.
Меню сайта
|
СОВЕТСКАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Становление советской литературыСОВЕТСКАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Становление советской литературыРожденная Октябрьской революцией, советская литература многонациональна и многоязычна. Она создавалась общими усилиями писателей народов нашей страны. Вместе с тем это единая советская литература. Каковы же ее отличительные черты? В 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горький сказал: «...прежде распыленная литература всех наших народностей выступает как единое целое...» Она богата и разнообразна по своим национальным формам и стилю и едина по своим задачам и целям. Сейчас в Советском Союзе более семидесяти национальных литератур. До Октября их было значительно меньше — далеко не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу. Русская литература внесла богатый вклад в сокровищницу мирового искусства. Ее традиции, ее творческий опыт сыграли огромную роль в становлении и развитии советской многонациональной литературы. Украинская, грузинская, армянская, латышская, эстонская литературы и ряд других имели к началу революции богатую художественную прозу, поэзию, драматургию. Иную картину мы видим в литературах народов, которые создавали значительные художественные ценности в поэзии, но не имели развитой прозы (так было до Октября в белорусской, таджикской и других литературах). Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья к 1917 г. создали лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Письменная же литература у них развивалась слабо или ее совсем не было. Поэтому литературы этих народов принято называть младописьменными. Лишь в 20—30-е годы чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, тувинцы получили свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу. Книги Ю. Рытхэу, Н. Шундика, Д. Кимонко, Н. Сахарова переведены теперь на многие языки и заслужили любовь читателей. Многонациональная советская литература складывалась постепенно. Советскую литературу создавали писатели старшего и молодого поколения, те, кто получил известность еще до революции, и те, чье творческое рождение связано с Октябрем. Уже признанными мастерами художественного слова встретили революцию М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, А. Серафимович, В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин, Ав. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Н. Лордкипанидзе, Л. Киачели, М. Ордубады и другие. А в первые годы Советской власти этот славный отряд писателей пополнился выходцами из рабочей и крестьянской среды и трудовой интеллигенции, в большинстве своем участниками недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года»,— писал Л. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос»,— вспоминал К. Федин, участник гражданской войны в Поволжье. Революционные события этого «необыкновенного лета» были отражены им позднее в трилогии (романы «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер»). В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. Фурманов, бывший комиссар 25-й Чапаевской дивизии. В это же время входит в литературу молодой А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервентов, белогвардейских банд на Дальнем Востоке. Из далекой донской станицы прибывает в столицу юноша Шолохов, имевший за плечами боевой опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925). Только в одной русской литературе с 1920 по 1926 г. появилось более ста пятидесяти новых имен. Революционная эпоха выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее. Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу: «Моя революция. Пошел в Смольный»,— писал В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости ее целей. Таков путь А. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других писателей. И лишь немногие из старшего поколения писателей не приняли революции: Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн (вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.) и некоторые другие. В 20-е годы в различных национальных литературах возникают многочисленные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивает свои взгляды на искусство в революционную эпоху, хотя они далеко не всегда правильно понимали задачи нового искусства. Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей). Кроме этих, были и другие литературные объединения, например «Леф» (Левый фронт искусства), в Грузии — «Голубые роги», в Армении—«Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплитэ» и др. Коммунистическая партия помогала писателям активно участвовать своим творчеством в строительстве социализма. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз писателей СССР. Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством М. Горького. Участниками съезда были представители пятидесяти двух национальностей народов Советского Союза и более тридцати национальных литератур. С первых шагов советская литература обращается к новому герою — творцу революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров. В 1920 г. В. Маяковский создает поэму «150 000 000». Он заявляет в ней, что говорит от имени революционного народа, который осознал свою силу. Народ у Маяковского предстает в богатырском сказочном облике «Ивана»: «Россия вся — единый Иван, и рука у него — Нева, а пятки — Каспийские степи». Обобщенный, богатырский образ народа создан и в других литературах. Армянский поэт Егише Чаренц олицетворяет в образе рабочего Погоса силу трудового народа-борца: «...сквозь века, вождь несметных войск, шел гигант Погос» («Всепоэма», 1920). В ряде произведений 20-х годов создан образ вождя революции В. И. Ленина. Как и В. Маяковский, многие поэты видят в нем «самого человечного человека», который, по словам Е. Чаренца, «собрал в себе тысячи тысяч людских поколений». А по мнению татарского поэта Хади Такташа, В. И. Ленин — «человек, которого века породили». Он дни и ночи по земле идет. В одной руке держа пылающее знамя, Другой рукою все вперед, вперед Ведет он поколенья... (Перевод Л. Мартынова.) Это строки из поэмы «Века и минуты» (1924), в которой Хади Такташ создал образ Ленина — борца за свободу и счастье человечества. Писатели разных литератур, каждый по-своему, рисуют поединок нового мира с жестоким и мрачным прошлым. Эта тема отражена в «Чапаеве» Д. Фурманова, в «Партизанах» и «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова(1922), «Падении Дайра» А. Малышкина (1921), «Городах и годах» К. Федина (1924), «Тихом Доне» М. Шолохова (1927—1940), «Хождении по мукам» А. Толстого (1920—1941), «Думе про Опанаса» Э. Багрицкого (1926), в пьесах «Любовь Яровая»К. Тренева (1926), «Разлом» Б. Лавренева (1927), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1925), «Дни Турбиных» М. Булгакова (1926). Эти первенцы русской советской литературы ярко и талантливо представили читателю нового героя — участника революции, запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира. Как живые встают перед нами со страниц пьес Б. Лавренева и В. Билль-Белоцерковского революционные матросы, сибирские партизаны в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова, донские казаки, изображенные в эпопее М. Шолохова в огне гражданской войны. История и личные судьбы героев неразрывны. Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он ее главная сила. Эти произведения русских советских писателей прокладывали путь новому искусству, помогали развитию советских литератур других народов. Светом революции озарены герои многонациональной литературы 20-х годов. Армянские писатели рассказывают в это время о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила. Удивительным и чудесным кажется новый мир крестьянину Мерке (Д. Демирчян, «Мерке»), знавшему в прошлом только нищую и голодную жизнь, и наборщику Саркису (Д. Демирчян, «Дом отдыха»): сорок лет проработал он в сыром подвале и видел «в заоконном мире, на тротуаре... только человеческие ноги» и только теперь впервые узнал, что такое отдых. Чудесен новый мир и для дочери погонщика верблюдов комсомолки Гюльханды, которая смело смотрит на жизнь «черными янтарными зрачками» (Г. Сарьян, «Гюльханда»). Великую силу революции, освободившую труженика-крестьянина от кулацкой кабалы и открывшую ему путь к счастью, показывает М. Арази в рассказе «Трактор» (1926). «Как только начали пахать, раздались ликующие и изумленные возгласы крестьян: — Ребята, а ребята, глянь-ка, ведь пашет, так пашет, словно пух переворачивает...» Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» А. Головко (1927). Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, селькоров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей. Произведения о деревне создают в эти годы белорусские писатели Зм. Бядуля, М. Лыньков, М. Зарецкий. Воспевают Октябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Симон-музыкант», «Новая земля» (1908—1922), в повести «В полесской глуши» белорусского поэта и писателя Я. Коласа, в произведениях Янки Купалыговорится о пути белорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны, создает выразительный образ партизанского вожака деда Талаша. В повестях и романах К. Чорного, М. Зарецкого реалистически изображена белорусская деревня в годы революции. В грузинской литературе Галактион Табидзе в стихах и поэмах («Эпоха», «Революционная Грузия») воспевает социалистическое обновление жизни; Нет, не дано эпохам права Быть запросто, на «ты», с моей! Ей суждена навеки слава В громах и бурях новых дней! Писатели старшего поколения—Л. Киачели в романе «Кровь» (1927), Н. Лордкипанидзе в романе «С тропинок на рельсы» (1926) — повествуют о борьбе своего народа в период революции 1905 г. Живой образ революционной эпохи создают и молодые грузинские писатели А. Мирцхулава, С. Чиковани и другие. Видное место в татарской литературе 20-х годов занял историко-революционный роман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани в начале нашего века. Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана. Здесь впервые появляются произведения прозы и драматургии. Первый таджикский советский писатель — поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы». Его пела революционная молодежь, с ним шли в бой против басмачей отряды крестьян: О рабы, поднимайтесь из праха, Красным знаменем мир о заря! Сбросьте иго покорства и страха — Засияла свободы заря. (Перевод И. Сельвинского.) Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Сулаймони в Таджикистане, поэта и драматурга Хамзы Хаким-заде Ниязи в узбекской литературе, С. Сейфуллина в Казахстане, туркменского поэта и прозаика Б. Кербабаева. Всесоюзную известность приобрели в эти годы песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэтаТоктогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее. Выразительные картины гражданской войны и борьбы за новую жизнь в республиках Средней Азии созданы в произведении С. Сейфуллина «Трудный путь, тяжелый переход». Остроумно и метко разят корыстных и лицемерных мулл, жадных баев, зовут на борьбу за новую жизнь, за раскрепощение женщин пьесы Хамзы. Одна из лучших его пьес — «Бай и батрак». События в ней происходят незадолго до революции. Герой пьесы батрак Гафур женится на красивой девушке Джамиле. С помощью мулл и продажных судей бай отправляет Гафура на каторгу. Эта пьеса и до сих пор пользуется успехом у зрителя. Она раскрывает картину произвола в дореволюционном кишлаке. В пьесе «Тайны паранджи» писатель выступает за раскрепощение женщин. Сохранились воспоминания современников о том, как женщины, посмотрев спектакль Хамзы, в едином порыве сбрасывали паранджи и уходили из театра с открытыми лицами. Жизнь замечательного узбекского писателя оборвалась трагически. Его убили враги трудового народа — изуверы и фанатики. О переменах в судьбе угнетенной восточной женщины пишут казахские прозаики Б. Майлин в повести «Коммунистка Раушан» (1926), С. Сейфуллин в повести «Айша» (1922), С. Муканов в повести «Заблудившиеся» (1931, на русском языке она издана под названием «Сын бая»). Показывая ростки новой жизни, С. Муканов выразительно характеризует рабское, зависимое положение женщины в условиях старой, феодальной Средней Азии: «Когда рождается у казаха ребенок, то не спрашивают, сын или дочь, а спрашивают так: «Коневладелец или сорок семь?» (сын — «коневладелец», за дочь же отец получит калым в сорок семь овец как плату за продажу ее в жены). В замечательных книгах 20-х годов — «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Железный поток» А. Серафимовича (1924), «Разгром» А. Фадеева (1927) — даны образы героев революции. Легендарный комдив Чапаев, комиссар Клычков, ординарец Петька, пулеметчица Анка перешли со страниц книги Фурманова на советский экран (фильм «Чапаев» поставили режиссеры С. Д. Васильев и Г. Н. Васильев) и сегодня дороги советским читателям и зрителям. «Железный поток» — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, революционная дисциплина бойцов Красной Армии. Надолго запоминаются образы легендарного вожака таманского похода Кожуха (роман А. Серафимовича «Железный поток»), командира партизанского отряда Левинсона из романа А. Фадеева «Разгром», Глеба и Даши Чумаловых—рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавливающих цементный завод (роман Ф. Гладкова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1926). Совсем еще юной Виктория примыкает к большевикам, с кипучей энергией ведет пропаганду среди молодежи уездного города, бесстрашно выполняет партийные поручения. В первое десятилетие в литературах народов СССР созданы многие замечательные произведения, ставшие советской классикой. В эти годы сложились основные принципы нового искусства. Советская литература — это литература социалистического реализма, которая показывает жизнь в развитии, правдиво, во всей ее сложности, в борьбе нового, передового с уходящими силами истории. Советская литература — это народная литература, отражающая жизнь народа, его устремления. Это литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. Об этой боевой коммунистической направленности нашей литературы, о ее великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский: ...я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красногвардеец, партизан, появляются книги, главный герой которых человек труда. Впервые в мировой литературе человек труда изображается не как угнетенный, а как хозяин своей страны. В конце 20-х — начале 30-х годов широкое признание получают стихи комсомольских поэтов — М. Светлова, М. Голодного, А. Безыменского, А. Жарова, И. Уткина и других. Главной темой этого поколения поэтов стала героика революции и трудовой подвиг строителей нового мира. Кто из читателей не знает певучих строк «Гренады» М. Светлова, «Партизана Железняка» М. Голодного... Песню А. Безыменского «Молодая гвардия» пели на комсомольских собраниях тех лет. В словах другого его стихотворения, которое тоже стало любимой песней революционной молодежи, оживает героическая юность поколения Корчагиных: Наш паровоз, вперед лети, В Коммуне — остановка! Другого нет у нас пути, В руках у нас винтовка! |
ПОИСК
Block title
|