. Ф. М. Достоевский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

(1821-1881)

Жизнь русского народа в прошлом веке была мучительно тяжелой. «Должен был явить­ся человек, который воплотил бы в своей душе память о всех... муках людских... Этот чело­век — Достоевский»,— писал М. Горький.

Федор Михайлович Достоевский родился и вырос в Москве. Отец писателя служил воен­ным врачом. Это был человек вспыльчивый, болезненно подозрительный и скупой. Жить с ним было нелегко. В семье царило взаимное недоверие и обиды. Когда Достоевскому испол­нилось шестнадцать лет, он переехал в Петер­бург и поступил в Военно-инженерное училище. Но находиться вдали от близких, от семьи было еще тяжелее. Нужда, одиночество мучили До­стоевского непрестанно. «Грустно жить без на­дежды... Смотрю вперед, и будущее меня ужа­сает»,— жаловался он.

Кончив училище, Достоевский поступает на службу, но тяготится ею и очень скоро выхо­дит в отставку: в его сердце загорается мечта стать писателем. Все силы души отдает он ра­боте над своим первым произведением. Полный сердечного трепета, двадцатипятилетний Досто­евский принес рукопись романа «Бедные люди» Некрасову, который передал его затем Белин­скому. Прочитав рукопись, оба пришли в вос­торг. «Цените ваш дар и будете великим худож­ником»,— сказал Белинский молодому автору. Достоевский говорил, что это была самая торжественная минута его жизни.

Тяжелые испытания ожидали молодого пи­сателя. За участие в революционном кружке Петрашевского Достоевский в 1849 г. был при­говорен к смертной казни. Вместе с другими осужденными его ввели на эшафот, прочитали смертный приговор, палач накинул белые са­ваны, солдаты подняли ружья. И только тогда объявили о замене казни каторгой.

На каторге и в ссылке Достоевский увидел жизнь совершенно особую, познакомился с «по­гибшим народом», по его словам, узнал русский народ «так хорошо, как, может быть, немногие знают его». О жизни ссыльных и каторжных рас­сказал писатель в «Записках из мертвого дома» (1862). Правдивое изображение страданий лю­дей и горячее сочувствие автора угнетенным и обездоленным делают эту книгу большим гума­нистическим произведением.

В 1859 г. Достоевский вернулся в Петер­бург, где и создал крупнейшие свои произве­дения. Годы каторги губительно отразились на его здоровье: до самой смерти Достоевского мучили припадки эпилепсии. Несчастья одно за другим обрушивались на писателя: смерть любимого брата, жены, двоих детей. Литератур­ного заработка не хватало, чтобы прокормить свою семью и семью умершего брата. «Работа из-за денег задавила и съела меня»,— писал он в 1865 г. Только за два года до смерти Достоев­скому удалось освободиться от долгов.

Перенесенные невзгоды наложили на До­стоевского сильный отпечаток. Это был человек крайне замкнутый, болезненно раздражитель­ный и нервный. «Он был весь точно замк­нут на ключ,— вспоминала о Достоевском одна его знакомая,— никаких движений, ни одного жеста, только тонкие губы нервно подергива­лись, когда он говорил».

Подорвавший свое здоровье в каторжной тюрьме, утомленный нескончаемыми беспокой­ствами за близких, писатель умер в 1881 г.

Беспощадно правдиво показал Достоевский в своих произведениях горестную участь угне­тенных и обездоленных. В этом его главная заслуга.

В своем первом произведении — «Бедные лю­ди» (1846) Достоевский рассказывал о тех бедах и невзгодах, которыми была полна жизнь «ма­леньких людей» Петербурга. Уже в этом ро­мане проявилась главная особенность таланта писателя — умение глубоко проникнуть в душу обиженного судьбой человека.

Герои романа — Макар Алексеевич Девушкин, почти тридцать лет переписывающий кан­целярские бумаги, и сирота Варенька, которая зарабатывает на хлеб шитьем. В письмах они делятся друг с другом своими переживаниями: маленькими радостями, а чаще большими горестями и обидами. Сердечные и неподкуп­но честные, эти люди хотят жить по-человече­ски — чувствовать себя независимыми, видеть внимание и уважение окружающих, наконец, просто быть сытыми, одетыми и не дрожать над каждой копейкой. Но даже эти их желания, такие скромные и естественные, не могут осу­ществиться. Не выдержав тягот полунищенско­го существования, тяжело больная, Варенька выходит замуж за нелюбимого человека и на­всегда уезжает с ним из Петербурга.

Достоевский никогда не уставал выражать сострадание к «униженным и оскорбленным» (не случайно так назван один из его романов), к людям обездоленным, одиноким, никому не нужным, которым «некуда пойти». Неизгладимое впечатление производят трагическая гибель семьи Мармеладова, спившегося петербургского бедняка («Преступление и наказание»), безза­щитность, униженность и неизбывное одиноче­ство отставного капитана Снегирева, потерявше­го единственного сына («Братья Карамазовы»). Достоевского всегда волновала печальная участь детей бедняков, и нередко дети стано­вились главными героями его произведений. Тя­жело складывается жизнь чуткой и отзывчивой Неточки (повесть «Неточка Незванова»): ее мать, замученная непосильным трудом, умирает; отчим сходит с ума. Безрадостна жизнь Неточ­ки среди чужих людей. Ее единственным уте­шением становятся книги. Необыкновенно ярок образ Нелли в романе «Униженные и оскорб­ленные», тянущейся ко всему хорошему, но в то же время болезненно самолюбивой, озлоб­ленной девочки. Теплое чувство вызывают маль­чики, изображенные в романе «Братья Кара­мазовы». Илюша Снегирев, защищая своего отца от оскорблений, вступает в драку с шестерыми ребятами; приятель Илюши, Коля Красоткин, видя, что в отношениях между людьми царят несправедливость и жестокость, решает «хоть ког­да-нибудь принести себя в жертву за правду».

Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. И писатель показал в своих произ­ведениях людей, которые пытаются протесто­вать против царящего зла. Таков Родион Рас­кольников — главный герой романа «Преступ­ление и наказание». Страшная бедность повер­гает Раскольникова в отчаяние. Он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущает бессердечие и жестокость богачей. Раскольников, однако, не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революцион­ными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно. «Не переменятся люди, и не переделать их ни­кому, и труда не стоит тратить... Так доселе велось и так всегда будет!» — с горечью заяв­ляет он. Но и примириться с жестокой судьбой Раскольников — человек волевой и гордый — не хочет. Возомнив себя необыкновенной, выда­ющейся личностью, человеком, которому до­зволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху ростовщицу. После долгих и мучительных коле­баний он осуществляет свое страшное намере­ние. Необычайно выразительно и ярко пере­дает Достоевский душевные терзания своего героя, ставшего убийцей. Раскольникова не­престанно преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное — ощущение безы­сходного одиночества и бессмысленность совер­шенного, им преступления.

Изображая отчаяние и душевные муки сво­его героя, писатель стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, но, напротив, де­лает ее еще мрачнее и ужаснее.

Достоевский осуждал не только бесплодный бунт одиночек вроде Раскольникова.: Писатель резко отрицательно относился к любому актив­ному протесту против социального зла, в том числе и к революционной деятельности. Пере­жив в юности увлечение передовыми социали­стическими идеями, Достоевский скоро отошел от прежних убеждений и в 60-е годы, когда в России особенно обострилась политическая борьба, оказался в лагере противников револю­ционной демократии. В его романах 60—70-х годов неоднократно встречаются несправедли­вые выпады против передовых людей того вре­мени. Особенно сильно сказалось это в романе «Бесы».

Достоевский полагал, что только религиоз­ные, христианские идеи помогут человечеству, что высшая добродетель состоит не в борьбе против угнетателей, а, наоборот, в смирении и покорности. Его восхищали люди безответ­ные, покорные судьбе, ищущие утешения и успокоения в религии. И ему казалось, что удел человечества — это нескончаемые муче­ния и терзания. «Страдание-то и есть жизнь!» — восклицал писатель.

И не случайно в «Преступлении и наказа­нии» спасительницей Раскольникова оказы­вается смиренная и верующая Соня Мармеладова, которая заставляет его понять свою вину, покаяться, сама идет с ним на каторгу и всем этим воскрешает его к новой жизни...

В последующих своих произведениях бун­тарям, или, как выражался Добролюбов, «ожесточенным», Достоевский тоже противопо­ставлял смиренных, кротких. Особенно зна­чителен образ главного героя романа «Идиот». Незлобивостью, душевной открытостью, состра­данием и постоянной готовностью помочь каж­дому князь Мышкин до такой степени непо­хож на окружающих, что многим из них кажется идиотом. Хотя к Мышкину как к ис­точнику света и тянутся несчастные, ожесто­ченные судьбой люди — такова прежде всего Настасья Филипповна,— он не в состоянии облегчить ничью жизнь, даже участь этой женщины, которую он полюбил. Роман кончает­ся трагично. Настасью Филипповну убивает из ревности купец Рогожин, а Мышкин сходит с ума...

Излюбленные Идеи Достоевского, волновав­шие его думы о бунтарстве и смирении, зле и добре, о бездне страданий человечества и пу­тях избавления от них с глубиной поистине философской выражены в последнем, самом бо­гатом и сложном произведении писателя — в написанном незадолго до смерти романе «Братья Карамазовы».

В повестях и романах Достоевского беспо­щадно обнажаются тайники души страдающего человека. Во внутренних монологах его героев запечатлены своего рода вихри чувств и мыс­лей — быстрая, подчас причудливо-фантастическая смена одних душевных движений други­ми. Как, пожалуй, никто другой из писателей, ошеломляет Достоевский читателя зрелищем человеческих мук.

Оригинальный, исключительный талант ста­вит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. «Гениальность Достоевского неоспори­ма,— писал Горький,— по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспи­ру». Произведения этого замечательного худож­ника слова неизменно задевают за живое. Они учат состраданию, сердечности, душевной чуткости.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ