. А. Н. Толстой
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. Н. Толстой

А. Н. Толстой

(1883—1945)

Алексей Николаевич Толстой — писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прош­лом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске Самарской губернии — ныне город Пугачев Саратовской области. Он рос в обстановке ди­кого быта разорившихся заволжских помещи­ков. Эту жизнь писатель красочно изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909—1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др.).

Великую Октябрьскую социалистическую ре­волюцию Толстой принял не сразу. Он эмиг­рировал за границу.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни,— писал позже Толстой в автобиографии.— Там я понял, что значит быть парнем, человеком, оторванным от ро­дины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины рус­ской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фанта­стический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Тол­стой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действитель­ности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пя­ти»), фантастический роман «Гиперболоид инже­нера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сест­ры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращен­ная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интел­лигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии опреде­лить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Побе­дивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреж­даю вас — впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненаст­ным, хмурым утром вышли мы в бой за свет­лый день, а враги наши хотят темной разбой­ничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа — Ивана Го­ры, Агриппины, балтийских матросов — Тол­стой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю уда­лось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну рус­ского народа, его величие, нужно хорошо и глу­боко узнать его прошлое: нашу историю, корен­ные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».

Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга — 1929—1930 гг., вторая книга — 1933—1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творче­ских» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петров­ской эпохи: стрелецком бунте, крымских похо­дах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преоб­разовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь на­родных масс.

Создавая роман, Толстой использовал огром­ный материал — исторические исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения, судебные архивы. «Петр I»— один из лучших советских исторических рома­нов, он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине, закон­ную гордость ее прошлым.

Для детей младшего возраста Толстой напи­сал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме со­ветских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский ха­рактер» и другие — вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также дра­матическую повесть «Иван Грозный», состоя­щую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941—1942) и «Трудные годы» (1943).

Замечательный писатель был и выдающимся общественным деятелем. Он неоднократно из­бирался депутатом Верховного Совета СССР,

был избран действительным членом Академии наук СССР.

Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер со­вершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял вид­ное место в русской советской литературе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ