. Мухтар Ауэзов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Мухтар Ауэзов

Мухтар Ауэзов

(1897-1961)

Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Се­мипалатинской области в семье кочевника-ка­заха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Так, Мухтар начал знакомство с этой книгой уже в шести­летнем возрасте. Через переводы Абая он впер­вые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков — Пушкина, Лер­монтова, Крылова и героев их произведений.

Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества.

В казахской кочевой степи, где жил Абай, до революции почти не было грамотных лю­дей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения и уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах — под общим названием «Путь Абая».

В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер народного печальника, общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и неве­жественного духовенства, борьбе за приобще­ние казахов к русской демократической куль­туре.

Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в. Он дает сведения об истории, экономи­ке, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Государственной премии — «Абай» и Ленинской премии — «Путь Абая». Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность.

В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу «Енлик-Кебек» (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра). Этим произведением автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель счи­тался старшим родичем — «отцом» всех много­численных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насиль­ника, посвящен и первый рассказ Ауэзова «Сиротская доля», написанный им после поездки по Семипалатинской области в качестве члена губисполкома.

В большинстве ранних произведений писа­теля звучит тема раскрепощения женщины («Кто виноват?», «В тени прошлого», «Красави­ца в трауре»).

Особое место в творчестве писателя зани­мают образы русских революционеров, помо­гавших героям Ауэзова найти свое место в борь­бе с угнетателями. И в последнем, напечатан­ном уже посмертно произведении М. Ауэзова — «Племя младое», посвященном нашей совре­менности, борьбу за новую жизнь против пере­житков патриархальности возглавляет рус­ский коммунист.

В конце 1923 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Ленинградского университета, а затем аспирантуру при Средне­азиатском государственном университете в Таш­кенте. Он преподавал в вузах, занимался на­учной работой.

Им создан первый курс истории казах­ской литературы, курс абаеведения, напи­сано первое научное исследование киргиз­ского эпоса «Манас».

Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской ССР, где он вел боль­шую литературоведческую работу.

В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды — двадцать пьес, оригиналь­ных и переводных. Наиболее значительная из них — драма «Зарницы» о восстании казахов в 1916 г. против царизма и «Абай», написанная в соавторстве с русским писателем Леонидом Соболевым. Пьесы М. Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в разви­тии социалистического реализма в казахской литературе.

Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и ми­ровую классику, образцы фольклора многих народов нашей страны, Мухтар Ауэзов борол­ся за высокую идейность и мастерство всего со­ветского многонационального искусства.

Творческая и общественная деятельность М. Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской ССР, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Прези­диуме Союза писателей СССР и Комитете по Ленинским премиям, была посвящена сближе­нию и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ