.
Меню сайта
|
Поиски герояПоиски герояКак и поэзия, советская проза для детей зарождалась и развивалась в нелегком преодолении «традиций» старой литературы. Даже в первые годы Советской власти продолжали выходить надуманные, слащавые книги очень популярных в начале века писательниц Лидии Чарской и Клавдии Лукашевич. Эти книги предлагали фальшивый, мещанский идеал красоты и добра. Но как при отсутствии натуральных продуктов человек готов довольствоваться суррогатом, так отсутствие подлинно романтической, героической литературы обращало взоры читателя к литературе ложноромантической, малохудожественной. Первой навстречу читательской потребности в исключительном, благородном герое пришла историческая и историко-революционная проза. Уже в 1920 г. была переиздана повесть Ал. Алтаева (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) «Под знаменем башмака» — о вожде крестьянского восстания в Германии в XVI в. Томасе Мюнцере. Затем появляются «Мальчий бунт» С. Григорьева — о юных участниках знаменитой морозовской стачки, его же «Берко-кантонист» — о тяжелой судьбе еврейского мальчика, чье детство проходит в военной школе николаевских времен; повести «Малахов курган» — о героической севастопольской обороне в период крымской войны и «Победа моря» — о детстве знаменитого русского адмирала С. Макарова. Полюбились юным читателям и повесть «Алжирский пленник» Э. Выгодской — о трагической судьбе бессмертного автора «Дон Кихота», и повесть о пугачевском восстании — «Горный завод Петра III» Т. Богданович. Героическая биография пламенного ленинца Н. Э. Баумана отразилась в книге «Грач — птица весенняя» С. Мстиславского. О детских годах С. М. Кирова написала А. Голубева в книге «Мальчик из Уржума». В 1923 г. появилась повесть А. Неверова «Ташкент — город хлебный». В ее герое, деревенском мальчишке Мишке Додонове, сметливом, упорном, побеждающем в борьбе за жизнь и хлеб многие препятствия, ребята узнавали самих себя. Этот герой вызывал у читателей симпатии тем более искренние, что он был их современником, его судьба перекликалась с судьбами тысяч и тысяч российских ребят. В 20-е годы у Мишки Додонова появилось немало литературных братьев и сестер — мальчишек и девчонок, оказавшихся в вихре событий гражданской войны, послевоенной разрухи и беспризорничества. В 1927 г. почти одновременно вышли «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева и «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева. Этим книгам суждено было сыграть этапную роль в развитии советской литературы для детей. Их главное достоинство — большая правда жизни. Учительница О. Ф. Леонова писала о книге Н. Огнева: «Дневник Кости Рябцева» является дневником поколения советского юношества 1923—1925 годов. Писатель не боялся говорить правду, не отворачивался от нее, не занимался нивелировкой и приглаживанием своих вихрастых юных героев и героинь. Подчас эта правда была для нас неприятной, жестокой, но это была правда советского писателя, благодаря которой многое скрытое от наших взоров стало явным». То же можно сказать и о «Республике Шкид». В этой книге мальчишки 20-х годов явились читателю именно такими, какими они и были в жизни,— оборванными и голодными, веселыми, остроумными, неунывающими. Они презирали бесталанных и злых педагогов, но глубоко уважали справедливого и умного директора школы Викниксора. Иногда они были способны на озорство, даже грубость, но только не на подлый поступок. Они свято хранили неписаные законы товарищества. Год спустя один из авторов «Республики Шкид», Л. Пантелеев, написал рассказ «Часы». По словам Ю. Фучика, это было первое произведение, с большой психологической и художественной правдой раскрывшее простую, казалось бы, мысль: нельзя воровать в социалистическом государстве. Во все века ребят больше всего увлекали книги о героическом. Поэтому не случайно в 20-е годы особенно шумный успех выпал на долю повестей П. Бляхина «Красные дьяволята» (1923) и Л. Остроумова «Макар-следопыт» (1925). Если и сегодня вам в руки попадут эти книги, вы прочтете их не отрываясь: так увлекательны приключения их юных героев на фронтах гражданской войны; герои «Красных дьяволят», например, берут в плен самого батьку Махно и доставляют его к красным в мешке из-под муки. Однако пройдет несколько лет, и, перечитывая «Макара-следопыта» и «Красных дьяволят», вы найдете их надуманными. Да, их содержание героично и романтично, и это несомненно вызывает восторг юного читателя. Но форма, в которой проявляется героическое содержание, не соответствует правде жизни, оттого и само содержание взрослому читателю кажется ложным: слишком легко даются юным героям их подвиги, слишком беспомощны в сравнении с ребятами взрослые герои книг. Ребята этого еще не замечают, их захватывает острота сюжета. Но если судить о жизни по таким книжкам, то представление о ней будет вырабатываться самое превратное. А вот «Красный бакен» С. Григорьева, пожалуй, не менее увлекателен, чем «Красные дьяволята», но перечитывать его, как и «Республику Шкид», «Часы», «Дневник Кости Рябцева», интересно в любом возрасте. Это тоже рассказ про гражданскую войну. И тоже о подвиге. И герой его тоже мальчик, Максимка. Спасая судно красных от гибели, он указывает командиру знакомый ему безопасный путь между минными заграждениями. Подвиг этот реален: его мог повторить любой сверстник Максимки, будь он смелым, самоотверженным человеком, верящим в справедливое и святое дело красных. Подлинных вершин героико-романтическая повесть достигла в творчестве А. Гайдара. Рассказ «Р. В. С.» (1926), а вслед за ним повесть «Школа» (1930) окончательно утвердили ту истину, что о гражданской войне, как и вообще о войне, надо писать без прикрас. Писатель стремился показать, что убийство, даже если это убийство заклятого врага, даже если оно абсолютно необходимо, не может доставить радость здравомыслящему человеку. Смысл человеческой жизни в том, чтобы охранять мир, работать, учиться, растить детей. В конце 20-х годов написал для ребят свою первую книгу один из старейших и замечательнейших мастеров детской литературы — Лев Абрамович Кассиль (р. 1905). Юношей он приехал в Москву из родного приволжского городка, поступил учиться на математическое отделение университета, начал сотрудничать в газетах. Но потихоньку от всех писал повесть «о том, как рухнула старая школа». «С первыми ее страницами, — вспоминает Кассиль,— я, волнуясь, пришел в маленький Гендриков переулок за Таганкой, туда, куда давно меня влекло восторженное преклонение перед громоподобным талантом жившего там человека. Я взбежал по лестнице, а сердце у меня от волнения скатилось вниз по ступенькам. Я позвонил у двери, на которой была прибита медная дощечка с именем Маяковского. Я позвонил, и мне открыли. Через эту дверь я и вошел в литературу». Маяковскому понравилось написанное молодым журналистом. Он напечатал главы из повести в журнале «Новый Леф», который в то время редактировал. Повесть называлась «Кондуит». Через несколько лет Кассиль написал продолжение. Так получилась знаменитая книга «Кондуит и Швамбрания», которой зачитывались и зачитываются все советские ребята. Кассиль писал свои книги, не прекращая журналистской работы. Он вел репортажи с праздничных торжеств и с трибун стадионов, он провожал в полет через Северный полюс Валерия Чкалова и встречал мужественных челюскинцев. Сама жизнь подсказывала ему темы для новых книг. Вслед за автобиографической повестью о неугомонных и пытливых Леле и Оське Кассиль пишет роман о вратаре республики Антоне Кандидове, повести о Гешке Черемыше, который выдает себя за брата знаменитого летчика Климентия Черемыша, о Симе Крупицыной, настойчиво ищущей свою точку «великого противостояния» в жизни. В годы Великой Отечественной войны писатель создает книгу о дорогих своих мальчишках — ремесленнике Капке Бутыреве из Рыбачьего Затона и его верных друзьях-синегорцах; в послевоенные годы совместно с М. Поляновским — повесть о юном герое Керченской обороны Володе Дубинине, книгу о безвременно погибшем талантливом художнике — московском школьнике Коле Дмитриеве, роман о нелегком пути лыжницы Наташи Скуратовой к славе олимпийской чемпионки и другой спортивный роман — «Чаша гладиатора» — о трудностях судьбы циркового атлета Артема Незабудного. Уже сравнительно недавно, откликаясь на потребность ребят больше знать о завтрашнем, коммунистическом обществе, Кассиль написал книгу «Про жизнь совсем хорошую», а затем увлекательную повесть о маленьком принце Дэлихьяре из восточной страны Джунгахоры, который оказался на отдыхе в советском пионерском лагере. В произведениях Кассиля всегда есть место романтической мечте, сказке, и в то же время они производят впечатление подлинных документов жизни. Всем своим творчеством, всей своей неугомонной жизнью писатель внушает юным читателям: настоящая жизнь, настоящее счастье не в случае, не в «везении», не в схваченной ненароком славе, а в долгом, каждодневном подвиге труда, в самоотверженном служении людям. |
ПОИСК
Block title
|