. В борьбе за коммунизм
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В борьбе за коммунизм

В борьбе за коммунизм

Неизмеримо вырос за послевоенные годы авторитет Советского Союза, избавившего мир от фашистского рабства. Возросли международ­ные связи нашей страны, ее роль в борьбе за мир во всем мире. Гордость за свою Родину звучит в стихах А. Твардовского:

Ее благородным победам

История дань воздает.

И ею проложенным следом

Уже пол-Европы идет.

Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернув­шийся к мирному, созидательному труду. В поэ­зии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир. Судьбы народов, борьба двух миров, большие исторические события стали для него личным, кровным делом. Этим темам посвяще­ны циклы стихов советских поэтов: «Два по­тока» Н. Тихонова, «Миру — мир» А. Суркова, «Друзья и враги» К. Симонова, «Далекие не­босклоны» М. Рыльского, «За синим морем» А. Малышко, «Европейские воспоминания» С. Вургуна и др.

В стихах Н. Тихонова «На Втором Всемир­ном конгрессе мира», «Два потока» звучит го­лос поэта-интернационалиста, советского гражданина, которому кровно близки судьбы и тре­воги всего трудового народа:

Где-то в Бирме джунглей ропот

Партизаны стерегут,

Где-то по тибетским тропам

В эту ночь гонцы идут.

Много в жизни я отведал

И тревоги и забот

И опять иду по следу,

Что к покою не ведет.

(«Два потока».)

Жизнь народов зарубежного Востока заняла большое место в творчестве таджикского поэта Мирзо Турсун-заде. Он создает циклы стихов «Голос Азии», «Я со свободного Востока», «Ин­дийская баллада». Поэт смотрит на жизнь дру­гого народа глазами советского гражданина, глазами друга. Рисуя прошлое и настоящее на­родов Индии, Китая, Индонезии, Египта, поэт видит завтрашний день пробудившихся к сво­боде народов:

Это Азия наша проснулась, Чтоб за счастье народное биться,. Это сердце ее встрепенулось, Как свободу познавшая птица.

А в цикле «Стихов с дороги» белорусский поэт Максим Танк говорит о своей вере в друж­бу трудового народа всей земли. Это единствен­ная сила, которая может спасти мир от разру­шительной войны:

Корана буквы возвещают, что аллах

Велик — всю землю держит он в руках.

Нет! В мире я другие руки знаю —

Рабочие. Вот им я доверяю!

Широко известно стихотворение Е. Евтушен­ко «Хотят ли русские войны».

И в прозе этого периода появляются книги о судьбах народов, так называемые политические романы: «Буря» и «Девятый вал» И. Эренбурга, «Наступит день» М. Ибрагимова, «Буря» В. Ла­циса, «Тегеран» Г. Севунца.

Одна из главных тем 50—60-х годов нашей многонациональной литературы — изображение по­слевоенной жизни страны с ее вдохновенным трудом строителей коммунизма, с теми глубоки­ми ранами, которые оставила в душах и судьбах людей война. Об этом рассказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсове­том» А. Недогонова, в романах «Счастье» П. Пав­ленко, «Кружилиха» В. Пановой, «Жатва» Г. Ни­колаевой, «Айсолтан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Весна в Сакене» Г. Гулиа, «Победители» Ш. Рашидова, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова.

В дальнейшем развитии советской литературы и искусства большую роль сыграли постановле­ния Центрального Комитета нашей партии по идеологическим вопросам, обратившие внима­ние на идейную направленность произведений литературы и искусства, их партийность и народность.

Одно из значительных произведений этого времени — роман Л. Леонова «Русский лес» (1953), отмеченный в 1957 г. Ленинской пре­мией. В центре его — образ русского ученого Ивана Вихрова, вся жизнь которого посвящена любимому делу — охране и защите леса, разви­тию лесоводческой науки. Вихрову противостоит лжеученый Грацианский, паразитирующий на чужом творческом труде, прикрывающий свою никчемность громкими фразами.

В этом произведении, охватывающем жизнь разных поколений, писатель изображает са­моотверженную борьбу лучших людей страны за умножение народного богатства, за красоту родной земли.

В молодых республиках Прибалтики социа­листическое преобразование жизни после войны происходит в обстановке острой классовой борьбы. Это нашло отражение в книгах Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решаю­щий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса.

Широкую популярность завоевал роман В. Ла­циса «К новому берегу». Действие его начинает­ся еще в буржуазной Латвии, а завершается сце­нами, рисующими первые шаги вновь созданных колхозов в Советской Латвии. Писатель правдиво рисует трудный и сложный путь народа к «но­вому берегу» (см. ст. «Вилис Лацис»).

О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. Упит в историко-рево­люционных романах «Земля зеленая» (1945) и «Просвет в тучах» (1952). Этот мастер монумен­тальной, многоплановой прозы создает замеча­тельные произведения с широким охватом собы­тий, со сложным действием.

Со страниц книг этих лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведе­ниях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеленый луч» Л. Соболева, «На дальних берегах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Арарат» А. Сираса — писатели выдвигают на первый план романтику подвига. В других произведениях — «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Па­новой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова — герои предстают в суровой обстановке военных будней.

Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину не­давней военной эпопеи. Ее дополняют много­численные книги военных мемуаров, воспоми­нания участников войны, книги документаль­но-художественные: «Подпольный обком дей­ствует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Медве­дева, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» С. Ковпака и др.

Достоверность жизненного материала придает образам героев — участников войны особый ин­терес для читателя.

Многие книги, созданные в послевоенные годы, пользуются признанием и за рубежом.

Переход к развернутому строительству ком­мунизма послужил толчком к новому творче­скому подъему во всех областях жизни совет­ского народа. Техническая и научная мысль достигла огромных успехов, впервые в истории советский человек вышел в пространство кос­моса. По зову партии и велению собственного сердца молодежь устремляется в целинные сте­пи, на новостройки, воздвигает новые города, гидростанции, открывает для народа неосвоен­ные богатства земли.

Главные герои книг 60-х годов — участники напряженной борьбы за подъем сельского хозяйства и промышленности, пионеры ново­строек и освоения целины, воплощающие черты коммунистического характера.

В книге стихов лауреата Ленинской премии литовского поэта Э. Межелайтиса «Человек» (1961) звучит гимн человеку советской эпохи, создателю нового мира, гимн человеку труда:

Годятся тяжелые руки мои

для каждого нашего правого дела —

чтоб красное знамя нести сквозь бои,

вытаскивать раненых из-под обстрела,

и хлеб замесить,

и цветы поливать,

и черным асфальтом шоссе покрывать...

Примечательная черта поэзии наших дней — ее стремление к глубоким раздумьям, к фило­софскому осмыслению общественных и нравст­венных проблем. Поэты ведут разговор с чита­телем по-новому, задушевно, доверительно, открыто, делясь с ним своими размышлениями о самых острых и волнующих вопросах сегод­няшней жизни. Именно поэтому сборники сти­хов современных советских поэтов не залежи­ваются на полках книжных магазинов, поэтому так популярны вечера и Дни поэзии, собираю­щие большую читательскую аудиторию. Наря­ду с широко известными советскими поэтами Н. Тихоновым, Н. Асеевым, А. Твардовским, Б. Пастернаком, В. Луговским, С. Щипачевым, Л. Мартыновым, П. Бровкой, М. Рыльским, Е. Долматовским, Я. Судрабкалном, Н. Заболоц­ким и другими в наши дни стали популярны имена поэтов Я. Смелякова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Е. Исаева, В. Федорова, Р. Рождественского, В. Цыбина и многих других. В молодой поэзии, так же как и во всей советской поэзии наших дней, особое место занимает проблема ответственно­сти современника перед обществом, перед эпо­хой.

О позиции писателя наших дней хорошо ска­зал А. Твардовский:

Я жил, я был — за все на свете Я отвечаю головой!

В творчестве современных писателей рас­крывается тема Ленина, продолжающая Лениниану советской литературы, начатую в пер­вых послеоктябрьских произведениях. В поэме «Лонжюмо», посвященной В. И. Ленину,

А. Вознесенский говорит, что самые передовые идеи века воплотились в наши дни в Ленине:

Школа Ленина — все, что создано,

школа Ленина — Енисей,

школа Ленина—

это Родина

с небесами, что нет синей!

Многомиллионного, многонационального чи­тателя приобрели в последние годы такие заме­чательные поэты братских литератур, как Р. Гамзатов, М. Турсун-заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов.

В последнее десятилетие в современной литературе широкое развитие получает очерк. Это объясняется сближением литературы с жиз­нью. Писатели стремятся увидеть события сво­ими глазами, принять участие в жизни и труде героев своих книг. В основе таких очерков — материал поездок авторов по родной земле или другим странам. Таковы книги Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. Солоухина «Владимир­ские проселки», В. Овечкина «Районные буд­ни» и «Трудная весна», В. Пескова «Шаги по росе», Е. Дороша «Деревенский дневник», Ж. Гривы «Под крыльями альбатроса», пове­сти из жизни деревни В. Тендрякова, зарубеж­ные очерки Б. Полевого, Н. Грибачева и мно­гих других писателей. Эти произведения не просто описание путешествий, передача путевых впечатлений.

Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раз­думьях, которые рождает в писателе сегодняш­ний день мира. Одно из лучших очерковых произведений, завоевавших любовь читателя,— «Ледовая книга» Ю. Смуула, удостоенная Ле­нинской премии. Это дневник путешествия пи­сателя в Антарктиду. Автор пишет о герои­ческих советских людях, покорителях ледового материка.

Замечательным явлением современной лите­ратуры стал рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Писатель как бы связал в нем воедино тему войны с проблемами после­военной жизни. Образ Андрея Соколова, рус­ского солдата, прошедшего через тяжелые испытания войны, его душевная стойкость, нравст­венная сила, действенный гуманизм — в центре внимания художника. Эти проблемы характер­ны для многих произведений современной со­ветской литературы.

Активная гражданская позиция художника ощущается в таких книгах, как «Битва в пути» (1957)Г. Николаевой, «Знакомьтесь, Ба­луев!» В. Кожевникова и многих других.

В историко-революционной трилогии («Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль», «Правда и кривда») украинский писатель М. Стельмах рисует путь своего народа к революции и события наших дней. Он создает романти­ческие образы героев, воплощающие извечное стремление народа к правде, к миру и созида­нию. Таков образ Марко Бессмертного в романе «Правда и кривда».

Литература наших дней обогатилась мно­гими именами новых талантливых прозаиков. Всесоюзную известность приобрели произве­дения киргизского писателя Чингиза Айтмато­ва. Его творчество — яркое свидетельство того замечательного факта, что в условиях совет­ского строя молодые национальные литературы быстро развиваются и достигают высокого ху­дожественного уровня. В повестях Чингиза Айтматова созданы живые, запоминающиеся об­разы наших современников с их богатым и слож­ным внутренним миром. Это — молодая кол­хозница Джамиля из одноименной повести, Асель из повести «Тополек мой в красной ко­сынке», замечательный образ киргизской ма­тери-труженицы с ее великой материнской лю­бовью к людям (повесть «Материнское поле»); это юноша Кемаль с его чистой верой в спра­ведливость, в жизнь, в человека (повесть «Верблюжий глаз»), коммунист Танабай (по­весть «Прощай, Гульсары!»).

В последние годы снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим собы­тиям войны. С большой глубиной освещается военная тема в повестях Ю. Бондарева «По­следние залпы» и «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Пядь земли», В. Быкова «Третья ракета», М. Бирзе «И подо льдом река течет», в романе П. Куусберга «Два «я» Энна Кальма» и в других книгах. Они повествуют о чувствах и мыслях рядового участника вой­ны, о его трудном пути к победе.

Новое освещение хода войны, сочетание ши­роких картин военных событий с изображением судеб участников войны дается в романах К. Симонова «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются».

Историю народной жизни от предреволю­ционных лет и до наших дней охватывает и трилогия К. Федина — «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». Если первые две части трилогии появились вскоре после войны, то «Костер» — книга последних лет. Ге­рои К. Федина — большевики Кирилл Изве­ков и Петр Рогозин, Аночка Парабукина, ко­торую читатель впервые встречает еще девочкой, а затем известной актрисой советского театра, писатель и драматург Пастухов — все они проходят в трилогии сложный жизненный путь и надолго остаются в памяти читателя. В последнее десятилетие завершаются такие значительные исторические произведения на­ших литератур, как эпопея казахского писа­теля М. Ауэзова «Путь Абая», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдиа «Давид Строитель», историко-революционный роман «Чудесное мгновение» северокавказского писателя Алима Кешокова, четырехтомный ро­ман эстонского писателя А. Хинта «Берег вет­ров», «Земля и народ» эстонского прозаика Р. Сирге, «Лестница в небо» литовского писа­теля М. Слуцкиса и ряд других книг.

Большие успехи делает наша многонацио­нальная драматургия. В театрах появляются пьесы, горячо принятые советскими зрителями и за рубежом. Среди них — «Иркутская исто­рия» А. Арбузова, «Третья, патетическая» Н. Погодина, завершающая его трилогию о Ле­нине, «В добрый час!» В. Розова, «Старый дуб» А. Якобсона, «Леа» Ю. Смуула, «Совесть» и «Блудный сын» Э. Раннета, «Каса маре» И. Друцэ, комедии В. Минко, А. Макаёнка и ряд других пьес.

Если взглянуть на современную «литератур­ную карту» Советского Союза, видны те огром­ные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за полвека Советской власти. Можно сказать, что за это время воз­никли новые «материки» национальных литера­тур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связывающие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей огромной многонациональной страны.

Единая и многообразная советская литера­тура вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, по­могая великому делу воспитания нового чело­века — участника строительства коммунизма.

На Первом учредительном съезде писателей РСФСР в декабре 1958 г. был основан Союз писателей Российской Федерации, что пря­мо вытекало из курса партии на повышение роли союзных республик в культурной жизни страны.

Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть огромную роль в судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки народов мира и помогают в борьбе за утверж­дение коммунистических идеалов во всем мире. Художественный метод советской литерату­ры — социалистический реализм стал в наши дни достоянием многих зарубежных худож­ников слова.

«Культура коммунизма,— говорится в Про­грамме КПСС,— вбирая в себя и развивая все лучшее, созданное мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном разви­тии человечества. Она воплотит все многообра­зие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира. Это будет культура бесклассового общества, общенародная, общечеловеческая».

В мае 1967 г., в дни работы Четвертого съез­да писателей, Союз писателей СССР за заслуги в развитии советской литературы, воплощающей идеи Великой Октябрьской социалистической ре­волюции, и вклад советских писателей в ком­мунистическое строительство и победу советского народа над фашизмом был награжден орденом Ленина.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ