.
Меню сайта
|
Хорошая и разная. Житков. Катаев. МиршакарХорошая и разная. Житков. Катаев. МиршакарА. М. Горький в своих статьях, посвященных детской литературе, не раз напоминал о том, что первейшая ее задача — воспитать завтрашнего хозяина страны, наследника всех громадных духовных и материальных ценностей, созданных трудом предшествующих поколений. Поэтому он особенно выделял роль научной, познавательной, научно-художественной книги, говорил о необходимости привлечь к созданию таких книг бывалых людей, прошедших большую школу жизни. В январе 1924 г. в редакцию ленинградского журнала «Воробей» зашел невысокого роста худощавый седеющий человек. Он принес рассказ и, пока сотрудники журнала знакомились с новым произведением, нервничая, ходил по коридору. «Нам сразу же стало ясно, — вспоминает работавший тогда в «Воробье» С. Маршак, — что перед нами не случайный человек, пробующий силы в литературе, а вполне сложившийся писатель. Вся наша редакция в полном составе вышла в коридор, чтобы приветствовать Бориса Житкова, его зрелый талант и молодой задор». Так вошел в литературу Борис Степанович Житков (1882—1938). Он создал около двухсот произведений, и среди них — удивительную книгу «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша — провел лето, полное увлекательных приключений. Обо всем, что он видел, Алеша и рассказывает своим сверстникам. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений —энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что самые маленькие ребята —дошкольники, еще не умея читать, слушают эту книгу и не могут оторваться, и все хотят узнать: а что дальше? О Житкове с полным правом можно сказать словами Пушкина: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». Еще до Октябрьской революции он закончил естественное отделение университета в Одессе, участвовал в подпольной революционной работе, сдал экзамен на звание штурмана дальнего плавания, возглавил научную экспедицию в низовья Енисея и прошел полный курс кораблестроительного факультета в Петербурге. Он объехал полсвета — Россию, Европу, Азию, был на Мадагаскаре и на Японских островах, свободно изъяснялся на многих языках, переменил десятки профессий, от матроса до капитана на корабле и от заводского слесаря до заведующего уездной технической школой. Он превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт, знания, талант вложил он в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях («Над водой», «Механик Салерно»), книги о редких животных и далеких странах («Про слона», «Мангуста»), книги о технике и о разных человеческих профессиях («Река в упряжке», «Про эту книгу»), рассказы о детях («Джарылгач», «Пудя»). Одновременно с Житковым выступил в детской литературе В. Бианки как автор коротеньких рассказов и сказок о природе, о животном и растительном мире. В 1928 г. из этих миниатюр составилась обширная энциклопедия родной природы — знаменитая теперь «Лесная газета». Она вошла в золотой фонд нашей литературы о природе наряду с рассказами М. Пришвина, «Островом в степи» Г. Замчалова и О. Перовской, «Дерсу Узала» В. Арсеньева, «Волчонком» Е. Чарушина. О том, как человек подчинил и подчиняет себе неживую природу, создает вещи и заставляет их служить себе, написаны все книги М. Ильина — «Рассказы о вещах», «Сто тысяч почему», «Рассказ о великом плане», «Горы и люди», созданная в соавторстве с Е. Сегал книга «Как человек стал великаном». Советская литература для детей с самых первых дней своего рождения развивалась как литература чрезвычайно разнообразная по жанрам. Наряду с бытовой, героической и приключенческой повестью и рассказом, среди которых в 20—30-е годы выделяются произведения А. Гайдара и Л. Кассиля, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Старая крепость» А. Беляева, развиваются жанры сказки и научной фантастики. В 1928 г. Ю. Олеша написал роман-сказку «Три толстяка», грустную и веселую, утверждавшую победу честных, смелых и благородных людей над подлыми и злыми, глупыми и ничтожными, но наделенными большой властью. Великолепные романтические сказки о победе прекрасной человеческой мечты, о ничтожестве обывательской суеты и красоте борьбы за добро создал А. Грин («Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и др.). А. Толстой в «Золотом ключике, или Приключениях Буратино» и А. Волков в «Волшебнике Изумрудного города» перенесли на русскую почву и заставили зазвучать современно сказки иностранных писателей. И сегодня идут на сценах детских театров волшебные пьесы-сказки Т. Габбе и Е. Шварца, сатирически высмеивающие глупость, алчность и другие пороки, воспевающие человека, который живет и борется для счастья многих. Смешна и увлекательна сказочно-фантастическая история капитана Врунгеля, талантливо рассказанная А. Некрасовым. А написанная незадолго перед Великой Отечественной войной сказка Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и сегодня привлекает ребят причудливым столкновением «чудес» старого мира с реальностью наших дней. Фантазия писателей помогала ребятам попасть в доисторическое прошлое планеты («Плутония» и «Земля Санникова» В. Обручева), на другие миры и земли («Прыжок в ничто» А. Беляева), в океанские глубины («Тайна двух океанов» Г. Адамова), показала, сколь необычен растительный и животный микромир («Необычайные приключения Карика и Вали» Я. Ларри), предупредила об опасности, которую несет людям империализм в своих попытках добиться мирового господства («Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Пылающий остров» А. Казанцева). Уже в 30-е годы ярко выразился многонациональный характер советской литературы для детей. Рядом с книгами русских писателей на полки детских библиотек легли «Школа» С. Айни, «Лесные сказки» О. Иваненко, «Ясочкина книжка» Н. Забилы, стихи М. Джалиля и «Большой оркестр» А. Бикчентаева, «Тайна Соколиного бора» Ю. Збанацкого и многие другие. Накануне Великой Отечественной войны миллионы ребят читали наизусть стихи «Письмо Ворошилову». К. Е. Ворошилов был тогда военным наркомом. Мальчик, от лица которого написано стихотворение, рассказывал наркому о том, что его старший брат служит в Красной Армии и, если он погибнет, на защиту Родины встанет он сам — автор письма. Очень популярным было и другое стихотворение: «Анна-Ванна — бригадир». Оно написано в виде диалога: — Анна-Ванна, наш отряд Хочет видеть поросят! Мы их не обидим: Поглядим и выйдем! Это веселое стихотворение давало представление о сложной и трудной работе свинарок, знакомило с заботливой хозяйкой — колхозным бригадиром Анной Ивановной. И «Письмо Ворошилову» и «Анну-Ванну» написал Лев Моисеевич Квитко (1890—1952). Свои стихи для дошкольников про сад и дом, про солнце, про землю, которая дает щедрый урожай, про кузницу и лесопилку, где делаются нужные людям вещи, Квитко писая на своем родном, еврейском языке. Но лучшие наши поэты — С. Маршак, С. Михалков, М. Светлов, Е. Благинина — сделали его стихи достоянием всех ребят Советской страны, переведя их на русский язык. Не только ребятам Белоруссии, но и ребятам других советских республик, ребятам Румынии, Польши, Чехословакии и еще многих стран известно имя белорусского писателя Янки Мавра (р. 1883), автора повестей «ТВТ», «Полесские робинзоны», «Человек идет», «Путь из тьмы». Трогателен маленький рассказ писателя «Слезы Туби» о цейлонском мальчике. Чтобы не умереть с голоду, Туби должен был каждый день, рискуя жизнью, собирать на дне океана жемчужные раковины. Однажды на него напала акула, и Туби погиб. Друзья мальчика выловили акулу-убийцу и в ее утробе нашли раковины, собранные Туби. Лапы хозяев-торговцев, пославших Туби на смерть, «прежде всего потянулись к ним. Разбили одну, раздавили другую, а в третьей увидели огромную, прекрасную жемчужину. Заблестели глаза у козяев, щелкнули они пальцами: — Вот это — вещь! Тысяч пятьдесят будет!» А о Туби даже не вспомнили. Так просто, без нравоучений рассказал Янка Мавр читателям о бесчеловечности капиталистического мира. Вышедшая в 30-х годах повесть Мавра «ТВТ» породила на какое-то время пионерское движение «тэвэтовцев», подобное тимуровскому,— за хозяйское отношение к вещам, против лени и зазнайства. Книги Я. Мавра увлекательны по сюжету и глубоко человечны по мысли. В золотой фонд советской детской литературы вошла поэма «Золотой кишлак» таджикского поэта Мирсаида Миршакара (р. 1912). Действие ее развивается вокруг древней памирской легенды про таинственное селение — золотой кишлак, где все люди живут дружно и не знают нужды. Множество людей погибло в дороге, пытаясь найти путь к золотому кишлаку. Один из героев поэмы, отец юного Шарафджона, уговорив десять земляков, тоже пустился на поиски счастливого селения. Смельчаки обошли многие страны — Иран, Афганистан и другие, — но всюду «одну и ту же видели печаль, одно и то же горе — нищету, одну и ту же суету — тщету». Погибли десять спутников отца Шарафджона, сам он стал глубоким стариком, и тут-то наконец он увидел селение, залитое электрическим светом, реки, изменившие свои извечные русла, орошающие тучные поля хлопка, и щедро плодоносящие сады, новые дома и радостные улыбки на лицах людей. С удивлением узнает старик среди жителей золотого кишлака своего сына, которого покинул двадцать лет назад. Оказалось, это его родной кишлак. Шарафджон объясняет отцу, что ...счастья нет готового нигде — Ни на Земле, ни на другой звезде. Пока путники искали готовое счастье, их земляки изменили жизнь у себя на родине, изменили своей борьбой, трудом. У нас не рай. Был труден каждый шаг. Не весь достроен Золотой Кишлак, Но в ясный край мы знаем путь прямой...—говорит отцу Шарафджон. И читатель проникается сознанием, что и он придет в мир не на все готовое, что и ему придется еще много работать для улучшения жизни. Важно только, чтобы и в будущем идти по избранной верной дороге. В создании советской детской литературы принимали участие почти все большие писатели, от М. Горького, подарившего ребятам несколько превосходных сказок — «Воробьишка», «Яшка», «Самовар», повести «Детство» и «В людях», рассказ «Дед Архип и Ленька», до наших современников — К. Паустовского, К. Федина, М. Шолохова (см. статьи об этих писателях). Все ребята нашей страны знают повесть «Белеет парус одинокий» Валентина Петровича Катаева (р. 1897). Писатель создал эту книгу уже после того, как прославился романом-хроникой «Время, вперед!» и другими произведениями «для взрослых». История дружбы сына учителя Пети Бачей с маленьким рыбаком Гавриком Черноиваненко составляет сюжет повести «Белеет парус одинокий». В старой, дореволюционной детской литературе часто изображалось, как мальчик из богатой семьи дружил с мальчиком-бедняком, помогал ему, оказывал покровительство. В повести Катаева все происходит наоборот. «Учителем» Пети во многом оказывается Гаврик. Благодаря дружбе с ним Петя начинает понимать, «что Россия — несчастная, что, кроме папы, есть еще какие-то самые лучшие люди, которые гниют на каторгах, что царь — дурак и пьяница» и т. д. Конечно, Петя и не зная Гаврика оказался бы свидетелем исторических событий 1905 г., происходящих в Одессе. Но без Гаврика Петя никогда бы не познакомился с революционным матросом с броненосца «Потемкин», не выполнял бы боевого задания дружинников, принося им в ранцах и карманах «ушки» — патроны. Но и Петя оказывает благотворное влияние на своего друга. В общении с интеллигентным, тонко чувствующим красоту природы и поэзию жизни Петей Гаврик незаметно для себя духовно обогащается. Вслед за этим первым произведением для детей Катаев написал сказки, лучшая из которых «Цветик-семицветик», книгу о гражданской войне «Я сын трудового народа», рассказы о Великой Отечественной войне и повесть «Сын полка». «Белеет парус одинокий» В. Катаев написал в 1936 г. В этом же году, отдыхая в санатории под Ленинградом, Вениамин Александрович Каверин (р. 1902) — к тому времени уже известный писатель, автор нескольких «взрослых» книг — познакомился с молодым ученым, который в течение шести вечеров рассказал писателю историю своей жизни. Сначала Каверин просто слушал, потом стал записывать. Из этих записей вырос замечательный роман «Два капитана», а история детства и юности молодого ученого стала историей главного героя романа — Сани Григорьева. Герои романа Каверина Саня Григорьев и Катя Татаринова полюбились советским школьникам, а их девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» как эстафета передается от одного поколения ребят к другому. В годы Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом «Известий» на Северном флоте, В. Каверин работал над продолжением романа. И в 1944 г. появилась вторая книга «Двух капитанов», рассказывающая об участии Сани Григорьева в защите Родины от фашистов. Кроме романа «Два капитана», В. Каверин написал для ребят несколько сказок. Лучшие из них — «Много хороших людей и один завистник» и «Легкие шаги». |
ПОИСК
Block title
|