. Садриддин Айни
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Садриддин Айни

Садриддин Айни

(1878-1954)

Садриддин Саидмурадович Айни — выдаю­щийся писатель Таджикистана. С его «Марша свободы», сочиненного на всемирно известный мотив «Марсельезы» в 1918 г., начинается исто­рия советской таджикской литературы.

Нелегким был путь Айни в литературу. Мальчик на побегушках, дворник, домашний слуга, повар — так осиротевший Айни уже с И лет начинал знакомство с жизнью, с ее жестокостями и несправедливостью. Судьба его в эти годы схожа с детством и юностью Максима Горького. И так же как у Горького, на пути Айни были не только враги, но и пре­данные друзья. Они-то и помогли ему отыскать правильную дорогу, расти духовно и по­литически.

В конце XIX в. Бухарский эмират стано­вится оплотом царского самодержавия в Сред­ней Азии. Насаждаются жестокие порядки, даже чтение газет считается преступным заня­тием, признаком неблагонадежности. Деятель­ность молодого Айни привлекает внимание полицейских чинов эмирата, и ему приходится покинуть Бухару. Несколько месяцев, с сен­тября 1915 г. по апрель 1916 г., он работал на хлопкоочистительном заводе на станции Кзыл-Тепе. Общение с незнакомой доселе ра­бочей средой явилось весьма важным момен­том в биографии будущего писателя. Именно там нашел он героев своих первых повестей, изданных много лет спустя.

Но прежде чем стать писателем, прежде чем безоговорочно и радостно принять Октябрь­скую революцию, Айни должен был пройти еще одно нравственное и физическое испытание.

В апреле 1917 г. перед резиденцией эмира состоялось выступление крайне реакционных сил эмирата, главным образом представителей духовенства. Айни отказался участвовать в этой демонстрации верноподданнических чувств. За это его, как «неверного», схватили дома озве­ревшие фанатики, выволокли на улицу и под­вергли публичному наказанию: он получил 75 ударов палками. Истерзанного Айни бро­сили в мрачное подземелье — тюрьму Обхону. Он разделил бы тяжелую участь многих сво­их сограждан, если бы вскоре не подоспели на выручку русские солдаты, которых Совет рабочих и солдатских депутатов г. Кагана пос­лал на помощь жертвам эмирского террора. На площади перед тюрьмой возник стихийный ми­тинг. Вот тогда-то Айни впервые и встал под красное знамя революции.

После выздоровления начался новый пе­риод в жизни Айни. Он, «отщепенец ислама», нашел в мире, преобразуемом революцией, свое настоящее место.

Ко времени Октябрьской революции у Айни накопилось много лирических стихотворений (одно из первых — «Роза» — появилось в 1896 г. Под ним уже стоял псевдоним Айни, т. е. «глазастый»). После победы Октября Айни стал поэтом революции, летописцем истории родно­го народа. Он выпустил два сборника стихот­ворений — «Искра революции» (1923) и «На па­мять» (1935), проникнутых гражданскими мо­тивами.

В 20-е годы Айни принимает активное уча­стие и в работе органов народного просвещения, в организации и издании первых газет и журналов на таджикском и узбекском язы­ках в г. Самарканде, древнейшем культурном центре Средней Азии. С этим городом у него связана вся дальнейшая жизнь.

Айни работает интенсивно. В 1920 г. он пишет свою первую повесть — «Бухарские па­лачи». Затем в 1924 г. в газете «Овози тоджик» («Голос таджика») публикуется его новая по­весть — «Одина». Подзаголовок ее — «При­ключения одного бедняка таджика (из воспоми­наний о былом гнете)» — ясно говорит о содер­жании повести. В 1930 г. выходит в свет еще одна повесть Айни — «Дохунда», также посвя­щенная недавнему прошлому таджикского кре­стьянства, его борьбе против тирании эмиров и их приспешников.

С 1935 г. Айни работает над автобиографи­ческой повестью «Старая школа» и одновре­менно трудится над первым эпическим повест­вованием— историческим романом «Рабы». Хорошо сказал об этом романе сам писатель: «Я писал этот роман о судьбах моего народа, о жизни прежних поколений, но, признаться, взгляд мой меньше всего был обращен в прош­лое.

Моя мысль устремлялась в будущее. Эта книга о прошлом написана как завет для буду­щего, потому что история только тогда имеет смысл, когда в руках людей она становится организатором борьбы за будущее. Я написал эту книгу для своих детей и внуков, чтобы, взвешивая свидетельства истории, они пол­нее ощущали, как счастлива их собственная судьба».

Видное место в творчестве писателя заняла повесть «Смерть ростовщика» (1939). Это вы­дающееся по своим художественным достоинст­вам произведение. В нем писатель заклеймил прошлое, нарисовал гротескно-сатирический об­раз скряги Кори-Ишкамбы, Кори-брюхача. Ко­ри значит отец корана. Писатель наградил своего героя этим именем как бы в насмешку, желая подчеркнуть его ханжество и лицеме­рие, несовместимые с той маской святости, которую он любил на себя надевать. Образ этого стяжателя и скряги близок таким созда­ниям мировой литературы, как Гобсек, Иудушка Головлев, Плюшкин.

В годы Великой Отечественной войны С. Айни написал две исторические повести— «Восстание Муканы» и «Герой таджикского народа Темур-малик».

В конце 30-х годов у писателя складывается замысел эпопеи «Ёддоштхо» — «Воспомина­ния» (на русском языке она выходила и под названием «Бухара»). Отдельным изданием кни­га вышла в свет в 1949 г. Тогда же появился и первый русский перевод, осуществленный С. Бо­родиным. За первую и вторую книги «Бухары» пи­сатель был награжден Государственной премией второй степени. Четвертая часть этой эпопеи, посвященная 25-й годовщине Таджикской рес­публики, опубликована в 1954 г. Повество­вание охватывает период последних пятнадцати лет XIX в. и завершается описанием собы­тий, предшествующих началу первой русской революции. Смерть помешала писателю довести повествование до задуманного конца — до Ве­ликой Октябрьской революции. «Воспомина­ния» — выдающееся произведение всей совет­ской многонациональной литературы.

Главный герой «Воспоминаний» — сам ав­тор, чья память сохранила отчетливый облик эмирской Бухары, вместила судьбы сотен лю­дей, среди которых сформировалась личность будущего художника, реалиста и гуманиста.

Каждое событие, о котором рассказано в «Вос­поминаниях», каким бы порою частным и мало­значительным ни казалось оно на первый взгляд, благодаря мастерству рассказчика вос­принимается как весьма важное, так как оно влияло на духовную жизнь героя, на его миро­воззрение и психологию. В эпопее Айни много образов, выписанных автором с большим мас­терством. Это — отец писателя Усто-Аммак, чудесная старая сказочница Тутти-пошо, дру­зья юности — поэты Мунзим и Хайрат, то­варищи и соученики по школе, многие из тех «бессмертных народных талантов, которые, — по словам автора,— в эмирской Бухаре не только не воспитывались и не развивались, но сго­рали, превратившись в пепел, развеянный вет­ром бытия».

С. Айни — автор первых таджикских рома­нов, повестей, мемуаров, историко-литературоведческих исследований. За свой неустанный патриотический труд он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Айни был избран академиком и стал первым прези­дентом Академии наук своей республики.

В Таджикистане никогда не говорят просто «Айни», но всегда добавляют «устод Айни», «мастер Айни». И в этом находит выражение самое почетное и трогательное признание за­слуг большого писателя, поэта, ученого и про­сто человека.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ