.
Меню сайта
|
Садриддин АйниСадриддин Айни(1878-1954) Садриддин Саидмурадович Айни — выдающийся писатель Таджикистана. С его «Марша свободы», сочиненного на всемирно известный мотив «Марсельезы» в 1918 г., начинается история советской таджикской литературы. Нелегким был путь Айни в литературу. Мальчик на побегушках, дворник, домашний слуга, повар — так осиротевший Айни уже с И лет начинал знакомство с жизнью, с ее жестокостями и несправедливостью. Судьба его в эти годы схожа с детством и юностью Максима Горького. И так же как у Горького, на пути Айни были не только враги, но и преданные друзья. Они-то и помогли ему отыскать правильную дорогу, расти духовно и политически. В конце XIX в. Бухарский эмират становится оплотом царского самодержавия в Средней Азии. Насаждаются жестокие порядки, даже чтение газет считается преступным занятием, признаком неблагонадежности. Деятельность молодого Айни привлекает внимание полицейских чинов эмирата, и ему приходится покинуть Бухару. Несколько месяцев, с сентября 1915 г. по апрель 1916 г., он работал на хлопкоочистительном заводе на станции Кзыл-Тепе. Общение с незнакомой доселе рабочей средой явилось весьма важным моментом в биографии будущего писателя. Именно там нашел он героев своих первых повестей, изданных много лет спустя. Но прежде чем стать писателем, прежде чем безоговорочно и радостно принять Октябрьскую революцию, Айни должен был пройти еще одно нравственное и физическое испытание. В апреле 1917 г. перед резиденцией эмира состоялось выступление крайне реакционных сил эмирата, главным образом представителей духовенства. Айни отказался участвовать в этой демонстрации верноподданнических чувств. За это его, как «неверного», схватили дома озверевшие фанатики, выволокли на улицу и подвергли публичному наказанию: он получил 75 ударов палками. Истерзанного Айни бросили в мрачное подземелье — тюрьму Обхону. Он разделил бы тяжелую участь многих своих сограждан, если бы вскоре не подоспели на выручку русские солдаты, которых Совет рабочих и солдатских депутатов г. Кагана послал на помощь жертвам эмирского террора. На площади перед тюрьмой возник стихийный митинг. Вот тогда-то Айни впервые и встал под красное знамя революции. После выздоровления начался новый период в жизни Айни. Он, «отщепенец ислама», нашел в мире, преобразуемом революцией, свое настоящее место. Ко времени Октябрьской революции у Айни накопилось много лирических стихотворений (одно из первых — «Роза» — появилось в 1896 г. Под ним уже стоял псевдоним Айни, т. е. «глазастый»). После победы Октября Айни стал поэтом революции, летописцем истории родного народа. Он выпустил два сборника стихотворений — «Искра революции» (1923) и «На память» (1935), проникнутых гражданскими мотивами. В 20-е годы Айни принимает активное участие и в работе органов народного просвещения, в организации и издании первых газет и журналов на таджикском и узбекском языках в г. Самарканде, древнейшем культурном центре Средней Азии. С этим городом у него связана вся дальнейшая жизнь. Айни работает интенсивно. В 1920 г. он пишет свою первую повесть — «Бухарские палачи». Затем в 1924 г. в газете «Овози тоджик» («Голос таджика») публикуется его новая повесть — «Одина». Подзаголовок ее — «Приключения одного бедняка таджика (из воспоминаний о былом гнете)» — ясно говорит о содержании повести. В 1930 г. выходит в свет еще одна повесть Айни — «Дохунда», также посвященная недавнему прошлому таджикского крестьянства, его борьбе против тирании эмиров и их приспешников. С 1935 г. Айни работает над автобиографической повестью «Старая школа» и одновременно трудится над первым эпическим повествованием— историческим романом «Рабы». Хорошо сказал об этом романе сам писатель: «Я писал этот роман о судьбах моего народа, о жизни прежних поколений, но, признаться, взгляд мой меньше всего был обращен в прошлое. Моя мысль устремлялась в будущее. Эта книга о прошлом написана как завет для будущего, потому что история только тогда имеет смысл, когда в руках людей она становится организатором борьбы за будущее. Я написал эту книгу для своих детей и внуков, чтобы, взвешивая свидетельства истории, они полнее ощущали, как счастлива их собственная судьба». Видное место в творчестве писателя заняла повесть «Смерть ростовщика» (1939). Это выдающееся по своим художественным достоинствам произведение. В нем писатель заклеймил прошлое, нарисовал гротескно-сатирический образ скряги Кори-Ишкамбы, Кори-брюхача. Кори значит отец корана. Писатель наградил своего героя этим именем как бы в насмешку, желая подчеркнуть его ханжество и лицемерие, несовместимые с той маской святости, которую он любил на себя надевать. Образ этого стяжателя и скряги близок таким созданиям мировой литературы, как Гобсек, Иудушка Головлев, Плюшкин. В годы Великой Отечественной войны С. Айни написал две исторические повести— «Восстание Муканы» и «Герой таджикского народа Темур-малик». В конце 30-х годов у писателя складывается замысел эпопеи «Ёддоштхо» — «Воспоминания» (на русском языке она выходила и под названием «Бухара»). Отдельным изданием книга вышла в свет в 1949 г. Тогда же появился и первый русский перевод, осуществленный С. Бородиным. За первую и вторую книги «Бухары» писатель был награжден Государственной премией второй степени. Четвертая часть этой эпопеи, посвященная 25-й годовщине Таджикской республики, опубликована в 1954 г. Повествование охватывает период последних пятнадцати лет XIX в. и завершается описанием событий, предшествующих началу первой русской революции. Смерть помешала писателю довести повествование до задуманного конца — до Великой Октябрьской революции. «Воспоминания» — выдающееся произведение всей советской многонациональной литературы. Главный герой «Воспоминаний» — сам автор, чья память сохранила отчетливый облик эмирской Бухары, вместила судьбы сотен людей, среди которых сформировалась личность будущего художника, реалиста и гуманиста. Каждое событие, о котором рассказано в «Воспоминаниях», каким бы порою частным и малозначительным ни казалось оно на первый взгляд, благодаря мастерству рассказчика воспринимается как весьма важное, так как оно влияло на духовную жизнь героя, на его мировоззрение и психологию. В эпопее Айни много образов, выписанных автором с большим мастерством. Это — отец писателя Усто-Аммак, чудесная старая сказочница Тутти-пошо, друзья юности — поэты Мунзим и Хайрат, товарищи и соученики по школе, многие из тех «бессмертных народных талантов, которые, — по словам автора,— в эмирской Бухаре не только не воспитывались и не развивались, но сгорали, превратившись в пепел, развеянный ветром бытия». С. Айни — автор первых таджикских романов, повестей, мемуаров, историко-литературоведческих исследований. За свой неустанный патриотический труд он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Айни был избран академиком и стал первым президентом Академии наук своей республики. В Таджикистане никогда не говорят просто «Айни», но всегда добавляют «устод Айни», «мастер Айни». И в этом находит выражение самое почетное и трогательное признание заслуг большого писателя, поэта, ученого и просто человека. |
ПОИСК
Block title
|