. Писатели Эстонии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Эстонии

Писатели Эстонии

Дай мне каннелс, Ванемуйне!

Песнь в уме моем созрела.

О   старинных   поколеньях

Повесть  дать  хочу  я миру...

Так начинается эстонский народный эпос «Калевипоэг». Он создавался на основе народ­ных преданий и песен о богатыре Калеви-поэге, о древних эстах, о борьбе человека с силами природы, нашествии «железных людей» — немецких рыцарей-крестоносцев, захвативших в Х111 в. земли Эстонии, о героизме защитни­ков свободы. Фридрих Рейнгольд Крейцвальд (1803—1882) собрал и обработал эти преда­ния и песни в виде поэтической повести, кото­рая появилась в печати в 1857 г. Обработкой эпоса, а также литературно переработанными народными сказками Крейцвальд заложил ос­нову для развития эстонской демократической литературы и эстонского литературного языка. Борьба с иноземными угнетателями, любовь к родине, выраженные в народном эпосе, во­плотились позднее в лучших произведениях передовой эстонской литературы. В них про­звучал призыв Калевипоэга к мужеству и стой­кости:

Будьте  тверды,   словно  скалы,

Словно стены из железа!

Будьте в битве словно башни.

Выкованные   из   стали!

 

Стойте, словно лес дубовый,

Как утесы над прибоем!

Неустанно щит свободы

На   руке   своей   держите!..

Первым эстонским писателям пришлось от­стаивать право народа на свою национальную культуру в борьбе с потомками рыцарей-за­хватчиков, прибалтийскими баронами и немец­кими духовными пастырями.

Современницей Крейцвальда была поэтес­са Лидия Койдула (1843—1886). Сегодня это имя знакомо не только читателям Эстонии. Ее стихи звучат на многих языках как голос эстонского народа, дошедший к нам из прошло­го столетия. Многие ее произведения стали на­родными песнями. В своих стихотворениях и рассказах («Единственная», 1868, и др.) Кой­дула воспевала любовь к родине, красоту род­ного языка. Ее пьесы («Двоюродный братец из Сааремаа», 1870; «Этакий мульк», 1872, и др.) заложили основу эстонской драматургии.

Истории народа, его многовековой борьбе против немецких угнетателей посвятил свое творчество известный писатель XIX в., автор первых эстонских исторических произведений Эдуард Борнхёэ (1862—1923). Его историческая повесть «Тазуя» («Мститель») стала настольной книгой в каждой эстонской семье, а в наши дни это произведение переведено на многие языки.

В конце XIX — начале XX в. одним из вы­дающихся писателей был Эдуард Внлде (1865— 1933). Знакомый с марксистским учением, он глубоко реалистически изображал современную ему действительность, беспощадно критиковал и обличал пороки буржуазного общества. Им написан в 1896 г. первый эстонский социально-бытовой и психологический роман «В суровый край» и первый роман из жизни эстонского рабочего класса «Железные руки» (1898). Вилде создал историческую трилогию, в которой отра­зил борьбу крестьян против помещиков: рома­ны «Война в Махтра» (1902), «Ходоки из Ания» (1903), «Пророк Малтсвет» (1906).

Перед Октябрьской революцией большой популярностью пользовались в Эстонии стихи и повести Юхана Лийва, драмы Аугуста Кит-цберга («Оборотень», «Бог мошны»), романы, повести и рассказы Антона Хансена Там­мсааре (1878—1940). В них отражены трагиче­ские картины народной жизни. Самое значи­тельное произведение А. Таммсааре — роман в пяти томах «Правда и справедливость». Он был написан в 20-е годы. Герой романа, как и многие подобные ему труженики, не нашел справедливости в буржуазном мире, где богатый грабит бедного, использует его труд для соб­ственного обогащения. Об этом говорит А. Там­мсааре и в своем последнем романе — «Новый Нечистый из Пекла» (1939). Использовав моти­вы народных сказок о простоватом черте и хит­ром Антее, Таммсааре создал глубоко правди­вое, реалистическое произведение о жизни эстон­ского крестьянства.

Наиболее выдающийся писатель романтиче­ского направления в досоветский период—Фриде-берт Туглас (1886). Много раз издавалась его повесть о детстве «Маленький Иллимар».

В поэзии XX в. заметное место принадлежит Марии Ундер (1833) и Густаву Суйтсу (1883 — 1956).

В период Октябрьской революции в лите­ратуре Эстонии выдвинулись пролетарские пи­сатели: Ю. Мадарик (Лаурпстин), X. Пегель-ман, Ю. Лилиенбах, В. Бук, Ээссааре Ааду и другие. В 1919 г. в Эстонии произошел контр­революционный переворот. При поддержке ин­тервентов власть захватила буржуазия. Ю. Ма­дарик, писатель-коммунист, свои романы «Ни­спровергатели» и «Республика» написал уже в тюрьме. Некоторые писатели Эстонии пере­селились в СССР, где продолжали заниматься творчеством, способствуя развитию родной ли­тературы.

В 20—30-х годах в Эстонии становятся из­вестными демократические и революционные поэты и прозаики: Юхан Сютисте, Яан Кяр-нер. И. Барбарус, А. Якобсон.

В   1940  г.   в   Эстонии  была   восстановлена Советская власть. Современная литература Со­ветской   Эстонии — литература   социалистиче­ского реализма — развивает лучшие черты на­циональной литературы  прошлого.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ