.
Меню сайта
|
Ф. М. ДостоевскийФ. М. Достоевский(1821-1881) Жизнь русского народа в прошлом веке была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех... муках людских... Этот человек — Достоевский»,— писал М. Горький. Федор Михайлович Достоевский родился и вырос в Москве. Отец писателя служил военным врачом. Это был человек вспыльчивый, болезненно подозрительный и скупой. Жить с ним было нелегко. В семье царило взаимное недоверие и обиды. Когда Достоевскому исполнилось шестнадцать лет, он переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище. Но находиться вдали от близких, от семьи было еще тяжелее. Нужда, одиночество мучили Достоевского непрестанно. «Грустно жить без надежды... Смотрю вперед, и будущее меня ужасает»,— жаловался он. Кончив училище, Достоевский поступает на службу, но тяготится ею и очень скоро выходит в отставку: в его сердце загорается мечта стать писателем. Все силы души отдает он работе над своим первым произведением. Полный сердечного трепета, двадцатипятилетний Достоевский принес рукопись романа «Бедные люди» Некрасову, который передал его затем Белинскому. Прочитав рукопись, оба пришли в восторг. «Цените ваш дар и будете великим художником»,— сказал Белинский молодому автору. Достоевский говорил, что это была самая торжественная минута его жизни. Тяжелые испытания ожидали молодого писателя. За участие в революционном кружке Петрашевского Достоевский в 1849 г. был приговорен к смертной казни. Вместе с другими осужденными его ввели на эшафот, прочитали смертный приговор, палач накинул белые саваны, солдаты подняли ружья. И только тогда объявили о замене казни каторгой. На каторге и в ссылке Достоевский увидел жизнь совершенно особую, познакомился с «погибшим народом», по его словам, узнал русский народ «так хорошо, как, может быть, немногие знают его». О жизни ссыльных и каторжных рассказал писатель в «Записках из мертвого дома» (1862). Правдивое изображение страданий людей и горячее сочувствие автора угнетенным и обездоленным делают эту книгу большим гуманистическим произведением. В 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург, где и создал крупнейшие свои произведения. Годы каторги губительно отразились на его здоровье: до самой смерти Достоевского мучили припадки эпилепсии. Несчастья одно за другим обрушивались на писателя: смерть любимого брата, жены, двоих детей. Литературного заработка не хватало, чтобы прокормить свою семью и семью умершего брата. «Работа из-за денег задавила и съела меня»,— писал он в 1865 г. Только за два года до смерти Достоевскому удалось освободиться от долгов. Перенесенные невзгоды наложили на Достоевского сильный отпечаток. Это был человек крайне замкнутый, болезненно раздражительный и нервный. «Он был весь точно замкнут на ключ,— вспоминала о Достоевском одна его знакомая,— никаких движений, ни одного жеста, только тонкие губы нервно подергивались, когда он говорил». Подорвавший свое здоровье в каторжной тюрьме, утомленный нескончаемыми беспокойствами за близких, писатель умер в 1881 г. Беспощадно правдиво показал Достоевский в своих произведениях горестную участь угнетенных и обездоленных. В этом его главная заслуга. В своем первом произведении — «Бедные люди» (1846) Достоевский рассказывал о тех бедах и невзгодах, которыми была полна жизнь «маленьких людей» Петербурга. Уже в этом романе проявилась главная особенность таланта писателя — умение глубоко проникнуть в душу обиженного судьбой человека. Герои романа — Макар Алексеевич Девушкин, почти тридцать лет переписывающий канцелярские бумаги, и сирота Варенька, которая зарабатывает на хлеб шитьем. В письмах они делятся друг с другом своими переживаниями: маленькими радостями, а чаще большими горестями и обидами. Сердечные и неподкупно честные, эти люди хотят жить по-человечески — чувствовать себя независимыми, видеть внимание и уважение окружающих, наконец, просто быть сытыми, одетыми и не дрожать над каждой копейкой. Но даже эти их желания, такие скромные и естественные, не могут осуществиться. Не выдержав тягот полунищенского существования, тяжело больная, Варенька выходит замуж за нелюбимого человека и навсегда уезжает с ним из Петербурга. Достоевский никогда не уставал выражать сострадание к «униженным и оскорбленным» (не случайно так назван один из его романов), к людям обездоленным, одиноким, никому не нужным, которым «некуда пойти». Неизгладимое впечатление производят трагическая гибель семьи Мармеладова, спившегося петербургского бедняка («Преступление и наказание»), беззащитность, униженность и неизбывное одиночество отставного капитана Снегирева, потерявшего единственного сына («Братья Карамазовы»). Достоевского всегда волновала печальная участь детей бедняков, и нередко дети становились главными героями его произведений. Тяжело складывается жизнь чуткой и отзывчивой Неточки (повесть «Неточка Незванова»): ее мать, замученная непосильным трудом, умирает; отчим сходит с ума. Безрадостна жизнь Неточки среди чужих людей. Ее единственным утешением становятся книги. Необыкновенно ярок образ Нелли в романе «Униженные и оскорбленные», тянущейся ко всему хорошему, но в то же время болезненно самолюбивой, озлобленной девочки. Теплое чувство вызывают мальчики, изображенные в романе «Братья Карамазовы». Илюша Снегирев, защищая своего отца от оскорблений, вступает в драку с шестерыми ребятами; приятель Илюши, Коля Красоткин, видя, что в отношениях между людьми царят несправедливость и жестокость, решает «хоть когда-нибудь принести себя в жертву за правду». Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. И писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание». Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние. Он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущает бессердечие и жестокость богачей. Раскольников, однако, не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно. «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить... Так доселе велось и так всегда будет!» — с горечью заявляет он. Но и примириться с жестокой судьбой Раскольников — человек волевой и гордый — не хочет. Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому дозволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху ростовщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное намерение. Необычайно выразительно и ярко передает Достоевский душевные терзания своего героя, ставшего убийцей. Раскольникова непрестанно преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное — ощущение безысходного одиночества и бессмысленность совершенного, им преступления. Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, писатель стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, но, напротив, делает ее еще мрачнее и ужаснее. Достоевский осуждал не только бесплодный бунт одиночек вроде Раскольникова.: Писатель резко отрицательно относился к любому активному протесту против социального зла, в том числе и к революционной деятельности. Пережив в юности увлечение передовыми социалистическими идеями, Достоевский скоро отошел от прежних убеждений и в 60-е годы, когда в России особенно обострилась политическая борьба, оказался в лагере противников революционной демократии. В его романах 60—70-х годов неоднократно встречаются несправедливые выпады против передовых людей того времени. Особенно сильно сказалось это в романе «Бесы». Достоевский полагал, что только религиозные, христианские идеи помогут человечеству, что высшая добродетель состоит не в борьбе против угнетателей, а, наоборот, в смирении и покорности. Его восхищали люди безответные, покорные судьбе, ищущие утешения и успокоения в религии. И ему казалось, что удел человечества — это нескончаемые мучения и терзания. «Страдание-то и есть жизнь!» — восклицал писатель. И не случайно в «Преступлении и наказании» спасительницей Раскольникова оказывается смиренная и верующая Соня Мармеладова, которая заставляет его понять свою вину, покаяться, сама идет с ним на каторгу и всем этим воскрешает его к новой жизни... В последующих своих произведениях бунтарям, или, как выражался Добролюбов, «ожесточенным», Достоевский тоже противопоставлял смиренных, кротких. Особенно значителен образ главного героя романа «Идиот». Незлобивостью, душевной открытостью, состраданием и постоянной готовностью помочь каждому князь Мышкин до такой степени непохож на окружающих, что многим из них кажется идиотом. Хотя к Мышкину как к источнику света и тянутся несчастные, ожесточенные судьбой люди — такова прежде всего Настасья Филипповна,— он не в состоянии облегчить ничью жизнь, даже участь этой женщины, которую он полюбил. Роман кончается трагично. Настасью Филипповну убивает из ревности купец Рогожин, а Мышкин сходит с ума... Излюбленные Идеи Достоевского, волновавшие его думы о бунтарстве и смирении, зле и добре, о бездне страданий человечества и путях избавления от них с глубиной поистине философской выражены в последнем, самом богатом и сложном произведении писателя — в написанном незадолго до смерти романе «Братья Карамазовы». В повестях и романах Достоевского беспощадно обнажаются тайники души страдающего человека. Во внутренних монологах его героев запечатлены своего рода вихри чувств и мыслей — быстрая, подчас причудливо-фантастическая смена одних душевных движений другими. Как, пожалуй, никто другой из писателей, ошеломляет Достоевский читателя зрелищем человеческих мук. Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. «Гениальность Достоевского неоспорима,— писал Горький,— по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Произведения этого замечательного художника слова неизменно задевают за живое. Они учат состраданию, сердечности, душевной чуткости. |
ПОИСК
Block title
|