. А. А. Фет
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. А. Фет

А. А. Фет

(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет — один из вы­дающихся поэтов-лириков XIX в. «Это не про­сто поэт, а скорее поэт-музыкант»,— писал о нем П. И. Чайковский.

Действительно, на слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу...» Чайковского, «В молчанье ночи тайной...» Рахманинова и др.

Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди...»:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит,

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит.

Чувства молодой женщины переданы поэ­том с исключительной художественной выра­зительностью. Стихотворение написано в пе­сенной интонации: трехсложным размером с уда­рением на последнем слоге — анапестом.

Некоторые поэтические строки начинаются, как в народных песнях, одинаковыми словами («На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит; и подушка ее горяча, и горяч утомительный сон»). Повторение первых строк в конце стихотворения: «Не буди ж ты ее, не буди» — усиливает интонационно-мелодическое звучание стихотворения.

В 1850 г. критик Аполлон Григорьев писал об этом стихотворении: «...песня, сделавшаяся почти народной».

Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Стихи о природе объединены им в отдельные циклы соответственно време­нам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Особый цикл посвящен морю. Фет любил при­роду, прекрасно знал и тонко чувствовал ее.

Явления природы поэт олицетворяет, вос­принимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны опре­деленным настроением:

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

............................

............................

Истерзался песней

Соловей без розы,

Плачет старый камень,

В пруд роняя слезы...

(«В дымке-невидимке».)

А. А. Фета можно назвать певцом природы и любви. Вопросов общественной жизни в сво­их произведениях он не касался. Поэт «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защит­ником «чистого искусства». Он рассматривал художественное творчество как единственное убежище «от всяческих скорбей, в том числе

и гражданских», и стремился противопоста­вить искусство действительности. Литератур­ные принципы Фета тесно связаны с его общим мировоззрением, с его жизнью.

Он родился в 1820 г. в деревне Новоселки, недалеко от Мценска (Орловская область), в семье богатого помещика. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в пансионе. В 1837 г. он поступает в Московский университет на историко-филологический факультет.

Его поэтическое дарование ярко проявилось во время учения в университете. Будучи сту­дентом, он уже становится известным поэтом и печатается в литературных журналах. По окончании университета Фет поступил на воен­ную службу и в течение девяти лет пробыл в глухих местах Херсонской губернии.

С 1854 г. Фет начинает сотрудничать в жур­нале «Современник». Но и в эту лучшую пору своей деятельности он не оказался в стане бор­цов за свободу и демократию, а выступил про­тив них и вместе с группой писателей-дворян в 1859 г. покинул «Современник». С этого мо­мента Фет окончательно отошел от обществен­ной жизни и занялся помещичьим хозяйством и земскими делами. Муза его продолжала слу­жить идеалам любви и красоты, и он не замечал, как русская литература билась над решением сложнейших общенародных проблем.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ