.
Меню сайта
|
А. А. БлокА. А. Блок(1880-1921) Александр Блок — гениальный поэт начала XX в., чуткий и честный художник, искренне поведавший миру свои мечты, надежды, заблуждения: Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим. И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар! (Из цикла «Итальянские стихи».) Лирика Блока воспринимается как дневник одной замечательной жизни. Он начал свой творческий путь в рядах символистов (см. ст. «Литература конца XIX — начала XX в.»), и, хотя внешняя связь с символистскими кругами у него сохранилась и в дальнейшем, глубокий разлад поэта с декадентами определился еще в 1905 г. Громадные требования, предъявляемые Блоком к жизни, к людям, его стремление к идеалам Добра, Красоты и Справедливости были чужды символистам. В начале деятельности (1898—1904) в творчестве поэта преобладает любовная тема. Написанное им в этот период объединено в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Стихи эти мечтательны, проникнуты настроением обреченности, отчужденности от жизни. Но уже в этот период в творчестве Блока то и дело слышится предчувствие близкой социальной катастрофы, каких-то страшных мировых событий. В 1903 г. в стихотворении «Все ли спокойно в народе?..» он предугадывает надвигающиеся социальные события: — Все ли спокойно в народе? — Нет, император убит. Кто-то о новой свободе На площадях говорит. — Все ли готовы подняться? — Нет. — Каменеют и ждут. — Кто-то велел дожидаться: — Бродят и песни поют. Революция 1905 г. открыла Блоку новый мир, впервые он остро почувствовал противоречия жизни. Тогда и возникли в творчестве поэта такие глубоко человечные стихи, как «Холодный день», «В октябре», «На чердаке», В циклах «Заклятые огнем и мраком» и в «Вольных мыслях», являющихся вершиной творчества поэта, Блок говорит о своей неразрывной связи с жизнью: О весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!.. Тревожные думы о судьбе горячо любимой родины захватывают поэта. Родина — то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Блок создал лирический образ многоликой России. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стране события и все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим путем его родины: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! («Россия».) В этот же период формируются взгляды Блока на народ и интеллигенцию. По его мнению, народ — творец жизни, будущего. Интеллигенция же, если она отрывается от народа, неизбежно будет сметена с лица земли вместе с омертвевшей культурой. Мотивы ветра, бури, метели, как очищающих начал, сливаются у Блока с темой родины. В предоктябрьское десятилетие расширяется тематический диапазон Блока, напряженнее становятся художественные поиски. В 1909 г. он создает замечательный цикл «Итальянских стихов» («Равенна», «Девушка из Spolelo», «Венеция», «Флоренция» и др.). В этих стихотворениях Блок запечатлел черты древней культуры Италии, мастерски воспроизвел красоту итальянского пейзажа. Поэма «Возмездие» Блока «полна (по его словам) революционных предчувствий». «Только о великом стоит думать, только большие задачи должны ставить себе писатели»,— писал Блок. Поэт, не приемлющий буржуазной действительности, порывая с духовно оскудевшим дворянством, ищет сближения с народом: Да, так диктует вдохновенье: Моя свободная мечта Все льнет туда, где униженье, Где грязь, и мрак, и нищета. В поэме «Соловьиный сад» Блок утверждает высокую ценность труда. Раздумья о судьбах родины, поиски истоков народности искусства пронизывают статьи и дневники Блока в период между двумя революциями. Блок был среди той немногочисленной интеллигенции, которая сразу же приняла революцию и сотрудничала с Советской властью. Он понял революцию как «мировой пожар», в огне которого должен дотла сгореть ненавистный «старый мир». «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию»,— призывал поэт. В январе 1918 г. Блок создал поэму «Двенадцать». Это его поэтический отклик на победу Великой Октябрьской революции. С огромной силой и мастерством передан в ней революционный пафос великих дней 1917 г. В поэме «Двенадцать» поэт говорит о старом мире со «святой злобой» и зло рисует этот мир в поистине великолепных строках: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Двенадцать красногвардейцев — герои поэмы — вышли на борьбу со старым миром. Раздув «мировой пожар» и разрушив старый мир дотла, они «вдаль идут державным шагом». Выведенные в поэме красногвардейцы вышли из народной массы, это рядовые революции. Их зовет властный призыв: Вперед! Вперед! Рабочий народ! «Двенадцать» — новаторское произведение, необычное для Блока по своей поэтической форме: в поэму, насыщенную лозунгами, песенно-частушечными стихами, как бы ворвались отголоски грохота крушения старого мира. Сила лирического дарования, поэтическое совершенство стиха, воинствующее неприятие буржуазной действительности, стремление отображать правду века, умение улавливать и воспроизводить тончайшие оттенки чувства делают творчество Блока одним из наиболее значительных явлений в русской поэзии начала XX в. |
ПОИСК
Block title
|