. А. А. Блок
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. А. Блок

А. А. Блок

(1880-1921)

Александр Блок — гениальный поэт начала XX в., чуткий и честный художник, искренне поведавший миру свои мечты, надежды, за­блуждения:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

(Из цикла «Итальянские стихи».)

Лирика Блока воспринимается как дневник одной замечательной жизни. Он начал свой творческий путь в рядах символистов (см. ст. «Литература конца XIX — начала XX в.»), и, хотя внешняя связь с символистскими круга­ми у него сохранилась и в дальнейшем, глубо­кий разлад поэта с декадентами определился еще в 1905 г. Громадные требования, предъяв­ляемые Блоком к жизни, к людям, его стрем­ление к идеалам Добра, Красоты и Справедли­вости были чужды символистам.

В начале деятельности (1898—1904) в твор­честве поэта преобладает любовная тема. На­писанное им в этот период объединено в сбор­нике «Стихи о Прекрасной Даме». Стихи эти мечтательны, проникнуты настроением обре­ченности, отчужденности от жизни.

Но уже в этот период в творчестве Блока то и дело слышится предчувствие близкой со­циальной катастрофы, каких-то страшных ми­ровых событий. В 1903 г. в стихотворении «Все ли спокойно в народе?..» он предугадывает на­двигающиеся социальные события:

— Все ли спокойно в народе?

— Нет, император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

— Все ли готовы подняться?

—    Нет.

—    Каменеют и ждут.

—    Кто-то велел дожидаться:

—    Бродят и песни поют.

Революция 1905 г. открыла Блоку новый мир, впервые он остро почувствовал противо­речия жизни. Тогда и возникли в творчестве поэта такие глубоко человечные стихи, как «Холодный день», «В октябре», «На чердаке», В циклах «Заклятые огнем и мраком» и в «Воль­ных мыслях», являющихся вершиной творчества поэта, Блок говорит о своей неразрывной связи с жизнью:

О весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь!

Принимаю!

И приветствую звоном щита!..

Тревожные думы о судьбе горячо любимой родины захватывают поэта. Родина — то «свя­тое святых», которое внушает ему чувство мо­литвенного преклонения. Блок создал лириче­ский образ многоликой России. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стра­не события и все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим путем его родины:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

 («Россия».)

В этот же период формируются взгляды Блока на народ и интеллигенцию. По его мне­нию, народ — творец жизни, будущего. Интел­лигенция же, если она отрывается от народа, неизбежно будет сметена с лица земли вместе с омертвевшей культурой. Мотивы ветра, бури, метели, как очищающих начал, сливаются у Блока с темой родины.

В предоктябрьское десятилетие расширяется тематический диапазон Блока, напряженнее становятся художественные поиски. В 1909 г. он создает замечательный цикл «Итальянских стихов» («Равенна», «Девушка из Spolelo», «Венеция», «Флоренция» и др.). В этих стихо­творениях Блок запечатлел черты древней культуры Италии, мастерски воспроизвел кра­соту итальянского пейзажа.

Поэма «Возмездие» Блока «полна (по его словам) революционных предчувствий».

«Только о великом стоит думать, только большие задачи должны ставить себе писате­ли»,— писал Блок. Поэт, не приемлющий бур­жуазной действительности, порывая с духовно оскудевшим дворянством, ищет сближения с народом:

Да, так диктует вдохновенье:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

В поэме «Соловьиный сад» Блок утверждает высокую ценность труда. Раздумья о судьбах родины, поиски истоков народности искусства пронизывают статьи и дневники Блока в пе­риод между двумя революциями.

Блок был среди той немногочисленной интел­лигенции, которая сразу же приняла револю­цию и сотрудничала с Советской властью. Он понял революцию как «мировой пожар», в огне которого должен дотла сгореть ненавистный «старый мир». «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию»,— призы­вал поэт.

В январе 1918 г. Блок создал поэму «Две­надцать». Это его поэтический отклик на победу Великой Октябрьской революции. С огромной силой и мастерством передан в ней ре­волюционный пафос великих дней 1917 г.

В поэме «Двенадцать» поэт говорит о ста­ром мире со «святой злобой» и зло рисует этот мир в поистине великолепных строках:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Двенадцать красногвардейцев — герои поэ­мы — вышли на борьбу со старым миром. Раз­дув «мировой пожар» и разрушив старый мир дотла, они «вдаль идут державным шагом». Выведенные в поэме красногвардейцы вышли из народной массы, это рядовые революции. Их зовет властный призыв:

Вперед! Вперед!

Рабочий народ!

«Двенадцать» — новаторское произведение, необычное для Блока по своей поэтической форме: в поэму, насыщенную лозунгами, песенно-частушечными стихами, как бы ворва­лись отголоски грохота крушения старого мира.

Сила лирического дарования, поэтическое совершенство стиха, воинствующее неприятие буржуазной действительности, стремление ото­бражать правду века, умение улавливать и вос­производить тончайшие оттенки чувства делают творчество Блока одним из наиболее значитель­ных явлений в русской поэзии начала XX в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ