. К. А. Федин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

К. А. Федин

К. А. Федин

(р. 1892)

Константин Александрович Федин — один из самых своеобразных и талантливых советских писателей старшего поколения. Детство и ран­няя юность его прошли в старинном русском городе Саратове. «Сейчас я как будто ярче прежнего вспоминаю свою родительскую семью то в одной, то в другой крошечной квартир­ке,— рассказывает Федин,— и детские впечат­ления о Волге с ее неповоротливыми парохо­дами, бесконечными вереницами плотов, про­смоленными рыбачьими дощаниками и пышные фруктовые сады окрестных деревень».

В 1914 г. студент Коммерческого института Федин едет в Германию, чтобы изучить немец­кий язык. Первая мировая война застала его в Нюрнберге. Здесь его задержали как граж­данского пленного. Только в 1918 г. вернулся он на родину и сразу же увлекся литературно-революционной работой. В самый разгар на­ступления Юденича на молодую Советскую республику Федин едет на фронт. Он попадает в Отдельную Башкирскую кавалерийскую ди­визию. Затем (до 1921 г.) работает в газете Седьмой армии «Боевая правда».

Огромная роль в становлении и росте талан­та молодого Федина принадлежит Горькому. «В 1920 году, — вспоминал впоследствии Федин, — я познакомился с Горьким. Нынче, когда про­шло больше трех десятилетий с того памятного февральского дня, я могу сказать еще убежден­нее, чем раньше, что факт этого знакомства с Горьким сделался громадным событием моей писательской жизни. Первая же встреча с ним положила начало сердечному общению, длив­шемуся до его смерти». Об этом К. Федин рассказал в книге «Горький среди нас».

Первое крупное произведение Федина — «Города и годы» (1924) — посвящено граждан­ской войне. В романе передана бурная, бью­щая весенним половодьем революционная сти­хия, «музыка революции» — музыка борьбы, ломки, крушения старого мира. Следующее крупное произведение — роман «Братья» (1927—1928) — рассказывает о становлении но­вого, революционного искусства. В романе «Похищение Европы» (1933—1935) дана яркая картина столкновения буржуазного Запада с Советской Россией в годы первой пятилетки.

В этих трех романах мечущимся, противо­речивым в поисках правды интеллигентам про­тивопоставлены простые и цельные характеры революционеров из народа.

Началась Великая Отечественная война. Федин пишет очерки и рассказы о героизме и силе духа советских людей. Эти произведения военных лет вошли затем в книги «Несколько населенных пунктов» и «Свидание с Ленин­градом».

Историческая победа советского народа в борьбе с фашизмом заставила писателя вер­нуться к прошлому — к годам революции и гражданской войны. Ведь именно тогда на­чался великий путь, приведший к победе в 1945 г. Сразу же после войны Федин кончает роман «Первые радости» (1945), а в 1948 г.— его продолжение «Необыкновенное лето». Глав­ные герои этих произведений — коммунисты, ведущие за собой народ. Молодой революцио­нер Извеков и старый опытный подпольщик Рогозин как бы олицетворяют два неразрыв­но связанных поколения большевистской гвар­дии. Кирилл Извеков и Рогозин — характеры цельные, одухотворенные идеями коммунизма.

В романе «Необыкновенное лето» мы рас­стаемся с героями в боевом 1919 году, и нам, ко­нечно, хочется знать, как сложились их судьбы дальше. Об этом рассказывает новый роман Федина — «Костер» (в настоящее время пи­сатель заканчивает вторую книгу «Костра»).

Суровые дни начала Отечественной войны — сильнейшее испытание характеров героев стар­шего и юного поколения. «Ветер задувает свечу и раздувает костер» — этот эпиграф ро­мана «Костер» подтверждает основную идею произведения: в дни грозных испытаний толь­ко единение с народом, с Родиной дает веру и стойкость, ведет к победе; одиночество лишает сил и губит. Почти во всех своих книгах, а в трилогии особенно, Федин ведет горячий, глубо­кий и очень конкретный разговор о цели, на­правленности искусства, об умении работать.

Борьба за мастерство художника слова для Федина — это прежде всего борьба за высокое реалистическое искусство. Познание действи­тельности направляет художника на поиски изображения правды жизни. Федин никогда не ищет легкого пути; самое характерное для него как писателя — глубочайшее сознание ответственности перед народом, трудности своей профессии. Не менее характерна для Федина и страстная вера в литературу, в писателя, в оп­тимистический исход поисков нового и лучшего.

Взыскательность, огромное трудолюбие при­сущи Федину-художнику. Горький говорил, что настоящий, подлинный писатель — это вели­комученик слова. Эти слова имеют прямое от­ношение к Федину.

Трудно переоценить тот вклад, который внес Константин Федин в русский советский роман, обогатив его великолепными образами рус­ских революционеров, замечательными кар­тинами природы родного Поволжья, поэзией меткого, острого и в то же время необычайно музыкального и живописного русского языка.

К. А. Федину присвоено звание Героя Со­циалистического Труда.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ