. В. Я. Брюсов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В. Я. Брюсов

В. Я. Брюсов

(1873—1924)

«Если б мне жить сто жизней, они не насы­тили бы всей жажды познания, которая сжигает меня»,— писал Валерий Брюсов, крупней­ший русский поэт первой четверти XX в. Твор­ческая деятельность его удивительно много­гранна. В историю русской культуры он вошел не только как поэт, но и как прозаик и драма­тург, литературный критик и ученый-литера­туровед, автор ценных исследований о Пушки­не, теоретик стиха. Свободно владея многими иностранными языками, Брюсов плодотворно работал в области художественного перевода. Его перу принадлежат переводы «Энеиды» Вер­гилия и «Божественной комедии» Данте, «Фауста» Гёте и произведений Байрона, Э. По, Верхарна, Метерлинка, Гюго, Вердена, а так­же сокровищ поэзии армянского, латышского и финского народов.

Жизненный и творческий путь поэта — сви­детеля двух войн и трех революций — сложен и противоречив. Он вступил на литературное поприще, опубликовав в 1894—1895 гг. три нашумевших сборника «Русские символисты» — манифест новой поэзии. Автор нескольких ори­гинальных книг, Брюсов становится в 900-е годы признанным вождем модернистского ис­кусства, редактирует журнал «Весы» — цент­ральный орган русского символизма, руководит издательством «Скорпион». В эти годы он отстаи­вает лозунг «чистого искусства», свободного от общества, выступает против искусства тен­денциозного.

Индивидуализм и субъективизм характерны для поэзии раннего Брюсова. В 1896 г. поэт пишет такие стихи, как «Я действительности нашей не вижу...» и «Юному поэту», которые раскрывают антиобщественные настроения ав­тора.

С годами мужает талант поэта, пристальнее вглядывается он в окружающий его мир слож­ных общественных взаимоотношений. Претерпе­вают изменение и взгляды Брюсова. Он начинает критически оценивать буржуазную действитель­ность и буржуазную культуру. В 1915 г. он со­трудничает в горьковском журнале «Летопись».

Страстный жизнелюб, поэт воспевает в пред­революционные годы «весь блеск, весь шум, весь говор мира, соблазны мысли, чары грез» (1911). Он жаждет в жизни больших и ярких чувств, смелой мысли. Его привлекает героика. От­талкиваясь от окружающей буржуазной дей­ствительности, он в поисках ярких и сильных личностей обращается к прошлому, к истории минувших цивилизаций.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выл,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые,—

пишет поэт в стихотворении «Кинжал».

Брюсова особенно привлекают древние куль­туры Греции и Рима, Востока и Киевской Руси. В его творчестве возникают произведения, про­славляющие патриотов и борцов за родину («Гарибальди», «Завет Святослава»), тружени­ков — строителей пирамид («Египетский раб»), подвиг науки («Дедал и Икар»).

Одним из первых среди поэтов Брюсов пи­шет о капиталистическом городе. Поэт-урбанист (урбанизм — изображение и воспевание больших городов в буржуазном искусстве и литературе), он любуется современным городом, детищем человеческого разума и людских рук. Он любит улицы, кишащие людьми, пространства городских площадей, он восхищенно изображает «огни ноч­ных реклам», несущиеся по безлюдным улицам экипажи, электрические луны на «длинных стеб­лях», контуры города-гиганта, слабо вырисо­вывающиеся в предрассветном сумраке:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города.

……………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие.

Судьба города волнует поэта. Он создает в своих мечтах город будущего. Однако Брю­сова одолевают сомнения — не погубит ли без­душная буржуазная действительность создание человеческого гения? Так, в поэме «Замкнутые» возникает картина омертвевшего города.

Вечный труженик в искусстве, Брюсов сла­гает гимны труду, славит пытливую человече­скую мысль, людей труда. Поэтическое твор­чество в понимании Брюсова тоже неустанный и тяжелый труд:

Вперед, мечта, мой верный вол!

Неволей, если не охотой!

Я близ тебя, мой кнут тяжел,

Я сам тружусь, и ты работай.

Дух исканий, биение пытливой мысли, широта познаний и высокая культура всегда присутст­вуют в творчестве Брюсова, человека чрезвычай­но активного ума и поэта необычайно широких творческих горизонтов.

Я дорожил минутой каждой,

И каждый час мой был порыв,

Всю жизнь я жил великой жаждой,

Ее в пути не утолив,—

эти слова В. Я. Брюсова вполне можно взять эпиграфом к его бурной, полной труда и иска­ний жизни.

После победы Октябрьской революции Брю­сов переходит на сторону победившего народа, ведет интенсивную общественную работу. Всту­пая в ряды Коммунистической партии в 1920 г., он писал об Октябре: «Счастлив я, что был мной прожит торжественнейший день земли».

Теперь, после революции, Брюсов находит героическое в самой действительности, пишет торжественные оды в честь Октября, слагает гимны Советской стране («Республика труда», «Третья осень», «В такие дни», «СССР»), пыта­ется создать образ гения революции В. И. Ле­нина («Ленин», «После смерти В. И. Ленина»). В этот период в творчестве поэта большое место занимает так называемая «научная поэзия»: философские стихи — размышления о будущем человечества, о новейших открытиях физики, биологии, астрономии, математики. Брюсов считает, что поэт «должен по возможности сто­ять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросо­зерцанием... Все, что интересно и волнует со­временного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Жанровое многообразие, высокая поэтиче­ская культура, пристрастие к «эксперименту» в искусстве, чем и была «научная поэзия» Брю­сова, страстный интерес к жизни составляют отличительные признаки творчества Брюсова, помогая нам представить «лица необщее выра­женье» большого поэта.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ