. Н. А. Добролюбов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н. А. Добролюбов

Н. А. Добролюбов

(1836-1861)

С портрета на нас смотрит молодое, вырази­тельное лицо с глубоким, умным взглядом. Это Николай Александрович Добролюбов, о ко­тором его знаменитый современник поэт Нек­расов сказал:

Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни.

Осенью 1856 г. на страницах «Современника» появилась критическая статья об одном из рус­ских журналов XVIII в. — «Собеседник люби­телей российского слова», подписанная никому не известным именем: Н. Лайбов. Так (сокра­щенно от Николай Добролюбов) подписал свою первую статью будущий великий критик, в то время еще студент Петербургского педа­гогического института.

Через год, едва окончив высшее учебное заведение, Добролюбов стал постоянным со­трудником журнала «Современник» и работал там до своей ранней смерти, т. е. неполных пять лет.

Он вел раздел критики и библиографии. Редакторская работа целиком захватила Доб­ролюбова. По его предложению в журнале был выделен сатирический отдел под назва­нием «Свисток», ставивший перед читате­лями наиболее злободневные вопросы. Здесь часто печатались острые сатирические стихи самого Добролюбова, который обладал незау­рядными поэтическими способностями («В аль­бом поборнику взяток», «Моему ближнему», «Мысли помощника военного пристава» и др.).

Статьи Добролюбова пользовались особой популярностью за смелую постановку самых животрепещущих вопросов современности. Све­жие, еще пахнущие типографской краской но­мера «Современника» расхватывались револю­ционно настроенной молодежью и поспешно раскрывались на страницах, подписанных всем теперь знакомой фамилией молодого публи­циста.

Огромное значение в развитии русской кри­тики имели статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обло­мов»), «Темное царство» (о драматургии А. Ост­ровского), «Луч света в темном царстве» (о пье­се А. Островского «Гроза»), «Когда же придет настоящий день?» (о романе Тургенева «Нака­нуне»). Добролюбов не только анализирует художественные достоинства произведений, но и критикует жизнь, которая в них отражена, ее общественные основы. Добролюбов страстно изобличает «темное царство» купеческой Рос­сии, показанной в пьесах Островского, а в ста­тье «Что такое обломовщина?», определяя ге­роя романа Гончарова как типичного предста­вителя дворянства, критикует дворянско-помещичий уклад.

Подлинный революционер-демократ, горячо преданный родине и любящий свой народ, Доб­ролюбов прежде всего смелый борец за свобо­ду. Н. А. Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова» писал о нем:

...ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял.

Взывая к жизни новой..

Мировоззрение Добролюбова отражало пере­довые идеи века — стремление к уничтожению крепостного права и самодержавного гнета. Пропагандировать свои взгляды Добролюбов мог только через литературу, в которой он видел силу, способную в художественной форме отразить наиболее передовые идеи века и тем самым пробудить народное самосознание.

По мнению Добролюбова, художественное произведение должно быть правдивым отра­жением жизни. Оно тем ценнее, чем лучше выражает народные интересы.

Множество замыслов рождалось у писателя. Жизнь выдвигала волнующие вопросы, призы­вая к кипучей деятельности. Но Добролюбов был тяжело болен. Смерть оказалась трагиче­ски близкой. Талантливый литератор, недю­жинный поэт, блестящий критик скончался на 26-м году жизни.

...Слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

(Н. А. Некрасов. «Памяти Добролюбова».)

Добролюбов всю свою жизнь посвятил борьбе за светлое будущее народа.

«О, как он любил тебя, народ! — говорил Чернышевский.— До тебя не доходило его слово, но когда ты будешь тем, чем он хотел тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша, лучший из сынов твоих».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ