.
Меню сайта
|
Писатели ЛитвыПисатели ЛитвыВ 1964 г. в нашей стране отмечалось 250-летие со дня рождения основоположника литовской поэзии Кристионаса Донелайтиса (1714—1780). Тесно связанный с народом Кристионас Донелайтис отразил в своем творчестве его думы и стремления. Он жил в то время, когда в Литве, как и во всей Прибалтике, еще существовало крепостное право. Немецкие помещики-феодалы, потомки завоевателей-крестоносцев, захвативших земли Прибалтики еще в XI] — XI11 вв., жестоко угнетали литовский народ. В поэме «Времена года» К. Донелайтис реалистически показал жизнь крепостной деревни середины XVIII в., недовольство крестьян произволом помещиков, их сопротивление политике онемечивания. Значительное место в поэме занимает изображение крестьянского труда, деревенской природы, народных обычаев. Донелайтис писал и басни. В них он обличал беззаконие, царившее в стране, неограниченную власть помещиков и чиновников. В басне «Дуб-хвастун» показан самодур-чиновник, в басне «Собака Большеголовый» разоблачено немецкое помещичье «правосудие» и т. д. Замечательная литовская поэтесса Саломея Нерис, жившая уже в наши дни, писала о Донелайтисе: Богатырем ты вставал, Донелайтис, И защищал от господ мужика. Ты призывал: «На врагов ополчайтесь Мощью родного нам всем языка»... Традиции творчества К. Донелайтиса, сила его революционного протеста и обличения угнетателей были продолжены замечательным поэтом начала XIX в. А. Страздасом (1763—1833). Жизнь обездоленного литовского крестьянства, его страдания, труд и борьба запечатлелись в произведениях таких выдающихся художников конца XIX в., как И. Майронис и В. Кудирка. Широко известно читателям творчество Юлии Жемайте (1845—1921). В своих рассказах и повестях она писала о жизни литовской деревни, о произволе помещиков и ксендзов, о разорении литовского народа («У имения», «Терпит виноватый, терпит невинный», «Жертва святому Юргису», «Трясина» и др.). В начале XX в. в литовской поэзии одним из самых популярных становится имя Людаса Гиры (1886—1946). Демократическая настроенность, фольклорно-песенная образность его стихов объясняют большой успех его поэзии у читателей. Первыми литовскими писателями конца XIX — начала XX в., в творчестве которых прозвучали темы революционной борьбы пролетариата, были И. Мачис-Кекштас (1867—1902) И. Билюнас (1879—1907). Рассказ «Первая стачка» и сказка-аллегория «Светоч счастья» И. Билюнаса звучали в дни подготовки революции 1905 г. как призыв к освободительной борьбе. Во главе литовской революционной литературы этих лет встал Винцас Мицкявичюс-Капсукас (1880—1935), один из руководителей революционного рабочего движения, критик-марксист, автор многих рассказов и очерков («Великий преступник», «Тюремный начальник» и др.). В его рассказах впервые в литовской литературе появился живой образ профессионала-революционера. Перед Октябрьской революцией в литовской литературе появились великолепные стихи молодого поэта-революционера Юлюса Янониса (1896—1917). Он был тесно связан с рабочим движением в Литве и России и создавал свои стихи на литовском и русском языках. Поэзия Ю. Янониса призывала к борьбе, поэт глубоко верил в революционную силу искусства: Поэт—не жрец, курящий фимиам, И шепчущий в ночной тиши молитву, Поэт — трубач, зовущий войско в битву И прежде всех идущий в битву сам. За революционную деятельность Ю. Янонис подвергался тюремному заключению. Поэт погиб совсем молодым, накануне Великого Октября. Он умер от туберкулеза. «Последняя моя мысль,— писал он в прощальном письме к товарищам,— о том, что уже появляются признаки, показывающие, что социализм уже начинает осуществляться и что в наше время никакое воображение не может представить себе те поразительные перемены во внешней и внутренней жизни общества и личности, которые последуют за полным осуществлением социалистического строя. С радостной улыбкой приветствую вас, говоря: «Да здравствует социализм!» Юлюс Янонис остался в памяти литовского народа как первый поэт новой, рождавшейся в революционные годы литературы социалистического реализма. В Литве в результате Великой Октябрьской революции была установлена Советская власть. Но она просуществовала только с 1918 по 1919 г. При поддержке империалистических стран к власти пришла буржуазия. Буржуазно-фашистская диктатура продержалась до 1940 г. Все эти годы передовые литовские писатели отстаивали свободолюбивые идеи, стремились к сближению с Советским Союзом. Такой была литературная группа «Трячас фронтас» («Третий фронт»). В 30-е годы в нее входили такие талантливые писатели, как Пятрас Цвирка, Саломея Нерис, В. Монтвила, И. Шимкус и другие. Выдающийся литовский писатель Пятрас Цвирка (1909—1947) в романе «Земля-кормилица» (1935) правдиво рассказал о жизни крестьянства в буржуазной Литве. Буржуазная цензура не позволила писателю опубликовать роман полностью, но в 1937 г. он впервые целиком был напечатан в Советском Союзе на русском языке. Широко известны и другие романы П. Цвирки — «Франк Крук», «Мастер и сыновья», рассказы для детей, «Сказки Неманского края» и сборники рассказов и очерков, написанных уже при Советской власти, после 1940 г. Один из крупнейших писателей 20—30-х годов — поэт и прозаик В. Миколайтис-Путинас, автор романа «В тени алтарей», смело обличал церковь. Вместе с Пятрасом Цвиркой в группу революционных литовских писателей «Трячас фронтас» в 30-е годы входила и поэтесса Саломея Нерис (см. ст. «Саломея Нерис»). Еще в годы буржуазной диктатуры она создавала революционные стихи, близкие литовскому народу по содержанию и народно-песенной форме. Творческое наследие демократических и революционных писателей Литвы дорого и сегодняшним читателям нашей многонациональной страны. |
ПОИСК
Block title
|