 детские книги ничтожно малым, ввиду острейшего бумажного кризиса, тиражом. А в 1966г., накануне 50-летия Советской власти, издано свыше 2500 книг общим тиражом в 213 миллионов экземпляров! Если к этому, поистине астрономическому, числу прибавить то количество книг, которое переводится и издается за рубежом, то можно представить, какая сила детские писатели и детская литература. Лучшими своими произведениями советская литература для детей ведет борьбу за мир, за дружбу между народами, помогает ребятам стать настоящими людьми — убежденными коммунистами-ленинцами, борцами за справедливость, честными, порядочными, стойкими людьми. Она воспитывает достойных граждан социалистической Родины. |
ПОИСК
Block title
|