.
Меню сайта
|
В борьбе за коммунизмВ борьбе за коммунизмНеизмеримо вырос за послевоенные годы авторитет Советского Союза, избавившего мир от фашистского рабства. Возросли международные связи нашей страны, ее роль в борьбе за мир во всем мире. Гордость за свою Родину звучит в стихах А. Твардовского: Ее благородным победам История дань воздает. И ею проложенным следом Уже пол-Европы идет. Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир. Судьбы народов, борьба двух миров, большие исторические события стали для него личным, кровным делом. Этим темам посвящены циклы стихов советских поэтов: «Два потока» Н. Тихонова, «Миру — мир» А. Суркова, «Друзья и враги» К. Симонова, «Далекие небосклоны» М. Рыльского, «За синим морем» А. Малышко, «Европейские воспоминания» С. Вургуна и др. В стихах Н. Тихонова «На Втором Всемирном конгрессе мира», «Два потока» звучит голос поэта-интернационалиста, советского гражданина, которому кровно близки судьбы и тревоги всего трудового народа: Где-то в Бирме джунглей ропот Партизаны стерегут, Где-то по тибетским тропам В эту ночь гонцы идут. Много в жизни я отведал И тревоги и забот И опять иду по следу, Что к покою не ведет. («Два потока».) Жизнь народов зарубежного Востока заняла большое место в творчестве таджикского поэта Мирзо Турсун-заде. Он создает циклы стихов «Голос Азии», «Я со свободного Востока», «Индийская баллада». Поэт смотрит на жизнь другого народа глазами советского гражданина, глазами друга. Рисуя прошлое и настоящее народов Индии, Китая, Индонезии, Египта, поэт видит завтрашний день пробудившихся к свободе народов: Это Азия наша проснулась, Чтоб за счастье народное биться,. Это сердце ее встрепенулось, Как свободу познавшая птица. А в цикле «Стихов с дороги» белорусский поэт Максим Танк говорит о своей вере в дружбу трудового народа всей земли. Это единственная сила, которая может спасти мир от разрушительной войны: Корана буквы возвещают, что аллах Велик — всю землю держит он в руках. Нет! В мире я другие руки знаю — Рабочие. Вот им я доверяю! Широко известно стихотворение Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». И в прозе этого периода появляются книги о судьбах народов, так называемые политические романы: «Буря» и «Девятый вал» И. Эренбурга, «Наступит день» М. Ибрагимова, «Буря» В. Лациса, «Тегеран» Г. Севунца. Одна из главных тем 50—60-х годов нашей многонациональной литературы — изображение послевоенной жизни страны с ее вдохновенным трудом строителей коммунизма, с теми глубокими ранами, которые оставила в душах и судьбах людей война. Об этом рассказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова, в романах «Счастье» П. Павленко, «Кружилиха» В. Пановой, «Жатва» Г. Николаевой, «Айсолтан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Весна в Сакене» Г. Гулиа, «Победители» Ш. Рашидова, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова. В дальнейшем развитии советской литературы и искусства большую роль сыграли постановления Центрального Комитета нашей партии по идеологическим вопросам, обратившие внимание на идейную направленность произведений литературы и искусства, их партийность и народность. Одно из значительных произведений этого времени — роман Л. Леонова «Русский лес» (1953), отмеченный в 1957 г. Ленинской премией. В центре его — образ русского ученого Ивана Вихрова, вся жизнь которого посвящена любимому делу — охране и защите леса, развитию лесоводческой науки. Вихрову противостоит лжеученый Грацианский, паразитирующий на чужом творческом труде, прикрывающий свою никчемность громкими фразами. В этом произведении, охватывающем жизнь разных поколений, писатель изображает самоотверженную борьбу лучших людей страны за умножение народного богатства, за красоту родной земли. В молодых республиках Прибалтики социалистическое преобразование жизни после войны происходит в обстановке острой классовой борьбы. Это нашло отражение в книгах Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решающий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса. Широкую популярность завоевал роман В. Лациса «К новому берегу». Действие его начинается еще в буржуазной Латвии, а завершается сценами, рисующими первые шаги вновь созданных колхозов в Советской Латвии. Писатель правдиво рисует трудный и сложный путь народа к «новому берегу» (см. ст. «Вилис Лацис»). О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. Упит в историко-революционных романах «Земля зеленая» (1945) и «Просвет в тучах» (1952). Этот мастер монументальной, многоплановой прозы создает замечательные произведения с широким охватом событий, со сложным действием. Со страниц книг этих лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведениях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеленый луч» Л. Соболева, «На дальних берегах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Арарат» А. Сираса — писатели выдвигают на первый план романтику подвига. В других произведениях — «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова — герои предстают в суровой обстановке военных будней. Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину недавней военной эпопеи. Ее дополняют многочисленные книги военных мемуаров, воспоминания участников войны, книги документально-художественные: «Подпольный обком действует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Медведева, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» С. Ковпака и др. Достоверность жизненного материала придает образам героев — участников войны особый интерес для читателя. Многие книги, созданные в послевоенные годы, пользуются признанием и за рубежом. Переход к развернутому строительству коммунизма послужил толчком к новому творческому подъему во всех областях жизни советского народа. Техническая и научная мысль достигла огромных успехов, впервые в истории советский человек вышел в пространство космоса. По зову партии и велению собственного сердца молодежь устремляется в целинные степи, на новостройки, воздвигает новые города, гидростанции, открывает для народа неосвоенные богатства земли. Главные герои книг 60-х годов — участники напряженной борьбы за подъем сельского хозяйства и промышленности, пионеры новостроек и освоения целины, воплощающие черты коммунистического характера. В книге стихов лауреата Ленинской премии литовского поэта Э. Межелайтиса «Человек» (1961) звучит гимн человеку советской эпохи, создателю нового мира, гимн человеку труда: Годятся тяжелые руки мои для каждого нашего правого дела — чтоб красное знамя нести сквозь бои, вытаскивать раненых из-под обстрела, и хлеб замесить, и цветы поливать, и черным асфальтом шоссе покрывать... Примечательная черта поэзии наших дней — ее стремление к глубоким раздумьям, к философскому осмыслению общественных и нравственных проблем. Поэты ведут разговор с читателем по-новому, задушевно, доверительно, открыто, делясь с ним своими размышлениями о самых острых и волнующих вопросах сегодняшней жизни. Именно поэтому сборники стихов современных советских поэтов не залеживаются на полках книжных магазинов, поэтому так популярны вечера и Дни поэзии, собирающие большую читательскую аудиторию. Наряду с широко известными советскими поэтами Н. Тихоновым, Н. Асеевым, А. Твардовским, Б. Пастернаком, В. Луговским, С. Щипачевым, Л. Мартыновым, П. Бровкой, М. Рыльским, Е. Долматовским, Я. Судрабкалном, Н. Заболоцким и другими в наши дни стали популярны имена поэтов Я. Смелякова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Е. Исаева, В. Федорова, Р. Рождественского, В. Цыбина и многих других. В молодой поэзии, так же как и во всей советской поэзии наших дней, особое место занимает проблема ответственности современника перед обществом, перед эпохой. О позиции писателя наших дней хорошо сказал А. Твардовский: Я жил, я был — за все на свете Я отвечаю головой! В творчестве современных писателей раскрывается тема Ленина, продолжающая Лениниану советской литературы, начатую в первых послеоктябрьских произведениях. В поэме «Лонжюмо», посвященной В. И. Ленину, А. Вознесенский говорит, что самые передовые идеи века воплотились в наши дни в Ленине: Школа Ленина — все, что создано, школа Ленина — Енисей, школа Ленина— это Родина с небесами, что нет синей! Многомиллионного, многонационального читателя приобрели в последние годы такие замечательные поэты братских литератур, как Р. Гамзатов, М. Турсун-заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов. В последнее десятилетие в современной литературе широкое развитие получает очерк. Это объясняется сближением литературы с жизнью. Писатели стремятся увидеть события своими глазами, принять участие в жизни и труде героев своих книг. В основе таких очерков — материал поездок авторов по родной земле или другим странам. Таковы книги Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. Солоухина «Владимирские проселки», В. Овечкина «Районные будни» и «Трудная весна», В. Пескова «Шаги по росе», Е. Дороша «Деревенский дневник», Ж. Гривы «Под крыльями альбатроса», повести из жизни деревни В. Тендрякова, зарубежные очерки Б. Полевого, Н. Грибачева и многих других писателей. Эти произведения не просто описание путешествий, передача путевых впечатлений. Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раздумьях, которые рождает в писателе сегодняшний день мира. Одно из лучших очерковых произведений, завоевавших любовь читателя,— «Ледовая книга» Ю. Смуула, удостоенная Ленинской премии. Это дневник путешествия писателя в Антарктиду. Автор пишет о героических советских людях, покорителях ледового материка. Замечательным явлением современной литературы стал рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Писатель как бы связал в нем воедино тему войны с проблемами послевоенной жизни. Образ Андрея Соколова, русского солдата, прошедшего через тяжелые испытания войны, его душевная стойкость, нравственная сила, действенный гуманизм — в центре внимания художника. Эти проблемы характерны для многих произведений современной советской литературы. Активная гражданская позиция художника ощущается в таких книгах, как «Битва в пути» (1957)Г. Николаевой, «Знакомьтесь, Балуев!» В. Кожевникова и многих других. В историко-революционной трилогии («Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль», «Правда и кривда») украинский писатель М. Стельмах рисует путь своего народа к революции и события наших дней. Он создает романтические образы героев, воплощающие извечное стремление народа к правде, к миру и созиданию. Таков образ Марко Бессмертного в романе «Правда и кривда». Литература наших дней обогатилась многими именами новых талантливых прозаиков. Всесоюзную известность приобрели произведения киргизского писателя Чингиза Айтматова. Его творчество — яркое свидетельство того замечательного факта, что в условиях советского строя молодые национальные литературы быстро развиваются и достигают высокого художественного уровня. В повестях Чингиза Айтматова созданы живые, запоминающиеся образы наших современников с их богатым и сложным внутренним миром. Это — молодая колхозница Джамиля из одноименной повести, Асель из повести «Тополек мой в красной косынке», замечательный образ киргизской матери-труженицы с ее великой материнской любовью к людям (повесть «Материнское поле»); это юноша Кемаль с его чистой верой в справедливость, в жизнь, в человека (повесть «Верблюжий глаз»), коммунист Танабай (повесть «Прощай, Гульсары!»). В последние годы снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим событиям войны. С большой глубиной освещается военная тема в повестях Ю. Бондарева «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Пядь земли», В. Быкова «Третья ракета», М. Бирзе «И подо льдом река течет», в романе П. Куусберга «Два «я» Энна Кальма» и в других книгах. Они повествуют о чувствах и мыслях рядового участника войны, о его трудном пути к победе. Новое освещение хода войны, сочетание широких картин военных событий с изображением судеб участников войны дается в романах К. Симонова «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются». Историю народной жизни от предреволюционных лет и до наших дней охватывает и трилогия К. Федина — «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». Если первые две части трилогии появились вскоре после войны, то «Костер» — книга последних лет. Герои К. Федина — большевики Кирилл Извеков и Петр Рогозин, Аночка Парабукина, которую читатель впервые встречает еще девочкой, а затем известной актрисой советского театра, писатель и драматург Пастухов — все они проходят в трилогии сложный жизненный путь и надолго остаются в памяти читателя. В последнее десятилетие завершаются такие значительные исторические произведения наших литератур, как эпопея казахского писателя М. Ауэзова «Путь Абая», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдиа «Давид Строитель», историко-революционный роман «Чудесное мгновение» северокавказского писателя Алима Кешокова, четырехтомный роман эстонского писателя А. Хинта «Берег ветров», «Земля и народ» эстонского прозаика Р. Сирге, «Лестница в небо» литовского писателя М. Слуцкиса и ряд других книг. Большие успехи делает наша многонациональная драматургия. В театрах появляются пьесы, горячо принятые советскими зрителями и за рубежом. Среди них — «Иркутская история» А. Арбузова, «Третья, патетическая» Н. Погодина, завершающая его трилогию о Ленине, «В добрый час!» В. Розова, «Старый дуб» А. Якобсона, «Леа» Ю. Смуула, «Совесть» и «Блудный сын» Э. Раннета, «Каса маре» И. Друцэ, комедии В. Минко, А. Макаёнка и ряд других пьес. Если взглянуть на современную «литературную карту» Советского Союза, видны те огромные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за полвека Советской власти. Можно сказать, что за это время возникли новые «материки» национальных литератур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связывающие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей огромной многонациональной страны. Единая и многообразная советская литература вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового человека — участника строительства коммунизма. На Первом учредительном съезде писателей РСФСР в декабре 1958 г. был основан Союз писателей Российской Федерации, что прямо вытекало из курса партии на повышение роли союзных республик в культурной жизни страны. Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть огромную роль в судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки народов мира и помогают в борьбе за утверждение коммунистических идеалов во всем мире. Художественный метод советской литературы — социалистический реализм стал в наши дни достоянием многих зарубежных художников слова. «Культура коммунизма,— говорится в Программе КПСС,— вбирая в себя и развивая все лучшее, созданное мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества. Она воплотит все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира. Это будет культура бесклассового общества, общенародная, общечеловеческая». В мае 1967 г., в дни работы Четвертого съезда писателей, Союз писателей СССР за заслуги в развитии советской литературы, воплощающей идеи Великой Октябрьской социалистической революции, и вклад советских писателей в коммунистическое строительство и победу советского народа над фашизмом был награжден орденом Ленина. |
ПОИСК
Block title
|