.
Меню сайта
|
Писатели Кавказа и закавказьяПисатели Кавказа и закавказьяИскусство и литература народов Закавказья относятся к числу самых древних в Советском Союзе. Уже в 1 в. до н. э. в армянских театрах разыгрывались трагедии греческих авторов и армянского царя Артавазда. В течение веков многочисленные завоеватели покушались на независимость Грузии и Армении. Подобно смерчу, проносились по городам и селам, сменяя друг друга, римляне, персы, византийцы, арабы, турки-сельджуки, монголы. Они стремились стереть с лица земли порабощенные народы. В героической борьбе с иноземцами народы Закавказья отстояли свою самобытную культуру, сохранили религию (в IV в. н. э. Армения и Грузия приняли христианство) и письменность, создание которой относится к концу IV в. н. э. (в Армении). Всенародный отпор завоевателям породил героический эпос: о Давиде Сасунском у армян, о богоборце Амирани у грузин, песни «Кёр-оглу» у азербайджанцев. Армянский эпос о богатырях Сасунского дома сложился во время борьбы армянского народа с Арабским халифатом (VII—X вв.). Перед нами проходит жизнь четырех поколений титанов — Санасара, Мгера, Давида, Мгера-младшего. Они побеждают врагов, строят крепости п храмы, защищают бедных и обездоленных, отстаивают правду и справедливость. Самый любимый народный герой — Давид. Все его бранят, потому что он всегда делает что-нибудь не так: то козлят сгонит вместе с лисицами и волками, то выпустит из крепости тигров и львов. Давид узнает о притеснениях арабского халифа и вызывает арабов на бой. После победы Давид распускает враждебную армию по домам, потому что ведь и арабские воины — подневольные люди и такие же пастухи и пахари, как и его соотечественники. Сын Давида — Мгер-младший хочет устроить на земле справедливую жизнь и вызывает на бой самого бога, виновного в несовершенном устройстве мира, где сильный властвует над слабым, где царствуют злоба, пороки, глупость и ложь. Бог не принимает вызова и проклинает смельчака. Мотив поэтизации бытия и одновременно бунт против мира, где нет гармонии человеческой жизни и природы, бунт против самого бога проходит через всю средневековую армянскую лирику. Выражением трагедийного начала в поэзии Армении является творчество Григора Нарекаци (951 — 1003). Он еще не в состоянии порвать с богом (Нарекаци сам был епископом), но уже видит, что люди под властью царя, церкви, денег несчастны. В поэме Нарекаци «Книга скорбных песнопений» («Книга трагедий») рождается новый герой. Он не обрел пока уверенности на «грешной земле», но уже ушел из «райских кущ» христианского неба. Эта тема близка и творчеству других средневековых армянских поэтов — Нерсеса Шнорали (XII в.), Фрика (Х111 в.), Мкртича Нагаша (XIV в.), Наапета Кучака (XVI в.). Со временем чувство разлада с миром смягчается; поэты уделяют больше внимания человеку, его чувствам и переживаниям. В грузинском героическом эпосе — сказании об Амирани — рассказывается, как он похитил огонь у богов, подобно Прометею, и дал его человеку, чтобы тот стал могучим и бесстрашным. В наказание боги приковали Амирани к Кавказским горам и орлы терзали его грудь. Народное героико-романтическое сказание имело большое влияние на последующее развитие грузинской литературы, прежде всего на Шота Руставели—творца бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Шота Руставели (XII в.) — современник знаменитой царицы Тамары, при которой Грузия достигла могущества и культурного расцвета. Руставели учился в Афинах, слыл эрудитом и знал многие языки. Он был не только блестящим поэтом и царедворцем, но и храбрым воином. Народная легенда утверждает, что из-за дерзновенной любви к царице поэт постригся в монахи и окончил жизнь в Крестовом монастыре в Иерусалиме. Поэма Руставели в век религиозного фанатизма прославила человеческую любовь и дружбу, братство и самопожертвование. Вот Нестан-Дареджан, полюбив Тариэла, пишет ему письмо. С точки зрения феодальных представлений это грех: ведь только семья может распоряжаться судьбой девушки. Но Руставели — за свободное проявление чувства, внутренний мир человека становится центральной темой его творчества. По мнению великого поэта, добрые чувства человеческого сердца прекрасны, над ними не властны ни бог, ни царь. 800 лет прошло с тех пор, но бессмертная поэма Руставели до сих пор настольная кни-> га каждого грузина. Она сопровождает его всю жизнь, в радости и в горе. Многие знают ее наизусть, используют ее афоризмы и изречения, полные мудрости и человечности, ибо в них заключена вся полнота национального миропонимания. Средневековая поэзия азербайджанцев развивалась под сильным воздействием персидской и арабской литератур. Вершиной ее было творчество Низами Ганджеви (1141 —1209), автора всемирно известной поэмы «Хамсэ» («Пятерица»). Она состоит из пяти частей, сюжеты которых затем стали традиционными и использовались многими авторами (например, «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун»). Низами использовал мотивы героического народного эпоса, поэтому в его творчестве глубоко отразилось народное мировоззрение. Низами защищал права и достоинство угнетенного человека, проповедовал добрые земные чувства. С XIV—XV вв. развивается любовная лирика. Несравненным мастером ее был Мухаммед Физули (1494—1556), создававший свои газели на азербайджанском, персидском и арабском языках. К XVI—XVII вв. средневековая лирика постепенно угасает. Беспрерывные нашествия кочевников уничтожили центры национальной культуры. Теперь она сохраняется только в монастырях. Именно в этот период громадное значение приобретает творчество народных певцов — ашугов и гусанов, которые сохраняют и развивают национальные литературы народов Закавказья. Наиболее яркая фигура этой эпохи —поэт трех братских народов Закавказья — великий ашуг XVIII в. Саят-Нова, писавший одновременно на армянском, грузинском и азербайджанском языках. По рождению армянин, сын ремесленника, он был поначалу ткачом, затем стал ашугом. Саят-Нова жил и творил в Тбилиси. Царь пожелал, чтобы Саят-Нова стал его советником. Но не долго Саят-Нова был советником царя. За гордый свободолюбивый нрав, нетерпимый при дворе, его сослали и постригли в монахи. Ашуг провел в монастыре сорок долгих лет, но и там слагал свои песни. Поэзия Саят-Новы блистает роскошью красок и созвучий. Она воспевает любовь, радость жизни. Однако с течением времени песнь любви становится все более трагической: гордый и свободный герой Саят-Новы не может примириться с попранием человеческого достоинства и насилием над свободой личности. Но он не отвергал несовершенный мир, подобно средневековым поэтам. Саят-Нова верил, что его герой, свободный от гнета религии и феодального деспотизма, построит жизнь по законам добра и правды. Творчество Саят-Новы завершает средневековый период развития литератур народов Закавказья. С присоединением Кавказа к России (начало XIX в.) начинается новый период развития литературы народов Закавказья. Теперь она в той или иной степени связана с течениями русской культуры и общественной мысли. Творчество Давида Гурамишвили (1705 — 1792) открывает новый период в развитии грузинской литературы. Его поэма «Беды Грузии» проникнута духом национального патриотизма. Идеями свободы личности и отечества наполнены поэмы «Марани» («Пегас») и «Судьбы Грузии» великого грузинского романтика Николоза Бараташвили (1817—1845). Зачинателем новой армянской литературы был Хачатур Абовян (1805—1848). Случай помог юноше поступить в Дерптский университет. Трудолюбием и настойчивостью добился Абовян права называться образованнейшим человеком своего времени. Хачатур Абовян вернулся на родину и стал учителем. На пути просвещения народа стояли церковники. Доведенный до отчаяния, не встречая сочувствия и поддержки, Абовян кончил жизнь самоубийством. Он успел написать роман «Раны Армении» — страстную и вдохновенную песнь о родине, о борьбе за независимость. Этот роман и положил начало новой армянской литературе. Революционные демократы Закавказья — М. Налбандян, И. Чавчавадзе и другие, следуя за Чернышевским и Белинским, утверждали необходимость реализма и народности в лите- ратуре, призывали к союзу с русским прогрессивным общественным движением для достижения национально-освободительных целей. Вторая половина XIX в. отмечена утверждением реализма, вниманием к изображению жизни народа: «Рассказ нищего» и «И это человек?» И. Чавчавадзе, «Сурамская крепость» Д. Чонкадзе, драматургия Г. Сундукяна (пьеса «Пепо»). В литературе развивается и романтическое направление, особенно в жанре исторического романа — «Давид-бек», «Самвел», «Искры» Раффи. Большое развитие получает сатирическое изображение и осмеяние хозяев жизни («Высокочтимые попрошайки» Пароняна). Конец века отмечен в армянской литературе фундаментальной прозой Ширванзаде, роман которого «Хаос» показывает возникновение и моральный распад новой буржуазии. Большое развитие в литературе азербайджанцев, особенно в драматургии, получает сатира. Основы этого направления заложил еще просветитель Мирза Фатали Ахундов (1812 — 1878), которого часто называли азербайджанским Мольером. Он написал знаменитую поэму «На смерть Пушкина» (1837). Разоблачение предрассудков, деспотизма и религии занимало основное место в драматургии Наджафа-бека Везирова (1854—1926), в произведениях Алекпера Сабира (1862 —1911) и Джалила Мамедкулизаде (основателя знаменитого на Кавказе сатирического журнала «Молла Насреддин»). В начале XX в. в азербайджанскую драматургию проникают романтические и философские мотивы (Гусейн Джавид и другие). На рубеже XIX — XX вв. выделяется могучая фигура грузинского поэта Важа Пшавелы (1861 —1915). Его настоящая фамилия Лука Разикашвили. Он родился и жил в селе Чар-гали, пахал землю, рубил лес. Его поэмы выражают идеалы народной жизни, а герои как будто высечены из монолитных глыб гранита. Поразительна по своей философской глубине поэма «Змееед». Герой ее Миндия познал все тайны природы. Он хочет использовать свои познания для блага людей. Однако стоит ему отступиться от этого принципа, как он потеряет власть над природой. Но общественная жизнь построена на эгоизме — племя заставляет Миндия направить его силу против других людей, причинить зло соседям ради победы над ними. Миндия теряет власть над природой и погибает. Герои Важа Пшавелы — сильные и благородные люди, многие из них жертвуют жизнью, отстаивая справедливость («Гость и хозяин», «Алуда Кеталаури», «Бахтриони» и др.). Народным певцом-ашугом в Дагестане был крестьянин Сулейман Стальский (настоящая фамилия Гасанбеков), слагавший стихи на лезгинском языке. Поэт родился в мае 1869 г. в семье бедняка крестьянина в ауле Ашага-Стал (отсюда прозвище — Стальский). Рано оставшись без матери, в тринадцать лет Сулейман ушел батрачить в Дербент на виноградники за четыре рубля в год. Молодость Сулеймана прошла в лишениях и скитаниях. Он работал на плантациях в Гандже, в самаркандском депо, на стройке железной дороги и моста через Сырдарью, на нефтяных промыслах в Баку. Однажды, уже в зрелом возрасте, услышав, как бродячие певцы — ашуги поют о соловье, он сказал: «Ведь это все лежит у меня на душе. Я могу спеть не хуже!» Вернувшись домой, он сложил песню. Старые восточные поэты на все лады восхищались соловьем, поющим песнь над розой. Сулейман же написал о нем совсем по-другому: Ты презирать людей готов, Звеня в саду на сто ладов. Но. трус, бежишь от холодов. Стыдись, надменный соловей! Постой, куда ты? Страхи брось! Поведай, как тебе жилось. Быть может, голодать пришлось? Будь откровенным, соловей. (Перевод С. Липкина.) Стальский — первый из старшего поколения поэтов Дагестана, искренне и горячо воспел революцию. После установления Советской власти в Дагестане Сулейман поет песни о новой жизни своего народа, о весеннем севе, о Горьком, Пушкине, Кирове, Красной Армии, горцах-колхозниках. Знаменитый ашуг, удостоенный звания народного поэта Дагестана (1934), по-прежнему до конца дней своих работал с мотыгой в поле и на огороде. В 1934 г. он приехал в Москву на 1 Всесоюзный съезд советских писателей. «На меня и — я знаю — не только на меня произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский,— сказал в заключительной речи на съезде М. Горький.— Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал своп стихи. Затем он — Гомер XX века — изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман». Великая Октябрьская революция открыла новый этап в развитии литератур народов Кавказа и Закавказья. Освоение классического наследия Руставели, Низами и многих других писателей становится теперь необходимейшим условием культурной революции и формирования нового, социалистического искусства.
|
ПОИСК
Block title
|