. Хорошая и разная. Житков. Катаев. Миршакар
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Хорошая и разная. Житков. Катаев. Миршакар

Хорошая и разная. Житков. Катаев. Миршакар

А. М. Горький в своих статьях, посвящен­ных детской литературе, не раз напоминал о том, что первейшая ее задача — воспитать завтрашнего хозяина страны, наследника всех громадных духовных и материальных ценно­стей, созданных трудом предшествующих поко­лений. Поэтому он особенно выделял роль научной, познавательной, научно-художест­венной книги, говорил о необходимости при­влечь к созданию таких книг бывалых людей, прошедших большую школу жизни.

В январе 1924 г. в редакцию ленинградского журнала «Воробей» зашел невысокого роста худощавый седеющий человек. Он принес рас­сказ и, пока сотрудники журнала знакомились с новым произведением, нервничая, ходил по коридору. «Нам сразу же стало ясно, — вспо­минает работавший тогда в «Воробье» С. Мар­шак, — что перед нами не случайный человек, пробующий силы в литературе, а вполне сло­жившийся писатель. Вся наша редакция в пол­ном составе вышла в коридор, чтобы приветст­вовать Бориса Житкова, его зрелый талант и молодой задор».

Так вошел в литературу Борис Степанович Житков (1882—1938). Он создал около двухсот произведений, и среди них — удивительную кни­гу «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша — провел лето, полное увлека­тельных приключений. Обо всем, что он видел, Алеша и рассказывает своим сверстникам.

По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений —энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что самые маленькие ребята —дошкольники, еще не умея читать, слушают эту книгу и не могут оторваться, и все хотят узнать: а что дальше?

О Житкове с полным правом можно ска­зать словами Пушкина: «То академик, то ге­рой, то мореплаватель, то плотник». Еще до Октябрьской революции он закончил естествен­ное отделение университета в Одессе, участ­вовал в подпольной революционной работе, сдал экзамен на звание штурмана дальнего плавания, возглавил научную экспедицию в низовья Енисея и прошел полный курс кора­блестроительного факультета в Петербурге. Он объехал полсвета — Россию, Европу, Азию, был на Мадагаскаре и на Японских островах, сво­бодно изъяснялся на многих языках, переме­нил десятки профессий, от матроса до капитана на корабле и от заводского слесаря до заве­дующего уездной технической школой. Он пре­восходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт, знания, та­лант вложил он в книги, создав в детской ли­тературе новый жанр, получивший впоследст­вии название научно-художественного.

Он писал о смелых, гордых, самоотвержен­ных людях («Над водой», «Механик Салерно»), книги о редких животных и далеких странах («Про слона», «Мангуста»), книги о технике и о разных человеческих профессиях («Река в упряжке», «Про эту книгу»), рассказы о де­тях («Джарылгач», «Пудя»).

Одновременно с Житковым выступил в детской литературе В. Бианки как автор ко­ротеньких рассказов и сказок о природе, о животном и растительном мире. В 1928 г. из этих миниатюр составилась обширная энцик­лопедия родной природы — знаменитая теперь «Лесная газета». Она вошла в золотой фонд нашей литературы о природе наряду с расска­зами М. Пришвина, «Островом в степи» Г. Замчалова и О. Перовской, «Дерсу Узала» В. Арсеньева, «Волчонком» Е. Чарушина.

О том, как человек подчинил и подчиняет себе неживую природу, создает вещи и заставляет их служить себе, написаны все книги М. Ильина — «Рассказы о вещах», «Сто ты­сяч почему», «Рассказ о великом плане», «Горы и люди», созданная в соавторстве с Е. Сегал книга «Как человек стал великаном».

Советская литература для детей с самых первых дней своего рождения развивалась как литература чрезвычайно разнообразная по жан­рам. Наряду с бытовой, героической и при­ключенческой повестью и рассказом, среди ко­торых в 20—30-е годы выделяются произведе­ния А. Гайдара и Л. Кассиля, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Старая крепость» А. Беляева, развивают­ся жанры сказки и научной фантастики.

В 1928 г. Ю. Олеша написал роман-сказку «Три толстяка», грустную и веселую, утверж­давшую победу честных, смелых и благородных людей над подлыми и злыми, глупыми и ни­чтожными, но наделенными большой властью. Великолепные романтические сказки о побе­де прекрасной человеческой мечты, о ни­чтожестве обывательской суеты и красоте борьбы за добро создал А. Грин («Алые пару­са», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и др.).

А. Толстой в «Золотом ключике, или При­ключениях Буратино» и А. Волков в «Вол­шебнике Изумрудного города» перенесли на русскую почву и заставили зазвучать совре­менно сказки иностранных писателей. И се­годня идут на сценах детских театров вол­шебные пьесы-сказки Т. Габбе и Е. Шварца, сатирически высмеивающие глупость, алчность и другие пороки, воспевающие человека, кото­рый живет и борется для счастья многих.

Смешна и увлекательна сказочно-фан­тастическая история капитана Врунгеля, талантливо рассказанная А. Некрасовым. А на­писанная незадолго перед Великой Отечествен­ной войной сказка Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и сегодня привлекает ребят причудли­вым столкновением «чудес» старого мира с ре­альностью наших дней.

Фантазия писателей помогала ребятам по­пасть в доисторическое прошлое планеты («Плу­тония» и «Земля Санникова» В. Обручева), на другие миры и земли («Прыжок в ничто» А. Беляева), в океанские глубины («Тайна двух океанов» Г. Адамова), показала, сколь необычен растительный и животный микромир («Необы­чайные приключения Карика и Вали» Я. Ларри), предупредила об опасности, которую несет людям империализм в своих попытках добить­ся мирового господства («Гиперболоид инже­нера Гарина» А. Толстого, «Пылающий остров» А. Казанцева).

Уже в 30-е годы ярко выразился многона­циональный характер советской литературы для детей. Рядом с книгами русских писате­лей на полки детских библиотек легли «Школа» С. Айни, «Лесные сказки» О. Иваненко, «Ясочкина книжка» Н. Забилы, стихи М. Джалиля и «Большой оркестр» А. Бикчентаева, «Тайна Соколиного бора» Ю. Збанацкого и многие другие.

Накануне Великой Отечественной войны миллионы ребят читали наизусть стихи «Письмо Ворошилову». К. Е. Ворошилов был тогда военным наркомом. Мальчик, от лица которого написано стихотворение, рассказывал наркому о том, что его старший брат служит в Красной Армии и, если он погибнет, на защиту Родины встанет он сам — автор письма.

Очень популярным было и другое стихо­творение: «Анна-Ванна — бригадир». Оно на­писано в виде диалога:

— Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем!

Это веселое стихотворение давало представ­ление о сложной и трудной работе свинарок, знакомило с заботливой хозяйкой — колхозным бригадиром Анной Ивановной.

И «Письмо Ворошилову» и «Анну-Ванну» написал Лев Моисеевич Квитко (1890—1952). Свои стихи для дошкольников про сад и дом, про солнце, про землю, которая дает щедрый урожай, про кузницу и лесопилку, где дела­ются нужные людям вещи, Квитко писая на своем родном, еврейском языке. Но лучшие наши поэты — С. Маршак, С. Михалков, М. Свет­лов, Е. Благинина — сделали его стихи до­стоянием всех ребят Советской страны, пере­ведя их на русский язык.

Не только ребятам Белоруссии, но и ребя­там других советских республик, ребятам Румынии, Польши, Чехословакии и еще многих стран известно имя белорусского писателя Ян­ки Мавра (р. 1883), автора повестей «ТВТ», «Полесские робинзоны», «Человек идет», «Путь из тьмы».

Трогателен маленький рассказ писателя «Слезы Туби» о цейлонском мальчике. Чтобы не умереть с голоду, Туби должен был каж­дый день, рискуя жизнью, собирать на дне океана жемчужные раковины. Однажды на него напала акула, и Туби погиб. Друзья мальчика выловили акулу-убийцу и в ее утробе на­шли раковины, собранные Туби. Лапы хозяев-торговцев, пославших Туби на смерть, «преж­де всего потянулись к ним. Разбили одну, раз­давили другую, а в третьей увидели огромную, прекрасную жемчужину. Заблестели глаза у козяев, щелкнули они пальцами:

— Вот это — вещь! Тысяч пятьдесят будет!»

А о Туби даже не вспомнили.

Так просто, без нравоучений рассказал Янка Мавр читателям о бесчеловечности капита­листического мира.

Вышедшая в 30-х годах повесть Мавра «ТВТ» породила на какое-то время пионерское дви­жение «тэвэтовцев», подобное тимуровскому,— за хозяйское отношение к вещам, против лени и зазнайства.

Книги Я. Мавра увлекательны по сюжету и глубоко человечны по мысли.

В золотой фонд советской детской литера­туры вошла поэма «Золотой кишлак» таджик­ского поэта Мирсаида Миршакара (р. 1912). Дей­ствие ее развивается вокруг древней памирской легенды про таинственное селение — золотой киш­лак, где все люди живут дружно и не знают нужды. Множество людей погибло в дороге, пытаясь найти путь к золотому кишлаку. Один из героев поэмы, отец юного Шарафджона, уговорив десять земляков, тоже пустился на поиски счастливого селения. Смельчаки обошли многие страны — Иран, Афганистан и другие, — но всюду «одну и ту же видели печаль, одно и то же горе — нищету, одну и ту же суету — тщету». Погибли десять спутников отца Шарафджона, сам он стал глубоким стариком, и тут-то наконец он увидел селение, залитое элек­трическим светом, реки, изменившие свои из­вечные русла, орошающие тучные поля хлопка, и щедро плодоносящие сады, новые дома и радостные улыбки на лицах людей. С удивле­нием узнает старик среди жителей золотого кишлака своего сына, которого покинул двад­цать лет назад. Оказалось, это его родной киш­лак. Шарафджон объясняет отцу, что

...счастья нет готового нигде — Ни на Земле, ни на другой звезде.

Пока путники искали готовое счастье, их земляки изменили жизнь у себя на родине, изменили своей борьбой, трудом.

У нас не рай. Был труден каждый шаг. Не весь достроен Золотой Кишлак, Но в ясный край мы знаем путь прямой...—говорит отцу Шарафджон. И читатель прони­кается сознанием, что и он придет в мир не на все готовое, что и ему придется еще много рабо­тать для улучшения жизни. Важно только, чтобы и в будущем идти по избранной верной дороге.

В создании советской детской литературы принимали участие почти все большие писате­ли, от М. Горького, подарившего ребятам несколько превосходных сказок — «Воробьиш­ка», «Яшка», «Самовар», повести «Детство» и «В людях», рассказ «Дед Архип и Ленька», до наших современников — К. Паустовского, К. Федина, М. Шолохова (см. статьи об этих писателях).

Все ребята нашей страны знают повесть «Белеет парус одинокий» Валентина Петровича Катаева (р. 1897). Писатель создал эту книгу уже после того, как прославился романом-хро­никой «Время, вперед!» и другими произведе­ниями «для взрослых».

История дружбы сына учителя Пети Бачей с маленьким рыбаком Гавриком Черноиваненко составляет сюжет повести «Белеет парус одинокий». В старой, дореволюционной дет­ской литературе часто изображалось, как маль­чик из богатой семьи дружил с мальчиком-бедняком, помогал ему, оказывал покровитель­ство. В повести Катаева все происходит наоборот. «Учителем» Пети во многом оказы­вается Гаврик. Благодаря дружбе с ним Петя начинает понимать, «что Россия — несчастная, что, кроме папы, есть еще какие-то самые лучшие люди, которые гниют на каторгах, что царь — дурак и пьяница» и т. д.

Конечно, Петя и не зная Гаврика оказался бы свидетелем исторических событий 1905 г., происходящих в Одессе. Но без Гаврика Петя никогда бы не познакомился с революцион­ным матросом с броненосца «Потемкин», не выполнял бы боевого задания дружинников, при­нося им в ранцах и карманах «ушки» — патроны.

Но и Петя оказывает благотворное влияние на своего друга. В общении с интеллигентным, тонко чувствующим красоту природы и поэзию жизни Петей Гаврик незаметно для себя ду­ховно обогащается.

Вслед за этим первым произведением для детей Катаев написал сказки, лучшая из которых «Цветик-семицветик», книгу о граж­данской войне «Я сын трудового народа», рас­сказы о Великой Отечественной войне и по­весть «Сын полка».

«Белеет парус одинокий» В. Катаев написал в 1936 г. В этом же году, отдыхая в санатории под Ленинградом, Вениамин Александрович Ка­верин (р. 1902) — к тому времени уже известный писатель, автор нескольких «взрослых» книг — познакомился с молодым ученым, который в тече­ние шести вечеров рассказал писателю историю своей жизни. Сначала Каверин просто слушал, потом стал записывать. Из этих записей вырос замечательный роман «Два капитана», а исто­рия детства и юности молодого ученого стала историей главного героя романа — Сани Гри­горьева. Герои романа Каверина Саня Гри­горьев и Катя Татаринова полюбились совет­ским школьникам, а их девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» как эста­фета передается от одного поколения ребят к другому.

В годы Великой Отечественной войны, буду­чи корреспондентом «Известий» на Северном флоте, В. Каверин работал над продолжением романа. И в 1944 г. появилась вторая книга «Двух капитанов», рассказывающая об участии Сани Григорьева в защите Родины от фашистов.

Кроме романа «Два капитана», В. Каверин написал для ребят несколько сказок. Лучшие из них — «Много хороших людей и один за­вистник» и «Легкие шаги».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ