. Н. Ф. Погодин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н. Ф. Погодин

Н. Ф. Погодин

(1900-1962)

Наверное, никогда зал Театра имени Вах­тангова не слышал таких оваций. Десятки раз зрители вызывали артистов, и в первую очередь Б. В. Щукина, игравшего роль В. И. Ле­нина. Среди зрителей было немало таких, кто лично знал Ильича, встречался с ним. И вот они снова встретились с Лениным — на этот раз в зрительном зале,— увидели знакомые же­сты, услышали знакомый голос. Но зрители аплодировали не только актерам и режиссе­рам — они горячо приветствовали автора пьесы «Человек с ружьем», талантливого драматурга Николая Федоровича Погодина (Стукалова).

Это было в 1937 г., когда страна праздно­вала двадцатую годовщину Великой Октябрь­ской социалистической революции. Не раз пи­сатели и поэты обращались к образу великого вождя, но еще ни одному драматургу не уда­лось создать произведение, в котором раскрыл­ся бы образ В. И. Ленина. Первым это сделал Н. Ф. Погодин.

Погодин родился в 1900 г. в станице Гундоровской, на Дону, в семье крестьянина. В 1920 г. начал сотрудничать в ростовских газетах. С 1922 г. статьи и очерки Погодина, горячие и напряженные, как само время, о ко­тором он писал, печатают в «Правде». Погодин много ездил тогда по стране, бывал на заводах и стройках, на фабриках и в деревнях.

В 1929 г. он написал первую пьесу — «Темп» — о строительстве одного из первенцев наших пятилеток: работа в «Правде» оказалась хоро­шей школой для молодого драматурга.

За первой пьесой следует другая — «Поэма о топоре» — увлекательный рассказ о роман­тических годах мирного труда. В пьесе «Мой друг» (1932) Погодин пытался, как он сам гово­рил, создать «полновесное драматургическое произведение о новом человеке», показать раз­личные группы людей, занятые в нашем социа­листическом строительстве, показать рост совет­ских людей, формирование их мировоззрения.

Когда Погодин задумал написать пьесу о В. И. Ленине «Человек с ружьем», он был уже известным драматургом. В театрах шли его пьесы: «После бала» (1932, поставлена в 1934 г.) — о становлении колхозной деревни и «Аристо­краты» (1934, поставлена в 1935 г.) — о строи­тельстве Беломорско-Балтийского канала, о перевоспитании преступников.

Произведения Погодина актуальны, тесно связаны с жизнью. Задумав, например, пьесу «Мой друг», Погодин ездил на строительство Горьковского автомобильного завода, ходил по цехам, знакомился с людьми, вникал в их дела, заботы. В кабинете же писателя происходил лишь завершающий этап работы над пьесой. Но вот Погодин берется за историческую тему и сталкивается с огромными трудностями: давно отгремели залпы революционного вос­стания, нет уже в живых многих его участников, умер Владимир Ильич Ленин. Конечно, есть много документов, книг, воспоминаний, и драматург тщательно их изучает.

Но кто лучше расскажет об Ильиче, чем его собственные работы? И Погодин изучает произведения В. И. Ленина, вникает в суть каждой фразы, обдумывает каждую мысль, выписывает ха­рактерные для Ленина выражения, обороты речи.

Выступая на Третьем Всероссийском съезде Советов в 1918 г., В. И. Ленин отмечал, что победа в нашей стране нового общественного строя стала возможной благодаря верной поли­тике Советской власти, пробудившей к самостоя­тельному творчеству, к новой жизни самые за­битые, самые угнетенные слои населения. В этой речи Ильича прозвучали такие слова: «... пу­скай сотни газет... кричат нам: «диктаторы»,

«насильники» и т. п. слова. Мы знаем, что в народных массах поднимается теперь другой голос; они говорят себе: теперь не надо бояться человека с ружьем, потому что он защищает трудящихся и будет беспощаден в подавлении господства эксплуататоров».

Эту ленинскую мысль Погодин положил в основу пьесы, которую так и назвал — «Чело­век с ружьем».

Тема этой пьесы — Ленин и народ. Главные герои пьесы — рабочий Чибисов и солдат-кре­стьянин Шадрин. Они как бы символизируют союз рабочих и крестьян.

В начале пьесы Шадрин еще очень далек от революции. Ему надоела война, он устал, рвется домой. Но вот, встретившись с боль­шевиками, поняв умом и почувствовав сердцем их правду, Шадрин постепенно меняется. Он понимает: прежде чем вернуться к земле, надо ее отстоять. Кульминация пьесы — встреча и разговор Шадрина с Лениным. Эта встреча завершает перерождение Шадрина — человека с ружьем, ставшего солдатом революции.

Пьеса «Человек с ружьем» — первая в по­годинской трилогии о Ленине. В ней Ленин — организатор и вождь Великого. Октября. Во второй пьесе — «Кремлевские куранты» — Ле­нин предстает как руководитель молодого Совет­ского государства. Всего несколько дней из жизни Ильича показывает нам автор. И тем не менее мы понимаем, как напряженно рабо­тает Ленин, как много у него дел. Видим ленин­скую чуткость, которая и за горой важных дед никогда не позволяла ему забывать о людях, их просьбах, пусть даже маленьких. И еще одна, может быть главная, черта Ленина подчеркнута в пьесе — он мечтатель! Но реальный мечта­тель, который видит страну будущего и рабо­тает не щадя себя во имя этой страны. Ленин мечтает об электрификации России в то время, когда в стране голод и разруха, и увлекает своей мечтой всех. И нет такой силы, которая могла бы противостоять горячей, увлеченной ленинской мысли, подкрепленной железной логикой, знанием народа и верой в него.

Заключает трилогию «Третья, патетическая». Пьеса показывает нам Ленина тяжелоболь­ным — а впереди столько работы! Смерть Владимира Ильича определяет трагедийное звучание пьесы. И в то же время пьеса оптими­стична, потому что мы знаем: на фундаменте, заложенном Лениным, вырастет светлое здание социализма.

Создавая ленинскую трилогию, Погодин продолжал одновременно работать и над дру­гими произведениями. В 1938 г. он написал пьесу о пограничниках «Падь Серебряная». В годы Великой Отечественной войны Погодин пишет ряд пьес о героизме советских людей, после войны — «Сотворение мира», «Минувшие годы», «Бархатный сезон», «Когда ломаются копья», «Рыцари мыльных пузырей», «Сонет Петрарки» и ряд других.

Больше тридцати многоактных, десять одноактных пьес, сценарии кинофильмов «Аристократы», «Чело­век с ружьем», «Кубанские казаки», «Борец и клоун» и другие, большое ко­личество статей по вопросам драматур­гии и театра — таково творческое на­следие замечательного советского драматурга.

Произведениям Погодина свойст­вен острый, отточенный диалог, на­пряженность действия, острый кон­фликт. Характерная черта многих пьес Погодина — юмор, который на­ряду с героикой определяет и их жанр — героическая комедия.

Многие пьесы Погодина вошли в сокровищницу советской литературы, стали советской классикой. Писателю присвоено звание лауреата Ленинской премии.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ