. Н. А. Некрасов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов

(1821—1878)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда посе­лился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословен­ная река, кормилица народа!»— говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной ре­ке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой...

Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, прибли­зился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть — так луч­ше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

Вблизи усадьбы Некрасовых проходила до­рога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон — кандаль­ный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: неве­жественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстраш­но заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горе­вал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью вос­крешал бы в своих стихах образ матери. Ее тра­гический образ увековечен Некрасовым в сти­хотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе ма­тери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным жен­щинам. По словам Некрасова, именно под влия­нием воспоминаний о матери им написано столь­ко произведений, протестующих против угне­тения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от уче­ников только зубрежки и за всякую провин­ность секли их розгами.

Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вно­сить плату за его обучение.

В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Ему шел семнадцатый год, когда он поки­нул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, кото­рые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень труд­но. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приня­ли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года,— вспоминал он впоследст­вии,— я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему уда­лось напечатать в журналах. Увидев, что юно­ша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

В это время он познакомился и близко со­шелся с великим русским критиком, револю­ционным демократом Виссарионом Григорье­вичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изобра­жения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал пи­сать проще, без всяких прикрас, и тогда осо­бенно ярко засверкал его свежий, многосто­ронний талант.

В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некра­совым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Совре­меннике», Некрасов помещал и свои стихотво­рения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угро­жала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Бе­линского — великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Совре­менник» стал еще бесстрашнее и последователь­нее призывать к революции. Влияние «Совре­менника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добро­любов. Через год арестовали и (после заключе­ния в крепости) сослали в Сибирь Чернышев­ского.

Правительство, вступившее на путь жесто­кой расправы со своими врагами, решило унич­тожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на не­сколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

Но не прошло и двух лет. как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Отечест­венные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сати­рический гений Салтыкова-Щедрина. Некра­сову вместе с Салтыковым-Щедриным приходи­лось по-прежнему вести упорную борьбу с цар­ской цензурой.

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «За­бытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех — не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популяр­ности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, на­писаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, кото­рому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться,

мы чувствуем, что это подлинная, живая народ­ная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгождан­ным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржа­ных колосьях:

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули: из земли:

Точь-в-точь сапожки красные

Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказ­ках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы — могучего богатыря и чародея. Осо­бенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрас­ные песни: «Солдатская песня», «Песня дворо­вого», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеле­ный Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному по­двигу — к созданию большой поэмы, прослав­ляющей великодушие, героизм, могучие духов­ные силы русского народа. Поэма эта — «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее — все много­миллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

Некрасов начал поэму вскоре после «осво­бождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

...на место сетей крепостных

Люди придумали много иных...

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе — миллионы:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?..

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней — сломалися...

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлека­тельные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свиде­тельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

Сила народная,

Сила могучая —

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народ­ной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источни­ком того оптимизма, который чувствуется в ве­ликой поэме Некрасова.

В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отпра­вили его в Ялту, на берег моря, но ему с каж­дым днем становилось все хуже. Трудная опе­рация лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру зава­лили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

«Скажи ему,— писал Чернышевский одно­му литератору,— что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его располо­жение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благород­нейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гав­риловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по ново­му стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество на­рода.

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбы­лась. Да и как было народу не петь этих некра­совских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали на­родные массы!

Советские люди горячо любят великого на­родного поэта, который в мрачную пору пред­чувствовал и приветствовал будущую всена­родную революцию:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется —

Несокрушимая!

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ