. Н. Г. Чернышевский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

(1828—1889)

Мрачный каземат Петропавловской крепо­сти. Ни один звук не проникает извне сквозь толстые, холодные, сырые стены. Лишь гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору, слышны за железной дверью.

В одной из камер, у откидного столика, при свете тусклой лампы — склоненная над руко­писью фигура. Быстро покрываются страницы убористыми строчками, листы сменяют друг друга. Заключенный — государственный пре­ступник — известный публицист и литератор, один из идейных вождей русского революцион­но-демократического движения — Николай Гав­рилович Чернышевский.

Публицист, писатель, критик, историк лите­ратуры, философ, автор работ по эстетике и политической экономии, Николай Гаврилович Чернышевский вошел в литературу в 1855 г., начав сотрудничать в журнале «Современник». Его деятельность — это целая эпоха в разви­тии русской критики и русской общественной мысли.

Труды Чернышевского «Эстетические отно­шения искусства к действительности», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг и его время» явились богатым вкладом в материалистическую науку об искусстве.

Своими острыми сатирическими обзорами писатель способствовал повышению идейности современной ему литературы.

Но главным в деятельности Чернышевского была борьба за свободу народа. Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию. «У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем...»

Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он превратил «Современник» в боевую трибуну революционной пропаганды.

Чернышевский был одним из немногих пере­довых людей, понявших освобождение крестьян в 1861 г. как новую форму закабаления народа. В письме к Герцену он писал: «К топору зовите Русь..., помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей».

Но уверенный в неизбежности революции, Чернышевский неправильно представлял себе путь к справедливому строю. Он считал, что возглавить всеобщий крестьянский бунт в Рос­сии, где два основных класса — помещики и крестьяне,— может только передовая револю­ционная интеллигенция.

Однако Чернышевский, по мнению В. И. Ле­нина, как никто другой в то время, умел влиять в революционном духе на все политические события своей эпохи.

7 июля 1862 г. Николая Гавриловича Чернышевского арестовали и заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В нем обычно содержали наиболее опасных для правительства людей. Здесь, в одиночной каме­ре, Чернышевский пробыл 688 дней.

В крепости Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», напечатанный в 1863 г. в «Современнике». В подзаголовке романа стоя­ло: «Из жизни новых людей».

«Новые люди» — это передовая, прогрессив­но настроенная интеллигенция из разночинцев.

Они появились в России в 60-е годы XIX в. Это люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они стремятся завоевать счастье для народа в борьбе с существовавшими общественными устоями. Они горячо любят труд, преданы науке, их нравственные идеалы очень высоки. Эти люди строят свои отношения на взаимном доверии и уважении. Они не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Таких людей Чернышевский знал лично. Таким человеком был и он сам.

В основе романа «Что делать?» — подлинное событие из жизни знаменитого впоследствии ученого Ивана Михайловича Сеченова (он выве­ден под именем Кирсанова — «нового челове­ка»). А жена Сеченова — первая русская женшина-врач — послужила Н. Г. Чернышевскому прообразом героини романа Веры Павловны. Для полного счастья ей недостаточно большой, глубокой любви. Она не может жить без живой, полезной людям работы. Сначала Вера Пав­ловна организует кооперативные швейные мас­терские, позже учится медицине и становится врачом.

С восторгом писал в своей книге Чернышев­ский о будущем социалистическом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его, стре­митесь к нему, работайте для него, приближай­те его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Герои романа борются за идеал этого свет­лого будущего. Среди них выделяется фигура «особенного человека» — Рахметова. Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он от­дает свои средства на дело революции. Всей душой преданный народу, Рахметов неуклонно и последовательно готовит себя к революцион­ной борьбе.

Несколько поколений революционеров вдох­новлял образ Рахметова, а роман Чернышев­ского был для них учебником жизни. «С тех пор, как завелись типографские станки в России, и вплоть до нашего времени ни одно печатное произведение не имело такого успеха, как «Что делать?»,— писал в 1890 г. Г. В. Плеханов.

Растущий изо дня в день авторитет Черны­шевского представлялся царскому правительству — и не без основания! — опасным. Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый социалист», был арестован. А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г., в Петербурге, на Мытнинской площади, его выставили у по­зорного столба с плакатом «го­сударственный преступник» на груди. Под барабанный бой па­лач сломал шпагу над его го­ловой. Но эта гражданская казнь Чернышевского, по сло­вам Герцена, превратилась в позор ее устроителей. Собрав­шийся на площади народ при­ветствовал революционера. На другой день Чернышевского от­правили в Сибирь, на каторж­ные работы.

Первые три года каторги Чернышевский провел в Кадае (на китайской границе), а за­тем на Александровском заводе Нерчинского округа. В Сибири Чернышевский написал ряд произведений, и в их числе роман «Пролог», где пропагандировал мысль о вооруженном вос­стании. От этого произведения Чернышевского, как и от других, «веет духом классовой борь­бы» (В. И. Ленин).

Когда истек срок каторги, Чернышевского отправили в далекую якутскую тундру, в го­род Вилюйск. Здесь под неусыпным надзором жандармов писатель прожил 12 лет.

В Астрахани, куда писатель был переведен из Вилюйска, он продолжал свои литературные труды. Много литературных замыслов было у Чернышевского. Но годы каторги и ссылки окончательно подорвали здоровье писателя.

В 1889 г. семья писателя добилась для него разрешения переехать в Саратов, на родину. Здесь Чернышевский прожил только три меся­ца. 29 октября 1889 г. он скончался.

... В Саратове на улице Чернышевского стоит скромный домик. Здесь родился и жил писатель-революционер. Еще в годы граждан­ской войны в этом доме был создан музей его имени; декрет об открытии музея 25 сентября 1920 г. подписал В. И. Ленин.

Однажды Н. Г. Чернышевский записал в своем дневнике: «Я нисколько не дорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства». Этому девизу он остался верен до конца.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ