. А. И. Герцен
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. И. Герцен

А. И. Герцен

(1812-1870)

Утром 13 июля 1826 г. в Петербурге были повешены пять руководителей восстания декаб­ристов.

«Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием... пушки гремели с вы­сот Кремля... Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить за казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками». Так началась со­знательная жизнь Александра Ивановича Гер­цена, выдающегося революционера и мыслите­ля, замечательного писателя и блестящего пуб­лициста.

Уже в Московском университете, где учился Герцен (1829—1833), вокруг него и его друга поэта Н. П. Огарева группируются студенты, приверженцы социалистических идей, готовые идти вслед за Пестелем и Рылеевым. В 1834 г. Герцена ссылают в Пермь, затем переводят в Вятку, потом — во Владимир, Новгород. В ссылке Герцен узнал изнанку русской общест­венной жизни — застойность провинциального существования, тупость одичалых обывателей, забитость и бесправие «маленьких людей», фан­тастическое мошенничество и наглое само­управство чиновников. Для него это были годы напряженных философских занятий и первых творческих опытов.

В 1842 г. Герцен вернулся в Москву. Это уже был не восторженный юноша, а мыслитель-революционер и сложившийся писатель. Он сразу оказался в гуще напряженных и страст­ных споров о судьбах России, о путях ее исто­рического развития, о средствах борьбы с само­державием и крепостным правом.

Вместе с В. Г. Белинским Герцен возглав­ляет революционную группу общественных деятелей и выступает против тех дворян, ко­торые видели в отсталости, патриархальности России ее преимущество перед Западной Европой.

В* эти годы Герцен стал сотрудничать в передовых журналах «Отечественные записки» и «Современник».

Каждое новое произведение Герцена было большим событием в духовной жизни России. В своих философских трудах («Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы») Гер­цен, по словам В. И. Ленина, «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с вели­чайшими мыслителями своего времени».

В художественных произведениях Герцен борется с существующим общественным устрой­ством России, правдиво показывает жизнь лю­дей своего времени. В повести «Сорока-воровка» (1846) он рассказал о талантливой крепостной актрисе, погубленной помещиком. В романе «Кто виноват?» (1841—1846) Герцен сатириче­ски изображает праздную, развратную жизнь помещиков (генерал Негров, его жена Глафира Львовна и другие) и чиновников, жизнь, ли­шенную всяких признаков интеллектуальности. На этом общественном фоне оказывается безы­сходным положение главных действующих лиц романа: Бельтова, Круциферской, ее мужа и доктора Крупова. Эти честные, добрые, обра­зованные люди, подобно героям Пушкина и Грибоедова — Онегину и Чацкому, оказы­ваются «умными ненужностями», «лишними людьми». «Лишними» именно потому, что они луч­шие люди в России того времени. Они бессиль­ны изменить общество, они не могут устроить даже свою личную жизнь.

Приговором социальному и политическому устройству России стала повесть «Доктор Кру­пов» (1846), в которой весь существующий поря­док автором объявлен ненормальным, а люди, не замечающие неразумности своей обществен­ной и частной жизни, приравнены к сумасшед­шим.

В 40-х годах передовое русское общество находилось под сильным влиянием Герцена. Он поражал окружающих богатством своего духовного развития, энциклопедичностью зна­ний, блеском ума, энергией. Но на родине, в ус­ловиях русского деспотизма, деятельность Гер­цена не могла развернуться в полную силу. «Дома нет места свободной русской речи»,— писал Герцен в 1847 г. С трудом вырвавшись за границу, Герцен навсегда покидает Россию. Его освобожденное слово обрело огромную силу и мужественную красоту.

Герцен приехал в Европу в канун револю­ции 1848 г., он видел революцию во Франции и в Италии, пережил ужас контрреволюционной расправы французских буржуа над парижским пролетариатом и вынес из этого ненависть к миру собственников и ясное сознание его обре­ченности. «Суд миру нашему пришел!» — про­возгласил он в книге «С того берега» (1849). «Все дело теперь остановилось за тем, что ра­ботники не сосчитали своих сил, крестьяне от­стали в образовании, когда они протянут друг другу руки... тогда окончится поглощение боль­шинства на вырабатывание светлой и роскош­ной жизни меньшинству».

Поражение революции 1848 г. было для Герцена не только исторической, но и личной трагедией. Приветствуя неизбежную гибель старого мира, он вместе с тем понял и несостоя­тельность идей утопического социализма, в ко­торые он до того верил. Но, несмотря на это, он продолжал свою революционную деятель­ность.

Книга" «С того берега», волнующая наших современников не меньше, чем современников Герцена, была первой в ряду его своеобразных философско-исторических работ, в которых фи­лософский анализ, одухотворенный страстными чувствами, сочетался с блестящим художествен­ным изложением. К этому созданному Герце­ном жанру относятся и его «Письма из Фран­ции и Италии», и замечательное историческое и историко-литературное произведение «О развитии революционных идей в России» (1850). В этой книге Герцен изложил свою концепцию исторического развития России и русского на­рода, впервые описал историю развития русской общественной мысли и дал глубокий, до сих пор сохраняющий свое значение анализ таких крупнейших явлений русской литературы, как творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова и Гоголя.

С 1852 г. Герцен поселился в Лондоне, где в 1853 г. основал первую Вольную русскую типографию. «Время печатать по-русски вне России... пришло»,— писал Герцен, призывая всех свободомыслящих русских сотрудничать в его изданиях. Герцен печатал в своей лон­донской типографии все то, что рассказывало правду об общественных порядках в России и не могло быть напечатано в самой России. «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запретные вольнолюбивые стихи Пушкина, Ры­леева, Лермонтова, Огарева и многих других печатались в Лондоне и тайно переправлялись в Россию. На этих книгах и на книгах самого Герцена воспитывалось новое поколение рус­ских революционеров.

В Лондоне Герцен начал работу над самым выдающимся своим произведением — «Былое и думы» (1852—1868). По содержанию «Былое и думы» — история жизни самого Герцена, его семьи, друзей. Но это и гораздо больше, чем автобиография. Это не только собрание огром­ного числа фактов и сотен исторических портре­тов — это и философское осмысление истории, и поражающая своей искренностью исповедь сердца большого человека, это и единственное в своем роде художественное произведение, своеобразный исторический роман, соизмери­мый с «Войной и миром» Л. Толстого, «отраже­ние истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге» (Герцен).

В «Былом и думах» Герцен развертывает эпическую картину жизни России от 1812 до 1861 г.— жизни столичной и провинциальной, городской и деревенской, чиновной и народной, а также жизни Западной Европы — Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии... Сот­ни больших и маленьких людей — от рус­ских крепостных до лондонских эмигрантов, от петербургского будочника до французско­го министра Тьера — создают в совокупно­сти верную, многогранную картину эпохи. Портреты, созданные Герценом, являются в то же время типическими обобщениями огромной силы. Описание в книге Герцена Николая I — человека с «зимними глазами», «будочника будочников» — это не только портрет русского царя, но и образ самодержавного деспота, во­площающего произвол, бессердечие, равноду­шие к судьбам людей и народов. Парижские лавочники, утопившие город в крови рабочих, олицетворяют буржуазное мещанство, которое «явилось освобожденным не только от царей, рабства, но и от всех общественных тягот, кро­ме складчины для найма охраняющего их пра­вительства».

В этих типических обстоятельствах развер­тывается жизнь положительных героев этой грандиозной реальной исторической эпопеи — передовых людей: поэтов, мыслителей и рево­люционеров России и Западной Европы — де­кабристов и Гарибальди, польских конфеде­ратов и французских революционеров, Чаа­даева и Мицкевича, Белинского и Р. Оуэна, М. Бакунина и Мадзини. Образ самого автора дан с сохранением важнейших биографических подробностей, с убеждающей искренностью пси­хологического анализа — фигура активного деятеля той эпохи, живущего, страдающего и борющегося во имя «человеческого достоинства, свободной речи». «Все это написано слезами, кровью: это — горит и жжет» (Тургенев).

С 1855 г. Герцен начинает выпускать аль­манах (периодический сборник) «Полярная звезда», в котором публикуются запрещенные в России произведения. На титульном листе альманаха Герцен поместил профили пяти каз­ненных декабристов. Название альманаха — «Полярная звезда» (так назывался альманах, издававшийся декабристами Рылеевым и Бес­тужевым) и его содержание указывали на духов­ную связь Герцена с декабристами, подчерки­вали, что Герцен — преемник и продолжатель их дела. С 1857 г. Герцен издает первую рус­скую свободную политическую газету — «Коло­кол» (1857—1867). Программа газеты: освобо­ждение слова от цензуры, крестьян — от поме­щиков, податного сословия — от побоев.

Оценивая деятельность Герцена, Ленин пи­сал в 1912 г.: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, зака­лили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли»... Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революци­онной теории,— учится понимать, что безза­ветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не про­падает даже тогда, когда целые десятилетия от­деляют посев от жатвы...»

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ