.
Меню сайта
|
Писатели БелоруссииПисатели БелоруссииБелорусская революционно-демократическая литература получила возможность широко развиваться только со времени первой русской революции. Это объясняется особенностями общественно-исторической обстановки в стране при царизме, подавлявшем ростки национальной культуры. В истории белорусской литературы почетное место занимает творчество писателя демократического направления Францишека Богушевича (1840—1900). В его стихотворениях впервые появляется реалистический образ крестьянина: раскрываются истинные интересы белорусской деревни и горести мужицкой жизни. Богушевич использует форму, сходную с фольклором,— гуторки (разговоры), передающие беседы крестьян, составленные неизвестным автором. Богушевич осуждает не только помещиков, деревенских богатеев, но и самого царя, весь социально-политический строй. Идейно-художественная связь Богушевича с Н. А. Некрасовым помогла ему в 80—90-х годах утвердиться на революционно-демократических позициях. Поэт Богушевич подводит читателя к революционным выводам. Однако недовольство крестьян в его стихотворениях еще носит характер неорганизованного, индивидуального бунтарства. Наследие Ф. Богушевича творчески продолжили народные писатели Янка Купала (см. ст. «Янка Купала») и Якуб Колас (см. ст. «Якуб Колас»). Оба они были основателями современной национальной белорусской литературы. Их творчество получило признание уже в период первой русской революции, оно было тесно связано с движением народных масс. В произведениях этих писателей, а также Алоизы Пашкевич (псевдоним — Тетка, 1876—1916) красной нитью проходит мысль о необходимости преобразовать жизнь путем революции. Положительные герои этих произведений — люди сильной души, борцы за свободу и справедливость. В годы первой русской революции Янка Купала создал стихотворение «А кто там идет?». В нем слышатся те же мотивы, что и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова («Рать подымается — неисчислимая! Сила в ней скажется — несокрушимая!»). В стихотворении Я. Купалы показана массовость, всенародность освободительного движения, которое поэты некрасовского времени могли лишь предвидеть. Это произведение Я. Купалы произвело огромное впечатление на М. Горького. Творчество самого Горького было очень близко и дорого поэтам Белоруссии. «... Живой источник, сила и красота русского языка, необычность героев горьковских рассказов, их протесты и искания запечатлевались сильно и надолго. Имя Максима Горького стало моим литературным знаменем»,— вспоминал Якуб Колас. Поэзия Я. Купалы и Я. Коласа глубоко оригинальна, в ней отразилась народная жизнь белорусов. Оба писателя использовали богатейший национальный фольклор и опыт русской литературы. В Белоруссии в те годы только еще складывался свой литературный язык, и творчество Я. Купалы и Я. Коласа сыграло огромную роль в его развитии. Свой вклад в развитие белорусского литературного языка и различных поэтических жанров внес молодой талантливый поэт Максим Богданович (1891 —1917). Богданович мастерски использовал классические формы стиха мировой литературы, национальные поэтические источники и творчество своего народа. По народным мотивам Богданович написал романтическую поэму «Стратим лебедь», отразившую настроение кануна революционной бури, и широко известную песню «Лявониха» о белорусской женщине-крестьянке. В молодой белорусской литературе долгое время преобладали малые поэтические жанры. Но уже Купала и Колас в годы между двумя русскими революциями овладели новыми для своей литературы жанрами рассказа, социальной драмы, комедии, романтической поэмы. И это дало возможность писателям создать широкие картины белорусской действительности, многограннее раскрыть психологию нового человека, особенно белорусского крестьянина. Социально острые рассказы Якуба Коласа «Бунт», «Неманов дар», «Писаревы именины», «Сотский подвел» написаны колоритным языком, насыщены живыми драматическими сценами. Они сыграли большую роль в становлений белорусской прозы, поэтому Я. Коласа называют ее основоположником. Такое же значение для белорусской драматургии имели пьесы Купалы. В пьесе «Разоренное гнездо» (1913) Янка Купала выступает против пассивности, покорности и смирения, свойственных в то время значительной части крестьянства. После долгих, мучительных поисков главный герои пьесы молодой крестьянин Симон приходит к выводу, что у крестьян лишь один выход — революционная борьба в союзе с рабочими. До сих пор заслуженным успехом пользуется комедия Я. Купалы «Павлинка» (1912) — веселая, остроумная, с ярким национальным колоритом. Еще до революции Я. Колас начал работать над эпической поэмой «Новая земля». Это произведение оказало большое влияние на развитие не только белорусской поэзии, но и прозы. «Новую землю» Я. Колас закончил в 1922 г. За романтическим сюжетом поэм Я. Купалы («Курган», 1910; «Бондаровна», 1913)—борьбой легендарных героев — ощущается реальная жизнь: страдания и борьба белорусского народа в годы реакции и нового революционного подъема. Если в поэме Купалы «Курган» смерть героя-гусляра вызывает сочувствие народное, то в поэме «Бондаровна» трагическая гибель смелой, прекрасной юной девушки, пошедшей на смерть ради защиты своей чести и чести народа, служит поводом для активного народного выступления: Пусть народ терпеть умеет, Но и мстить умеет Тем обидчикам смертельным, Тем, кто зло посеет. (Перевод А. Прокофьева.) Революционное содержание и высокий художественный уровень белорусской демократической литературы в годы, предшествующие Великому Октябрю, способствовали быстрому становлению метода социалистического реализма в советское время и успехам литературы Советской Белоруссии.
|
ПОИСК
Block title
|