.
Меню сайта
|
В. В. МаяковскийВ. В. Маяковский(1893-1930) Шел как-то, лет сорок назад, по Замоскворечью очень высокий и широкоплечий человек. И мальчишки, приметив великана, закричали ему вслед, как обычно дразнят высоких людей: «Дяденька! Достань воробушка!» Огромный человек разом остановился, оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое свое плечо и вежливо, вполне серьезно спросил: «А орла не хотите?» Опешили мальчишки... Никак не ожидали они такого ответа от грозного на вид великана. И конечно, не знали ребята, что дерзко окликнули они на своей улице знаменитого поэта Владимира Владимировича Маяковского, стихи которого тогда знали по всей советской земле и во многих других странах. Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, предложив им достать орла. Но в этой шутке сказался его характер: он всегда готов был откликнуться на просьбу и даже, как говорится, перевыполнить ее. Он всегда стремился сделать близкими для людей чувства высокого, орлиного полета. Да! Если уж доставать с неба — то не воробушков, а орлов! Владимир Владимирович Маяковский родился в небольшом грузинском селении Багдади (ныне Маяковский), близ города Кутаиси, 7(19) июля 1893 г. в семье лесничего. Жители Багдади и окрестных селений уважали и любили его отца — справедливого русского лесничего Владимира Константиновича Маяковского. Володя Маяковский рос среди грузинских ребят, учился в Кутаисской гимназии. Навсегда сохранились в его памяти грозные события 1905г. Революция, потрясшая всю Россию, бурей прокатилась и по Закавказью. Старшая сестра Людмила, учившаяся тогда в Москве, тайком привозила домой запретные, революционные стихи. Их читали шепотом. И впоследствии Маяковский, вспоминая о тех днях детства, писал: «Стихи и революция как-то объединились в голове». Это было сказано не ради красного словца. Для Маяковского поэзия не существовала отдельно от революции. Он не признавал литературы, оторванной от жизни, от народа и его борьбы за свои права. После внезапной смерти отца в 1906 г. осиротевшая семья переехала в Москву. Здесь подросток Володя Маяковский выполнял поручения большевистской партии, участвовал в тайных рабочих сходках, распространял революционные листовки и трижды за это сидел в тюрьме. Только несовершеннолетие спасло его при последнем аресте от далекой ссылки. Выйдя в 1910 г. из тюрьмы, Маяковский решил серьезно взяться за учение: он понял, что истинный революционер должен обладать большими и крепкими знаниями. Он любил рисовать и еще до ареста недолго учился в Строгановском художественно-промышленном училище, поэтому после тюрьмы, в 1911 г., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там началась и его поэтическая деятельность. Подобно Н. А. Некрасову, но найдя совсем новую форму стиха, Маяковский с огромной силой выразил свои чувства и в сатире и в лирике. Его сатира поднимается до отрицания капитализма в мировом масштабе. В его лирике гнев, непримиримость к миру капитализма достигают предельной напряженности. Незадолго до первой мировой войны Маяковский, разъезжавший со своими друзьями-поэтами по России с публичными лекциями, задумал большую поэму. Он закончил ее в 1915 г. и назвал «Тринадцатый апостол». В гневных и страстных стихах поэт громил царский строй, пошлую любовь сытых и тупых людей, продажное искусство, служащее богачам, и религию, обманывающую людей. «Четыре крика долой»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так объяснял идею своей поэмы сам Маяковский. Царская цензура заставила поэта изменить название поэмы, и тогда Маяковский переименовал ее, с озорным вызовом, в «Облако в штанах». Глубоко искренняя, написанная с невероятной силой, поэма сразу произвела огромное впечатление на передовых читателей. Ее высоко оценил М. Горький. Когда в октябре 1917 г. вооруженные рабочие, красногвардейцы и революционные моряки во главе с большевиками бросились на штурм Зимнего дворца, чтобы уничтожить власть капиталистов, матросы запели боевую песенку-частушку: Ешь ананасы, Рябчиков жуй, День твой последний Приходит, буржуй! Буржуями, как известно, в то время звали богачей, капиталистов... А гневную, задорную и звонкую песенку, с которой матросы-большевики пошли бить буржуев, сочинил поэт Владимир Маяковский. Уже тогда боевые строчки Маяковского были на устах тех, кто добывал для народа, для себя справедливую Советскую власть. Теперь Маяковский с восторгом и любовью взялся за огромную работу. Он писал революционные стихи и марши, которые наизусть заучивали боровшиеся за власть Советов молодые моряки и солдаты, сочинял пьесы для нового, советского театра, сам рисовал плакаты, которые с его же стихотворными подписями выставлялись в «Окнах РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В послеоктябрьском творчестве Маяковского сила отрицания капитализма сочетается со страстью утверждения нового, социалистического мира. Маяковский становится поэтом революции. Проблема нового человека — ведущая проблема в его творчестве. Очень смело и глубоко освещена она в поэме «Владимир Ильич Ленин» на историческом материале. Маяковский не только вдохновенный поэт, но и великолепный чтец, обладавший голосом редкостной силы и красоты. Стекла в окнах начинали дребезжать, когда Маяковский громко читал свои стихи в комнате. Но он и не пытался стеснять стихи маленькими комнатами. Он любил выступать в больших залах новых рабочих клубов, в цехах заводов, на огромном стадионе, где его слушали пионеры, в военном лагере, куда его приглашали красноармейцы. Маяковский и стихи свои писал так, чтобы они гремели далеко и звонко, чтобы удобно читались вслух. Для этого и придумал он особый способ печатать стихи — не в строчку, а лесенкой. При этом яснее становился смысл и ярче выразительность стиха на каждой строчке-ступеньке. «Всю свою звонкую силу поэта» Маяковский отдал народу, революции, Родине. Высмеивая тех, кто мешал строить новую жизнь в нашей стране, Маяковский славил в своих пламенных стихах нашу Родину, Коммунистическую партию, великий советский народ и вождя Октябрьской революции Владимира Ильича Ленина. Маяковский побывал в разных странах Европы и Америки. И там люди прислушивались к могучему голосу советского поэта, который рассказывал правду об Октябрьской революции, о социалистической стране. Народ наш оценил и полюбил своего могучего, умного, страстного, веселого поэта. Таким был Маяковский при жизни. Таким он остался навсегда в своих стихах и после смерти. Когда началась Великая Отечественная война, в первый же день ее вспомнились многие стихи Маяковского, в которых поэт давно уже готовил нас к боям с фашистами. Наши солдаты и офицеры увозили с собой на фронт томики стихов Маяковского. И по-прежнему звали на борьбу слова его «Левого марша»: Коммуне не быть покоренной. Левой! Левой! Левой! Недаром в Москве в музее Маяковского хранятся книжки поэта, пробитые на фронте вражескими пулями. И сегодня звучат по всему свету незабываемые стихи Маяковского «О советском паспорте», полные гордой любви к нашей Родине, знаменитые поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Про это», «Люблю», «Во весь голос» и множество других замечательных произведений. Веселые, остроумные пьесы Маяковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф» идут на сценах наших театров и театров других стран. Стихи Владимира Маяковского давно уже знают во всех уголках земного шара. Поэзия поэта-великана, могучего литературного воина Октябрьской социалистической революции, вдохновляет нас в нашем движении к коммунизму и помогает миллионам людей во всех странах бороться за мир во всем мире. |
ПОИСК
Block title
|