.
Меню сайта
|
Писатели ЭстонииПисатели ЭстонииДай мне каннелс, Ванемуйне! Песнь в уме моем созрела. О старинных поколеньях Повесть дать хочу я миру... Так начинается эстонский народный эпос «Калевипоэг». Он создавался на основе народных преданий и песен о богатыре Калеви-поэге, о древних эстах, о борьбе человека с силами природы, нашествии «железных людей» — немецких рыцарей-крестоносцев, захвативших в Х111 в. земли Эстонии, о героизме защитников свободы. Фридрих Рейнгольд Крейцвальд (1803—1882) собрал и обработал эти предания и песни в виде поэтической повести, которая появилась в печати в 1857 г. Обработкой эпоса, а также литературно переработанными народными сказками Крейцвальд заложил основу для развития эстонской демократической литературы и эстонского литературного языка. Борьба с иноземными угнетателями, любовь к родине, выраженные в народном эпосе, воплотились позднее в лучших произведениях передовой эстонской литературы. В них прозвучал призыв Калевипоэга к мужеству и стойкости: Будьте тверды, словно скалы, Словно стены из железа! Будьте в битве словно башни. Выкованные из стали!
Стойте, словно лес дубовый, Как утесы над прибоем! Неустанно щит свободы На руке своей держите!.. Первым эстонским писателям пришлось отстаивать право народа на свою национальную культуру в борьбе с потомками рыцарей-захватчиков, прибалтийскими баронами и немецкими духовными пастырями. Современницей Крейцвальда была поэтесса Лидия Койдула (1843—1886). Сегодня это имя знакомо не только читателям Эстонии. Ее стихи звучат на многих языках как голос эстонского народа, дошедший к нам из прошлого столетия. Многие ее произведения стали народными песнями. В своих стихотворениях и рассказах («Единственная», 1868, и др.) Койдула воспевала любовь к родине, красоту родного языка. Ее пьесы («Двоюродный братец из Сааремаа», 1870; «Этакий мульк», 1872, и др.) заложили основу эстонской драматургии. Истории народа, его многовековой борьбе против немецких угнетателей посвятил свое творчество известный писатель XIX в., автор первых эстонских исторических произведений Эдуард Борнхёэ (1862—1923). Его историческая повесть «Тазуя» («Мститель») стала настольной книгой в каждой эстонской семье, а в наши дни это произведение переведено на многие языки. В конце XIX — начале XX в. одним из выдающихся писателей был Эдуард Внлде (1865— 1933). Знакомый с марксистским учением, он глубоко реалистически изображал современную ему действительность, беспощадно критиковал и обличал пороки буржуазного общества. Им написан в 1896 г. первый эстонский социально-бытовой и психологический роман «В суровый край» и первый роман из жизни эстонского рабочего класса «Железные руки» (1898). Вилде создал историческую трилогию, в которой отразил борьбу крестьян против помещиков: романы «Война в Махтра» (1902), «Ходоки из Ания» (1903), «Пророк Малтсвет» (1906). Перед Октябрьской революцией большой популярностью пользовались в Эстонии стихи и повести Юхана Лийва, драмы Аугуста Кит-цберга («Оборотень», «Бог мошны»), романы, повести и рассказы Антона Хансена Таммсааре (1878—1940). В них отражены трагические картины народной жизни. Самое значительное произведение А. Таммсааре — роман в пяти томах «Правда и справедливость». Он был написан в 20-е годы. Герой романа, как и многие подобные ему труженики, не нашел справедливости в буржуазном мире, где богатый грабит бедного, использует его труд для собственного обогащения. Об этом говорит А. Таммсааре и в своем последнем романе — «Новый Нечистый из Пекла» (1939). Использовав мотивы народных сказок о простоватом черте и хитром Антее, Таммсааре создал глубоко правдивое, реалистическое произведение о жизни эстонского крестьянства. Наиболее выдающийся писатель романтического направления в досоветский период—Фриде-берт Туглас (1886). Много раз издавалась его повесть о детстве «Маленький Иллимар». В поэзии XX в. заметное место принадлежит Марии Ундер (1833) и Густаву Суйтсу (1883 — 1956). В период Октябрьской революции в литературе Эстонии выдвинулись пролетарские писатели: Ю. Мадарик (Лаурпстин), X. Пегель-ман, Ю. Лилиенбах, В. Бук, Ээссааре Ааду и другие. В 1919 г. в Эстонии произошел контрреволюционный переворот. При поддержке интервентов власть захватила буржуазия. Ю. Мадарик, писатель-коммунист, свои романы «Ниспровергатели» и «Республика» написал уже в тюрьме. Некоторые писатели Эстонии переселились в СССР, где продолжали заниматься творчеством, способствуя развитию родной литературы. В 20—30-х годах в Эстонии становятся известными демократические и революционные поэты и прозаики: Юхан Сютисте, Яан Кяр-нер. И. Барбарус, А. Якобсон. В 1940 г. в Эстонии была восстановлена Советская власть. Современная литература Советской Эстонии — литература социалистического реализма — развивает лучшие черты национальной литературы прошлого. |
ПОИСК
Block title
|