. Поиски героя
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Поиски героя

Поиски героя

Как и поэзия, советская проза для детей за­рождалась и развивалась в нелегком преодо­лении «традиций» старой литературы. Даже в первые годы Советской власти продолжали

выходить надуманные, слащавые книги очень популярных в начале века писательниц Лидии Чарской и Клавдии Лукашевич. Эти книги предлагали фальшивый, мещанский идеал кра­соты и добра. Но как при отсутствии натураль­ных продуктов человек готов довольствоваться суррогатом, так отсутствие подлинно романти­ческой, героической литературы обращало взо­ры читателя к литературе ложноромантической, малохудожественной.

Первой навстречу читательской потребности в исключительном, благородном герое пришла историческая и историко-революционная проза. Уже в 1920 г. была переиздана повесть Ал. Алтаева (псевдоним писательницы М. В. Ям­щиковой) «Под знаменем башмака» — о вожде крестьянского восстания в Германии в XVI в. Томасе Мюнцере. Затем появляются «Мальчий бунт» С. Григорьева — о юных участниках знаменитой морозовской стачки, его же «Берко-кантонист» — о тяжелой судьбе еврейского маль­чика, чье детство проходит в военной школе николаевских времен; повести «Малахов кур­ган» — о героической севастопольской обороне в период крымской войны и «Победа моря» — о детстве знаменитого русского адмирала С. Макарова. Полюбились юным читателям и по­весть «Алжирский пленник» Э. Выгодской — о трагической судьбе бессмертного автора «Дон Кихота», и повесть о пугачевском восстании — «Горный завод Петра III» Т. Богданович. Ге­роическая биография пламенного ленинца Н. Э. Баумана отразилась в книге «Грач — птица весенняя» С. Мстиславского. О детских годах С. М. Кирова написала А. Голубева в книге «Мальчик из Уржума».

В 1923 г. появилась повесть А. Неверова «Ташкент — город хлебный». В ее герое, дере­венском мальчишке Мишке Додонове, сметли­вом, упорном, побеждающем в борьбе за жизнь и хлеб многие препятствия, ребята узнавали самих себя. Этот герой вызывал у читателей сим­патии тем более искренние, что он был их со­временником, его судьба перекликалась с судь­бами тысяч и тысяч российских ребят. В 20-е годы у Мишки Додонова появилось немало литературных братьев и сестер — мальчишек и девчонок, оказавшихся в вихре событий граж­данской войны, послевоенной разрухи и беспризорничества.

В 1927 г. почти одновременно вышли «Днев­ник Кости Рябцева» Н. Огнева и «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева. Этим кни­гам суждено было сыграть этапную роль в раз­витии советской литературы для детей. Их главное достоинство — большая правда жизни. Учительница О. Ф. Леонова писала о книге Н. Огнева: «Дневник Кости Рябцева» является дневником поколения советского юношества 1923—1925 годов. Писатель не боялся говорить правду, не отворачивался от нее, не занимал­ся нивелировкой и приглаживанием своих вих­растых юных героев и героинь. Подчас эта правда была для нас неприятной, жестокой, но это была правда советского писателя, бла­годаря которой многое скрытое от наших взо­ров стало явным». То же можно сказать и о «Республике Шкид».

В этой книге мальчишки 20-х годов явились читателю именно такими, какими они и были в жизни,— оборванными и голодными, весе­лыми, остроумными, неунывающими. Они пре­зирали бесталанных и злых педагогов, но глу­боко уважали справедливого и умного дирек­тора школы Викниксора. Иногда они были спо­собны на озорство, даже грубость, но только не на подлый поступок. Они свято хранили не­писаные законы товарищества.

Год спустя один из авторов «Республики Шкид», Л. Пантелеев, написал рассказ «Часы». По словам Ю. Фучика, это было первое произ­ведение, с большой психологической и художе­ственной правдой раскрывшее простую, ка­залось бы, мысль: нельзя воровать в соци­алистическом государстве.

Во все века ребят больше всего увлекали книги о героическом. Поэтому не случайно в 20-е годы особенно шумный успех выпал на долю повестей П. Бляхина «Красные дьяволя­та» (1923) и Л. Остроумова «Макар-следопыт» (1925). Если и сегодня вам в руки попадут эти книги, вы прочтете их не отрываясь: так увлекательны приключения их юных героев на фронтах гражданской войны; герои «Крас­ных дьяволят», например, берут в плен самого батьку Махно и доставляют его к крас­ным в мешке из-под муки.

Однако пройдет несколько лет, и, перечиты­вая «Макара-следопыта» и «Красных дьяволят», вы найдете их надуманными. Да, их содержание героично и романтично, и это несомненно вызы­вает восторг юного читателя. Но форма, в кото­рой проявляется героическое содержание, не соответствует правде жизни, оттого и само содержание взрослому читателю кажется лож­ным: слишком легко даются юным героям их подвиги, слишком беспомощны в сравнении с ребятами взрослые герои книг. Ребята этого еще не замечают, их захватывает острота сю­жета. Но если судить о жизни по таким книж­кам, то представление о ней будет вырабаты­ваться самое превратное.

А вот «Красный бакен» С. Григорьева, по­жалуй, не менее увлекателен, чем «Красные дьяволята», но перечитывать его, как и «Республику Шкид», «Часы», «Дневник Кости Рябцева», интересно в любом возрасте. Это тоже рассказ про гражданскую войну. И тоже о под­виге. И герой его тоже мальчик, Максимка. Спасая судно красных от гибели, он указывает командиру знакомый ему безопасный путь меж­ду минными заграждениями. Подвиг этот ре­ален: его мог повторить любой сверстник Мак­симки, будь он смелым, самоотверженным че­ловеком, верящим в справедливое и святое дело красных.

Подлинных вершин героико-романтическая повесть достигла в творчестве А. Гайдара. Рассказ «Р. В. С.» (1926), а вслед за ним повесть «Школа» (1930) окончательно утвердили ту исти­ну, что о гражданской войне, как и вообще о вой­не, надо писать без прикрас. Писатель стремился показать, что убийство, даже если это убийство заклятого врага, даже если оно абсолютно не­обходимо, не может доставить радость здраво­мыслящему человеку. Смысл человеческой жиз­ни в том, чтобы охранять мир, работать, учить­ся, растить детей.

В конце 20-х годов написал для ребят свою первую книгу один из старейших и замечатель­нейших мастеров детской литературы — Лев Абрамович Кассиль (р. 1905). Юношей он приехал в Москву из родного приволжского городка, по­ступил учиться на математическое отделение университета, начал сотрудничать в газетах. Но потихоньку от всех писал повесть «о том, как рухнула старая школа». «С первыми ее стра­ницами, — вспоминает Кассиль,— я, волнуясь, пришел в маленький Гендриков переулок за Таганкой, туда, куда давно меня влекло вос­торженное преклонение перед громоподобным талантом жившего там человека. Я взбежал по лестнице, а сердце у меня от волнения скатилось вниз по ступенькам. Я позвонил у двери, на которой была прибита медная до­щечка с именем Маяковского. Я позвонил, и мне открыли.

Через эту дверь я и вошел в литературу».

Маяковскому понравилось написанное моло­дым журналистом. Он напечатал главы из по­вести в журнале «Новый Леф», который в то время редактировал. Повесть называлась «Кон­дуит». Через несколько лет Кассиль написал продолжение. Так получилась знаменитая кни­га «Кондуит и Швамбрания», которой зачиты­вались и зачитываются все советские ребята.

Кассиль писал свои книги, не прекращая журналистской работы. Он вел репортажи с праздничных торжеств и с трибун стадионов, он провожал в полет через Северный полюс Валерия Чкалова и встречал мужественных челюскинцев. Сама жизнь подсказывала ему темы для новых книг.

Вслед за автобиографической повестью о неугомонных и пытливых Леле и Оське Кассиль пишет роман о вратаре республики Антоне Кандидове, повести о Гешке Черемыше, ко­торый выдает себя за брата знаменитого лет­чика Климентия Черемыша, о Симе Крупицыной, настойчиво ищущей свою точку «великого противостояния» в жизни. В годы Великой Оте­чественной войны писатель создает книгу о дорогих своих мальчишках — ремесленнике Кап­ке Бутыреве из Рыбачьего Затона и его вер­ных друзьях-синегорцах; в послевоенные го­ды совместно с М. Поляновским — повесть о юном герое Керченской обороны Володе Дубинине, книгу о безвременно погибшем та­лантливом художнике — московском школьни­ке Коле Дмитриеве, роман о нелегком пути лыж­ницы Наташи Скуратовой к славе олимпий­ской чемпионки и другой спортивный роман — «Чаша гладиатора» — о трудностях судьбы циркового атлета Артема Незабудного. Уже срав­нительно недавно, откликаясь на потребность ребят больше знать о завтрашнем, коммуни­стическом обществе, Кассиль написал книгу «Про жизнь совсем хорошую», а затем увлекатель­ную повесть о маленьком принце Дэлихьяре из восточной страны Джунгахоры, который ока­зался на отдыхе в советском пионерском ла­гере.

В произведениях Кассиля всегда есть место романтической мечте, сказке, и в то же время они производят впечатление подлинных до­кументов жизни. Всем своим творчеством, всей своей неугомонной жизнью писатель внушает юным читателям: настоящая жизнь, настоящее счастье не в случае, не в «везении», не в схва­ченной ненароком славе, а в долгом, каждо­дневном подвиге труда, в самоотверженном служении людям.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ