. Сатирический роман
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сатирический роман

Сатирический роман

О зрелости сатирико-юмористической лите­ратуры, ее эстетическом качестве принято ' судить по уровню развития прозы. В прозаиче­ских жанрах сатирику дана возможность раз­вернуть широкую панораму современной дей­ствительности, нарисовать многокрасочную кар­тину нравов, отразить борьбу нового со ста­рым во всей ее сложности. Недаром крупнейшие мастера сатирического искусства слова тя­готели к эпосу, выступали как романисты. Что­бы убедиться в этом, стоит только назвать бес­смертные книги «Дон Кихот», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Путешествие Гулливера», «Мерт­вые души». В советской литературе предпри­нимались довольно успешные попытки создать на современном материале большие сатириче­ские полотна.

В 20-х и начале 30-х годов поиски в этом направлении вели А. Толстой, И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Катаев. Автор пронизанной светлым лиризмом книги «Белеет парус одино­кий» В. Катаев в качестве фельетониста и дра­матурга немало энергии и таланта отдал музе пламенной сатиры. Сборник «Горох об стенку» воскрешает эту славную страницу биографии В. Катаева. Юмористическая струя, тонкая ирония, лукавая улыбка окрашивают все твор­чество этого большого художника, кото­рый, кстати сказать, был «крестным отцом» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Авторы романов «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) заслужили любовь и признание широкого круга советских чита­телей. Ильф и Петров, задумав большое по­вествование, обратились как будто к старой как мир теме. Жажда богатства, ненасытная и неуемная страсть к деньгам обуревает персо­нажей этих романов, определяет поведение и поступки Остапа Бендера и его «соратников». Но «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — в мировой литературе произведения принци­пиально новаторские, отнюдь не похожие на традиционный плутовской роман. В годы вели­кого социалистического переустройства мира и человеческих душ происходит переоценка ценностей. Убедительно и остроумно Ильф и Петров рассказывают о крушении старой пси­хологии, о необратимых процессах, которые ведут к гибели буржуазного мира, основан­ного на законах звериного индивидуализма. Галерея блистательно обрисованных типов — осколков разбитого революцией строя — про­ходит перед глазами читателя. Смеясь над ними, мы понимаем: к прошлому возврата нет! Глав­ный персонаж романа, Остап Бендер, — аферист и жулик. Авторы относятся к нему с иронией, но их сатира направлена не против одного Остапа. Рядом с этим предприимчивым, раз­битным, находчивым, энергичным и остроум­ным человеком, «великим комбинатором» копо­шатся его ничтожные «коллеги». Остап на несколько голов выше этих вчерашних господ, ушедших во внутреннюю эмиграцию, новояв­ленных буржуа — нэпманов, подпольных мил­лионеров. Но все эти подонки общества — од­ного поля ягодки. Погоня за драгоценностями, упрятанными в одном из двенадцати стульев, была погоней за призраком. Миражем оказа­лось будущее, которое в радужных красках рисовал себе Бендер, мечтая добыть миллион. Он убедился, что настоящая жизнь проходит мимо него. В нашей стране счастливы и поль­зуются уважением люди труда, а Корейко с его миллионами, нажитыми жульническим путем, противен, жалок и смешон.

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» отразили реальную жизнь на определенном этапе развития страны. Давно уже нет «вороньих слободок», исчезли многие типы и явления, запечатленные сатириками. Но далеко не все «темные пятна» прошлого еще выведены. Романы Ильфа и Петрова учат безошибочно распозна­вать старое в новом, будь то мещанская огра­ниченность, обывательское тупоумие, жадность, косность. Не потеряли своей остроты страницы, разоблачающие бюрократизм, приспособленчество, карьеризм, халтуру, да и просто глу­пость в ее многообразных проявлениях.

Вырастают новые поколения читателей, и романы Ильфа и Петрова становятся их люби­мыми книгами. В чем секрет неувядаемой мо­лодости этих произведений? Весело, остроумно и непринужденно писатели беседуют с читате­лем об очень важном — о смысле жизни, о цели человеческого существования, ярко раскрывают преимущества нового, социалистического строя, новой морали советских людей.

К сожалению, у нас пока еще мало таких талантливых крупных сатирических произве­дений.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ