.
Меню сайта
|
Н. Г. ЧернышевскийН. Г. Чернышевский(1828—1889) Мрачный каземат Петропавловской крепости. Ни один звук не проникает извне сквозь толстые, холодные, сырые стены. Лишь гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору, слышны за железной дверью. В одной из камер, у откидного столика, при свете тусклой лампы — склоненная над рукописью фигура. Быстро покрываются страницы убористыми строчками, листы сменяют друг друга. Заключенный — государственный преступник — известный публицист и литератор, один из идейных вождей русского революционно-демократического движения — Николай Гаврилович Чернышевский. Публицист, писатель, критик, историк литературы, философ, автор работ по эстетике и политической экономии, Николай Гаврилович Чернышевский вошел в литературу в 1855 г., начав сотрудничать в журнале «Современник». Его деятельность — это целая эпоха в развитии русской критики и русской общественной мысли. Труды Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг и его время» явились богатым вкладом в материалистическую науку об искусстве. Своими острыми сатирическими обзорами писатель способствовал повышению идейности современной ему литературы. Но главным в деятельности Чернышевского была борьба за свободу народа. Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию. «У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем...» Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он превратил «Современник» в боевую трибуну революционной пропаганды. Чернышевский был одним из немногих передовых людей, понявших освобождение крестьян в 1861 г. как новую форму закабаления народа. В письме к Герцену он писал: «К топору зовите Русь..., помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей». Но уверенный в неизбежности революции, Чернышевский неправильно представлял себе путь к справедливому строю. Он считал, что возглавить всеобщий крестьянский бунт в России, где два основных класса — помещики и крестьяне,— может только передовая революционная интеллигенция. Однако Чернышевский, по мнению В. И. Ленина, как никто другой в то время, умел влиять в революционном духе на все политические события своей эпохи. 7 июля 1862 г. Николая Гавриловича Чернышевского арестовали и заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В нем обычно содержали наиболее опасных для правительства людей. Здесь, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней. В крепости Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», напечатанный в 1863 г. в «Современнике». В подзаголовке романа стояло: «Из жизни новых людей». «Новые люди» — это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев. Они появились в России в 60-е годы XIX в. Это люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они стремятся завоевать счастье для народа в борьбе с существовавшими общественными устоями. Они горячо любят труд, преданы науке, их нравственные идеалы очень высоки. Эти люди строят свои отношения на взаимном доверии и уважении. Они не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Таких людей Чернышевский знал лично. Таким человеком был и он сам. В основе романа «Что делать?» — подлинное событие из жизни знаменитого впоследствии ученого Ивана Михайловича Сеченова (он выведен под именем Кирсанова — «нового человека»). А жена Сеченова — первая русская женшина-врач — послужила Н. Г. Чернышевскому прообразом героини романа Веры Павловны. Для полного счастья ей недостаточно большой, глубокой любви. Она не может жить без живой, полезной людям работы. Сначала Вера Павловна организует кооперативные швейные мастерские, позже учится медицине и становится врачом. С восторгом писал в своей книге Чернышевский о будущем социалистическом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Герои романа борются за идеал этого светлого будущего. Среди них выделяется фигура «особенного человека» — Рахметова. Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он отдает свои средства на дело революции. Всей душой преданный народу, Рахметов неуклонно и последовательно готовит себя к революционной борьбе. Несколько поколений революционеров вдохновлял образ Рахметова, а роман Чернышевского был для них учебником жизни. «С тех пор, как завелись типографские станки в России, и вплоть до нашего времени ни одно печатное произведение не имело такого успеха, как «Что делать?»,— писал в 1890 г. Г. В. Плеханов. Растущий изо дня в день авторитет Чернышевского представлялся царскому правительству — и не без основания! — опасным. Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый социалист», был арестован. А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г., в Петербурге, на Мытнинской площади, его выставили у позорного столба с плакатом «государственный преступник» на груди. Под барабанный бой палач сломал шпагу над его головой. Но эта гражданская казнь Чернышевского, по словам Герцена, превратилась в позор ее устроителей. Собравшийся на площади народ приветствовал революционера. На другой день Чернышевского отправили в Сибирь, на каторжные работы. Первые три года каторги Чернышевский провел в Кадае (на китайской границе), а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. В Сибири Чернышевский написал ряд произведений, и в их числе роман «Пролог», где пропагандировал мысль о вооруженном восстании. От этого произведения Чернышевского, как и от других, «веет духом классовой борьбы» (В. И. Ленин). Когда истек срок каторги, Чернышевского отправили в далекую якутскую тундру, в город Вилюйск. Здесь под неусыпным надзором жандармов писатель прожил 12 лет. В Астрахани, куда писатель был переведен из Вилюйска, он продолжал свои литературные труды. Много литературных замыслов было у Чернышевского. Но годы каторги и ссылки окончательно подорвали здоровье писателя. В 1889 г. семья писателя добилась для него разрешения переехать в Саратов, на родину. Здесь Чернышевский прожил только три месяца. 29 октября 1889 г. он скончался. ... В Саратове на улице Чернышевского стоит скромный домик. Здесь родился и жил писатель-революционер. Еще в годы гражданской войны в этом доме был создан музей его имени; декрет об открытии музея 25 сентября 1920 г. подписал В. И. Ленин. Однажды Н. Г. Чернышевский записал в своем дневнике: «Я нисколько не дорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства». Этому девизу он остался верен до конца. |
ПОИСК
Block title
|