. И. А. Гончаров
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров

(1812—1891)

Рассказывая об известной беседе В. И. Ле­нина с будущими художниками, студентами ВХУТЕМАСа (Высшие государственные худо­жественно-технические мастерские), А. В. Луначарский приводит в своих воспоминаниях знаменательные слова Владимира Ильича: «Сти­хи Пушкина люблю, Гончарова люблю...»

Эту любовь к Гончарову, великому русскому писателю, разделяют все советские люди. Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедри­на, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятиле­тий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать — в духе осмеянных им впоследствии романти­ческих повестей и стихотворений молодого Адуева из романа «Обыкновенная история». Свои произведения 30-х годов сам писатель не при­знал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как законченный художник-реалист.

Первый же его роман — «Обыкновенная история» (1847) — принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действи­тельности, дана галерея ярких, правдивых об­разов. С большой силой художественного обоб­щения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал «Обыкновенную историю» «страшным! ударом романтизму, мечтательности, сентимен­тальности, провинциализму».

«Обыкновенная история» — первая часть три­логии Гончарова, запечатлевшей жизнь русско­го общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан «Обрыв».

«Обломов» появился в то время, когда в Рос­сии складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С по­трясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовно­му краху. Уже в «Сне Обломова» автор расска­зал, как в резвом и живом мальчике Илюше по­степенно подавлялись всякие попытки деятель­ности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обита­тели Обломовки настоящее благополучие по­нимали «не иначе, как ... покой и бездействие». Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись».

Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болез­ненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бес­плодными его гуманные порывы, здравые суж­дения.

Невеста Обломова — Ольга в тоске спраши­вает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть,— сказал он чуть слышно,— обломовщина!..»

«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порож­денной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выро­сла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье «Что такое обломов­щина?» (1859), содержавшей глубокую харак­теристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба ста­рого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа «обломовщины»: исто­рия нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением «обломовщины» в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова—Ольге Ильинской. В ней он усмотрел «намек на новую русскую жизнь»: «... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину». Вели­чие Гончарова как художника-реалиста, глу­бокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив «обломовщину», он сумел показать и буржуазную ограничен­ность трезвого дельца Штольца.

В 1852—1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате «Паллада». Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объеди­нил в книге «Фрегат «Паллада» (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржу­азных стран, и прежде всего Англии и Соеди­ненных Штатов Америки. Под их владычеством «гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны»; местных жителей «они не при­знают за людей, а за какой-то рабочий скот». Здесь «каждый шаг выжженной солнцем поч­вы, — пишет Гончаров, — омывался кровью».

Впечатления от буржуазных порядков в стра­нах Западной Европы и особенно в их коло­ниальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызыва­ли у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного дви­жения в 1863 г., развились консервативные тен­денции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе «Обрыв» Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интелли­генции. Но художественная ценность «Обрыва» определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера — один из са­мых положительных женских образов, создан­ных Гончаровым, воплощение лучших душев­ных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастер­ству композиции, яркости портретных зарисо­вок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы «Обрыв» — значитель­ное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действи­тельности, которая приводила писателя к кон­фликту с его собственным, порой весьма огра­ниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, во­площенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная «правда» бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Ту­шина.

Среди мемуарных очерков, статей и на­бросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представ­ляют его воспоминания о Белинском, а так­же известная статья о «Горе от ума» Грибое­дова — «Мильон терзаний», не утратившая своего значения до наших дней.

Гончаров — художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надол­го пережили свое время. Обращаясь к заме­чательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о «чистом, пра­вильном, легком, свободно льющемся» языке писателя.

Автор «Обломова» и «Обрыва» по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-реалистов прошлого века, ближайших наследников великих пушкин­ских традиций.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ