.
Меню сайта
|
Писатели Средней Азии и КазахстанаПисатели Средней Азии и КазахстанаВ XV в. в узбекском городе Герате, бывшем в те времена столицей Восточного Ирана (сейчас Гератская область отошла к Афганистану), было создано замечательное произведение «Пятерица». Ее автор — родоначальник узбекской литературы Низамаддин Алишер (1441 —1501), более известный под поэтическим прозвищем «Навои», т. е. «Мелодичный». В то время как большинство современных ему поэтов писали на неизвестном простому народу персидском языке (он господствовал тогда в литературе многих стран Востока) и стремились любой ценой превзойти великих иранских лириков Саади, Хафиза, Омара Хайяма (см. ст. «Персидская классическая поэзия»), Алишер Навои упорно отстаивал достоинства родного языка (его называют обычно староузбекским). На этом языке написана и его «Пятерица», или «Хамсэ», состоящая из пяти больших поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». «Семь планет» и «Искандерова стена». Придворные писатели, следуя старым традициям, избирали героями знать и царей. Навои целиком посвящает свою третью поэму каменотесу Фархаду, который, желая помочь народу, прорубил канал в неприступных скалах, и вода устремилась на поля бедняков. В лирике (четыре сборника лирических стихотворений — «Чар диван») и поэмах Навои отразился весь его богатый жизненный опыт, знакомство с государственными делами и положением народа, со злоупотреблением властей, интригами султанского двора. «Если ты человек, не называй человеком того, кто не заботится о народе» — эта идея одушевляла поэзию и политическую деятельность Алишера Навои. На всех творениях Навои лежит благородный отпечаток его личности. Современники отмечали особенное обаяние поэта, его мягкий юмор, заслужившие ему огромную популярность среди простых тружеников и глубокую признательность близко знавших его людей. Лучшие произведения дореволюционной туркменской литературы были созданы в XVIII в. такими поэтами, как Мухамед Гариб Андалиб (р. 1710) — автор сказания о «Лейлн и Меджнун», Азади Довлет-Мамед (1700—1760), который в трактате «Проповеди Азади» выступил против иранских захватчиков, разоряющих народ, призывал к созданию единого государства. Махтумкули (р. ок. 1730 — ум. в 80-х годах XVIII в.), по прозвищу Фраги,— родоначальник классической туркменской литературы. Призывом к объединению туркмен, разоблачением антинародной власти ханов, произвола чиновников и мусульманского духовенства проникнуты лучшие стихотворения поэта: «Безвременье», «Святые старцы», «Страшный суд», «Забыл», «Птица счастья» и др. Быть опорой народу — в этом видел Махтумкули назначение поэта, к этому стремился он всю свою жизнь. Ни гнет самодержавного ига, ни царская политика разжигания вражды между народами не могли погасить симпатий других народов России к их старшему брату — русскому народу. С ним, с его борьбой за свое и за всеобщее освобождение были связаны их чаяния.Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт-гуманист Абай Кунанбаев (1845—1904). Сын богатого и деспотичного феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, со многими обычаями предков. Он хотел избавить народ от нищеты духа, стремился к тому, чтобы его соотечественники укрепляли связи с передовыми, демократическими кругами России, приобщались к достижениям русской культуры. И Абай многое для этого сделал. Его лирические и философские стихи «Жизнь уходит», «О казахи мои», «Кулембаю», «Поэзия — властитель языка» и др. глубоко содержательны, художественно совершенны, связаны с народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им в казахскую литературу. Серьезно и строго относился Абай к творческой работе поэта. Он писал: Стих — это вождь средь слов, ценнейший их отбор, Талантливый поэт слагает речь в узор... Абай был знаком с деятелями русского освободительного движения, с учениками Чернышевского, сосланными в Сибирь, п высоко ценил передовую русскую культуру. «Помни,— писал он,— главное — научиться русской науке. Наука, знание... искусство — все это у русских. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза». Таков был завет Абая. В разоблачительных сатирах Абая Кунан-баева ясно различимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки социальной борьбы, гневные ноты протеста. Все это вызывало открытое недовольство богатого байства п привело к тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как политически неблагонадежный. Еще задолго до революции родилась поэтическая слава акына Джамбула Джабаева (1846 — 1945). Будучи неграмотным, он слагал свои песни устно и запоминал их на всю жизнь. Певец был знаком с произведениями Пушкина, Шевченко, Алпшера Навои и других великих поэтов. Протестом против социального гнета и несправедливости наполнены первые песни Джамбула. Они летели по степям, как ветер, пугая своей правдой местных казахских богачей. Великая Октябрьская социалистическая революция изменила содержание творчества Джамбула. Знаменитый акын запел о счастливой жизни, о свободном труде народа, откликаясь на все важнейшие события времени, * * * Подлинного расцвета культура народов Средней Азии и Казахстана достигла после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Братская дружба, сплоченность в единой семье народов СССР способствуют взаимосвязи и обогащению национальных культур, созданию прекрасных поэтических произведений. |
ПОИСК
Block title
|