.
Меню сайта
|
Езда в незнаемое. Барто. МихалковЕзда в незнаемое. Барто. МихалковИ все же коренной поворот в детской литературе наступил только после Великой Октябрьской социалистической революции. Не покорных, бессловесных слуг, а гордых, смелых, самостоятельно мыслящих и инициативных людей хотело воспитать новое государство. Воспитание правдой стало основополагающим требованием к детской литературе. «Больше всего хотелось бы, — писала Н. К. Крупская, — чтобы детская литература помогла бы лучше понять реальную жизнь, реальную борьбу живых людей...» А. М. Горький призывал детских писателей создавать книги, в которых ярко проявилось бы значение человеческого труда — единственного источника культуры, материальных и духовных ценностей. Та многокрасочная, богатейшая советская детская литература, которую мы знаем сейчас, возникла не сразу. Родиться и окрепнуть помогли ей основоположники социалистического реализма Горький и Маяковский. Они своим творчеством как бы проложили основные магистральные пути, по которым пошла в дальнейшем наша детская литература. Первые победы ждали ее в жанре стихотворной и драматической сказки. Было похоже, что в доме, где прежде было открыто всего несколько окон, начали распахивать никогда прежде не открывавшиеся ставни. И в каждом окне предстало взору невиданное раньше, «...появился «Крокодил» К. И. Чуковского, возбудив шум, интерес, удивление, как то бывает при новом явлении литературы», — отмечал Ю. Тынянов. Написанная еще до революции, но изданная отдельной книжкой в 1919 г., стихотворная сказка «Крокодил» положила начало сказочному миру Чуковского. В этом пестром мире людей, зверей, насекомых злые силы торжествовали лишь временно. Благодаря отваге, верности, благородству положительных героев в конце концов всегда побеждало добро. В сказках Чуковского удачно слились нравственная идея и стих, приближающийся по своему духу к детскому фольклору и детскому восприятию. Ничуть не менее яркий и фантастический, но как бы более согласный с народной традицией мир открылся в творчестве С. Я. Маршака. Вместе со зверятами здесь живут отважный пожарный Кузьма, неутомимые почтальоны, славный и нелепый человек рассеянный, артисты цирка, работяга мороженщик... Но в первых произведениях Маршака для детей мир этот, яркий, многокрасочный, реальный, существовал как бы вне времени. Пожар, случившийся по вине неосторожной Леночки («Пожар», 1923), мог возникнуть всегда. И пожарные, почтальоны по самому долгу своей службы обязаны были поступать так, как поступают они у Маршака. Но вот вы читаете стихотворение «Вчера и сегодня» о преимуществе электрической лампы перед керосиновой, символическую сказку-быль «Война с Днепром» (1931), острую политическую сатиру «Мистер Твистер» (1933) и, наконец, «Балладу о неизвестном герое» (1938) — о простом пареньке, рожденном новым, советским строем жизни,— и замечаете, как решительно проникает современность в поэзию Маршака. Самое трудное в поэзии для детей — написать хорошие стихи на политическую тему. И с этим умело справился В. Маяковский. Начиная с 1925 г. он создает специально для ребят «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Прочти и катай в Париж и в Китай», «Кем быть?», «Конь-огонь», «Историю Власа, лентяя и лоботряса» и др. О самых сложных вещах — о борьбе рабочих и капиталистов, об общественном характере труда, об ответственности человека перед обществом — Маяковский говорит ненавязчиво, просто. Запоминающиеся, чеканные строки поэта провозглашают идеи патриотизма и интернационализма, пробуждают любовь к труду и людям труда. Обогащенная творческими открытиями К. Чуковского, С. Маршака, В. Маяковского, советская поэзия для детей развивалась, как обширный сад на хорошо подготовленной почве. В 20-е и 30-е годы для ребят писали многие «взрослые» поэты. Но главная заслуга в создании золотого фонда детской поэзии принадлежит тем, кто отдал весь свой талант детям. Уже в самом раннем детстве знакомимся мы с предельно краткими четверостишиями Агнии Львовны Барто (р. 1906) о грустном бычке, неуклюже спускающемся по наклонной дощечке, о беспомощном зайке, оставленном на скамейке под дождем, о мишке, которому бессердечные люди оторвали лапу... Мы растем и читаем более «взрослые» стихи поэтессы, например стихотворение «Дом переехал». Оно начинается с рассказа о том, как передвинули мешавший транспорту дом. И вдруг деловой рассказ сменяет озорная фантазия: не начнут ли дома ходить где попало, если техника шагнет дальше? Вроде бы нелепое предположение. Но разве не из самых «нелепых» фантазий о ковре-самолете родилось ошеломляющее человеческое изобретение — самолет? И вполне вероятно, что такие стихи, как «Дом переехал» А. Барто, научат многих ребят мечтать, пробудят желание изобретать. Смеясь над брюзгой и занудой Иваном Петровичем в другом стихотворении А. Барто — «Наш сосед Иван Петрович», мы, может быть и неприметно для самих себя, ощущаем отвращение к подобным людям, учимся смотреть на мир открыто и радостно. В стихах А. Барто все происходит так, как в настоящей жизни: в них веселье и грусть, беззаботные игры и серьезные раздумья. Не меньшей популярностью, чем стихи А. Барто, пользуются у советских ребят произведения Е. Благининой, С. Михалкова, Д. Хармса, А. Введенского, Е. Трутневой, Н. Кончаловской, Л. Квитко, Н. Забилы. Именно со страниц их книг шагнули в жизнь ребят и обаятельный великан дядя Степа, и упрямо-недоверчивый Фома, и многие другие герои — такие, которым во всем хочется подражать, и такие, что служат наглядным предостережением, каким не следует быть. Не одно поколение ребят дружит с добрым великаном — дядей Степой. Еще бы! Кто из нас не мечтает иметь сильного и верного друга, который из любой беды выручит, во всяком деле поможет! А про дядю Степу сказано: «Был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов». Впервые ребята познакомились с ним в 1936 г., когда вышла небольшая книжка — «Дядя Степа» Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913). Герой ее жил в Москве, у заставы Ильича, работал на Арбате, не раз из-за своего гигантского роста попадал в смешное положение и, благодаря тому же росту и силе, совершал множество благородных поступков, чем заслужил всеобщую любовь и уважение у советских ребят. Шли годы. Вчерашние мальчишки становились солдатами, уходили на фронт. После войны выросло новое поколение читателей детских книг. В 1955 г. они получили продолжение «Дяди Степы» — поэму «Дядя Степа — милиционер». Оказалось, герой так же молод, как и двадцать лет назад, и так же весело и легко помогает людям. Задумывались ли вы, какой точно рост у дяди Степы? «Сорок пятого размера покупал— он сапоги». Людей, которые носят этот размер обуви, довольно много. В то же время дядя Степа «без особенных трудов доставал ребятам змея с телеграфных проводов», а став милиционером, не сходя с моста, выловил из Москвы-реки тонущую старушку. Это уже фантастика. Кажется, что рост дяди Степы постоянно меняется. В зависимости от обстановки действия. Как бы сильно ни увеличивалось препятствие, все равно дяде Степе «по колено все глубокие места». В том, что поступки, непосильные обычным людям, совершаются дядей Степой словно по щучьему веленью, есть немалый смысл. Ведь если вдуматься, то все они в существе своем — самые нормальные человеческие поступки, обычные с точки зрения нашей, советской морали. О ком бы ни писал Михалков, он всегда измеряет величину души своих героев «дяди-степиным» ростом. Пусть даже герой внешне мал и неказист, как Данилка Смирнов из стихотворения «Данила Кузьмич», напоминающий не то ожившего Буратино, не то сказочного гномика. Стоит увидеть Данилку у токарного станка, за работой, как сам герой стихотворения, «человек выше среднего роста», чувствует себя карликом. Чрезвычайно многообразно творчество Михалкова. Тут и мужественно-сдержанные стихи о трех товарищах-коммунистах, захваченных в плен фашистами, и взволнованная беседа о Владимире Ильиче Ленине с читателем, как бы проходящим по залам музея вождя. Тут и героический рассказ о подвиге пионера Миши Королькова, и шутливо-грустные строки о двух неразлучных приятелях, влюбленных во все живое. И рядом — не без лукавого умысла заданный вопрос: «А что у вас?», и убийственно-иронические стихи про упрямца Фому и изнеженного, словно мимоза, маменькиного сыночка, и поэтический рассказ о разбитой хрустальной вазе, вернее, о несокрушимости человеческой дружбы, взаимопомощи... А ведь Михалков не только автор стихотворений. Кто не видел его пьес «Красный галстук», «Я хочу домой», «Сомбреро», «Смех и слезы», не помнит наизусть басен, не восхищается короткими остроумными сказками? Что же объединяет все написанное поэтом? Прежде всего неповторимый поэтический голос Михалкова — предельно естественный, отлично передающий читателю все оттенки человеческих чувств и переживаний. И еще — всегдашнее желание писателя видеть людей, их отношения добрыми, подлинно человечными, бороться за это. О книгах Михалкова можно сказать его же собственными стихами, что их «заветные страницы помогают людям жить, и работать, и учиться, и Отчизной дорожить». |
ПОИСК
Block title
|