.
Меню сайта
|
Сатирический романСатирический романО зрелости сатирико-юмористической литературы, ее эстетическом качестве принято ' судить по уровню развития прозы. В прозаических жанрах сатирику дана возможность развернуть широкую панораму современной действительности, нарисовать многокрасочную картину нравов, отразить борьбу нового со старым во всей ее сложности. Недаром крупнейшие мастера сатирического искусства слова тяготели к эпосу, выступали как романисты. Чтобы убедиться в этом, стоит только назвать бессмертные книги «Дон Кихот», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Путешествие Гулливера», «Мертвые души». В советской литературе предпринимались довольно успешные попытки создать на современном материале большие сатирические полотна. В 20-х и начале 30-х годов поиски в этом направлении вели А. Толстой, И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Катаев. Автор пронизанной светлым лиризмом книги «Белеет парус одинокий» В. Катаев в качестве фельетониста и драматурга немало энергии и таланта отдал музе пламенной сатиры. Сборник «Горох об стенку» воскрешает эту славную страницу биографии В. Катаева. Юмористическая струя, тонкая ирония, лукавая улыбка окрашивают все творчество этого большого художника, который, кстати сказать, был «крестным отцом» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Авторы романов «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) заслужили любовь и признание широкого круга советских читателей. Ильф и Петров, задумав большое повествование, обратились как будто к старой как мир теме. Жажда богатства, ненасытная и неуемная страсть к деньгам обуревает персонажей этих романов, определяет поведение и поступки Остапа Бендера и его «соратников». Но «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — в мировой литературе произведения принципиально новаторские, отнюдь не похожие на традиционный плутовской роман. В годы великого социалистического переустройства мира и человеческих душ происходит переоценка ценностей. Убедительно и остроумно Ильф и Петров рассказывают о крушении старой психологии, о необратимых процессах, которые ведут к гибели буржуазного мира, основанного на законах звериного индивидуализма. Галерея блистательно обрисованных типов — осколков разбитого революцией строя — проходит перед глазами читателя. Смеясь над ними, мы понимаем: к прошлому возврата нет! Главный персонаж романа, Остап Бендер, — аферист и жулик. Авторы относятся к нему с иронией, но их сатира направлена не против одного Остапа. Рядом с этим предприимчивым, разбитным, находчивым, энергичным и остроумным человеком, «великим комбинатором» копошатся его ничтожные «коллеги». Остап на несколько голов выше этих вчерашних господ, ушедших во внутреннюю эмиграцию, новоявленных буржуа — нэпманов, подпольных миллионеров. Но все эти подонки общества — одного поля ягодки. Погоня за драгоценностями, упрятанными в одном из двенадцати стульев, была погоней за призраком. Миражем оказалось будущее, которое в радужных красках рисовал себе Бендер, мечтая добыть миллион. Он убедился, что настоящая жизнь проходит мимо него. В нашей стране счастливы и пользуются уважением люди труда, а Корейко с его миллионами, нажитыми жульническим путем, противен, жалок и смешон. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» отразили реальную жизнь на определенном этапе развития страны. Давно уже нет «вороньих слободок», исчезли многие типы и явления, запечатленные сатириками. Но далеко не все «темные пятна» прошлого еще выведены. Романы Ильфа и Петрова учат безошибочно распознавать старое в новом, будь то мещанская ограниченность, обывательское тупоумие, жадность, косность. Не потеряли своей остроты страницы, разоблачающие бюрократизм, приспособленчество, карьеризм, халтуру, да и просто глупость в ее многообразных проявлениях. Вырастают новые поколения читателей, и романы Ильфа и Петрова становятся их любимыми книгами. В чем секрет неувядаемой молодости этих произведений? Весело, остроумно и непринужденно писатели беседуют с читателем об очень важном — о смысле жизни, о цели человеческого существования, ярко раскрывают преимущества нового, социалистического строя, новой морали советских людей. К сожалению, у нас пока еще мало таких талантливых крупных сатирических произведений. |
ПОИСК
Block title
|