.
Меню сайта
|
Мухтар АуэзовМухтар Ауэзов(1897-1961) Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Так, Мухтар начал знакомство с этой книгой уже в шестилетнем возрасте. Через переводы Абая он впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Крылова и героев их произведений. Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай, до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения и уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах — под общим названием «Путь Абая». В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер народного печальника, общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в. Он дает сведения об истории, экономике, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Государственной премии — «Абай» и Ленинской премии — «Путь Абая». Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность. В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу «Енлик-Кебек» (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра). Этим произведением автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель считался старшим родичем — «отцом» всех многочисленных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насильника, посвящен и первый рассказ Ауэзова «Сиротская доля», написанный им после поездки по Семипалатинской области в качестве члена губисполкома. В большинстве ранних произведений писателя звучит тема раскрепощения женщины («Кто виноват?», «В тени прошлого», «Красавица в трауре»). Особое место в творчестве писателя занимают образы русских революционеров, помогавших героям Ауэзова найти свое место в борьбе с угнетателями. И в последнем, напечатанном уже посмертно произведении М. Ауэзова — «Племя младое», посвященном нашей современности, борьбу за новую жизнь против пережитков патриархальности возглавляет русский коммунист. В конце 1923 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Ленинградского университета, а затем аспирантуру при Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте. Он преподавал в вузах, занимался научной работой. Им создан первый курс истории казахской литературы, курс абаеведения, написано первое научное исследование киргизского эпоса «Манас». Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской ССР, где он вел большую литературоведческую работу. В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды — двадцать пьес, оригинальных и переводных. Наиболее значительная из них — драма «Зарницы» о восстании казахов в 1916 г. против царизма и «Абай», написанная в соавторстве с русским писателем Леонидом Соболевым. Пьесы М. Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в развитии социалистического реализма в казахской литературе. Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и мировую классику, образцы фольклора многих народов нашей страны, Мухтар Ауэзов боролся за высокую идейность и мастерство всего советского многонационального искусства. Творческая и общественная деятельность М. Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской ССР, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Президиуме Союза писателей СССР и Комитете по Ленинским премиям, была посвящена сближению и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества. |
ПОИСК
Block title
|