. Писатели Средней Азии и Казахстана
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Средней Азии и Казахстана

Писатели Средней Азии и Казахстана

В XV в. в узбекском городе Герате, бывшем в те времена столицей Восточного Ирана (сейчас Гератская область отошла к Афгани­стану), было создано замечательное произве­дение «Пятерица». Ее автор — родоначальник узбекской литературы Низамаддин Алишер (1441 —1501), более известный под поэтическим прозвищем «Навои», т. е. «Мелодичный».

В то время как большинство современных ему поэтов писали на неизвестном простому народу персидском языке (он господствовал тогда в литературе многих стран Востока) и стремились любой ценой превзойти великих иранских лириков Саади, Хафиза, Омара Хайяма (см. ст. «Персидская классическая поэзия»), Алишер Навои упорно отстаивал до­стоинства родного языка (его называют обычно староузбекским). На этом языке написана и его «Пятерица», или «Хамсэ», состоящая из пяти больших поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». «Семь планет» и «Искандерова стена».

Придворные писатели, следуя старым тра­дициям, избирали героями знать и царей. Навои целиком посвящает свою третью поэму каменотесу Фархаду, который, желая помочь народу, прорубил канал в неприступных ска­лах, и вода устремилась на поля бедняков.

В лирике (четыре сборника лирических сти­хотворений — «Чар диван») и поэмах Навои отразился весь его богатый жизненный опыт, знакомство с государственными делами и по­ложением народа, со злоупотреблением властей, интригами султанского двора.

«Если ты человек, не называй человеком того, кто не заботится о народе» — эта идея одушевляла поэзию и политическую деятель­ность Алишера Навои.

На всех творениях Навои лежит благород­ный отпечаток его личности. Современники отмечали особенное обаяние поэта, его мягкий юмор, заслужившие ему огромную популярность среди простых тружеников и глубокую при­знательность близко знавших его людей.

Лучшие произведения дореволюционной туркменской литературы были созданы в XVIII в. такими поэтами, как Мухамед Гариб Андалиб (р. 1710) — автор сказания о «Лейлн и Меджнун», Азади Довлет-Мамед (1700—1760), который в трактате «Проповеди Азади» высту­пил против иранских захватчиков, разоряю­щих народ, призывал к созданию единого госу­дарства.

Махтумкули (р. ок. 1730 — ум. в 80-х годах XVIII в.), по прозвищу Фраги,— родоначаль­ник классической туркменской литературы. Призывом к объединению туркмен, разоблаче­нием антинародной власти ханов, произвола чиновников и мусульманского духовенства про­никнуты лучшие стихотворения поэта: «Без­временье», «Святые старцы», «Страшный суд», «Забыл», «Птица счастья» и др.

Быть опорой народу — в этом видел Мах­тумкули назначение поэта, к этому стремил­ся он всю свою жизнь.

Ни гнет самодержавного ига, ни царская политика разжигания вражды между народами не могли погасить симпатий других народов России к их старшему брату — русскому на­роду. С ним, с его борьбой за свое и за всеобщее освобождение были связаны их чаяния.Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт-гуманист Абай Кунанбаев (1845—1904). Сын богатого и деспотичного фео­дала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, со многими обычаями предков. Он хотел из­бавить народ от нищеты духа, стремился к тому, чтобы его соотечественники укрепляли связи с передовыми, демократическими кру­гами России, приобщались к достижениям русской культуры. И Абай многое для этого сделал. Его лирические и философские стихи «Жизнь уходит», «О казахи мои», «Кулембаю», «Поэзия — властитель языка» и др. глубоко содержательны, художественно совершенны, связаны с народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им в казахскую литературу. Серьезно и строго относился Абай к творческой работе поэта. Он писал:

Стих — это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

Талантливый   поэт   слагает   речь  в   узор...

Абай был знаком с деятелями русского осво­бодительного движения, с учениками Черны­шевского, сосланными в Сибирь, п высоко ценил передовую русскую культуру. «Помни,— писал он,— главное — научиться русской науке. Наука, знание... искусство — все это у рус­ских. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза». Таков был завет Абая.

В разоблачительных сатирах Абая Кунан-баева ясно различимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки социальной борьбы, гневные ноты протеста. Все это вызы­вало открытое недовольство богатого байства п привело к тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как политически неблагона­дежный.

Еще задолго до революции родилась поэтиче­ская слава акына Джамбула Джабаева (1846 — 1945). Будучи неграмотным, он слагал свои песни устно и запоминал их на всю жизнь. Певец был знаком с произведениями Пушкина, Шевченко, Алпшера Навои и других великих поэтов.

Протестом против социального гнета и не­справедливости наполнены первые песни Джам­була. Они летели по степям, как ветер, пугая своей правдой местных казахских богачей. Вели­кая Октябрьская социалистическая революция изменила содержание творчества Джамбула. Знаменитый акын запел о счастливой жизни, о свободном труде народа, откликаясь на все важнейшие события времени,

* * *

Подлинного расцвета культура народов Средней Азии и Казахстана достигла после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Братская дружба, сплоченность в единой семье народов СССР способствуют взаимо­связи и обогащению национальных культур, со­зданию прекрасных поэтических произведений.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ