. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Расцвет критического реализма
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Расцвет критического реализма

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Расцвет критического реализма

Тургенев и Достоевский, Герцен и Салты­ков-Щедрин, Некрасов и Островский, Лев Тол­стой и Чехов... Кажется невероятным, почти чудом, что все эти крупнейшие художники сло­ва были не только соотечественниками, но и современниками.

«Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг,— писал Горь­кий,— никто не творил столь дивных красот при неописуемо трудных условиях».

Условия, в которых приходилось жить и работать русским писателям второй половины XIX столетия, были действительно очень тяже­лыми. Несмотря на то что крепостное право в 1861 г. было отменено, в стране, как и рань­ше, хозяйничали помещики. А рядом с ними появлялось все больше предпринимателей — буржуа, не менее жестоко угнетавших трудо­вой народ. Хотя нараставшее недовольство народных масс, эхом отзываясь в широких слоях русского общества, усиливало демокра­тическое движение, Россия по-прежнему стра­дала под гнетом царизма, который душил вся­кое свободное слово, живую мысль, духовно порабощал и калечил человека.

В обстановке неимоверного политического гнета литература сосредоточивала, по выра­жению Н. Г. Чернышевского, «всю умствен­ную жизнь народа» и всегда шла в авангарде освободительного движения.

Как бы ни были различны взгляды русских художников слова, их всех объединяло стрем­ление разрешить острые и жгучие вопросы, стоявшие перед русским обществом. В поисках ответа писатели обращались к самой действи­тельности, изучали, анализировали ее, настой­чиво пытались разобраться в переплетении хорошего и дурного. И они создавали произве­дения, в которых чрезвычайно глубоко, верно изображалась жизнь во всей ее сложности и противоречивости, в ее наиболее существенных чертах. Такие произведения называются реалистическими. Беспощадно правдивое изображение жизни было в ту эпоху связано прежде всего с критикой насквозь прогнившего самодержавно-крепостнического строя. Вот почему реализм прошлого века получил наиме­нование критического. Вторая поло­вина XIX в. и была эпохой расцвета русского критического реализма.

В середине 50-х годов Россия переживала необычайно мощный общественный подъем.

Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, во­круг которой развернулась идейно-политиче­ская и литературная борьба. Интересы мил­лионных народных масс в этой борьбе выража­ли революционеры-демократы. Эти «народные заступники», как называл их Некрасов, про­должая революционные традиции декабристов, были, в отличие от них, сторонниками кресть­янской революции, «звали Русь к топору». В. И. Ленин говорил о деятельности этих людей как о новом, втором этапе освободительного дви­жения в стране. Вождем революционных демо­кратов был Чернышевский (см. ст. «Н. Г. Чер­нышевский»), а их журналом — «Современ­ник», редактировавшийся Некрасовым.

Критическая деятельность Чернышевского и его ближайшего соратника Добролюбова (см. ст. «Н. А. Добролюбов») способствовала проникновению в литературу передовых, осво­бодительных идей, дальнейшему углублению и развитию реализма.

В атмосфере общественного подъема, напря­женной идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений: «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «От­цы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Гроза» Островского, «Об­ломов» Гончарова, «Что делать?» Чернышев­ского, «Былое и думы» Герцена, «История одно­го города» и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина (см. статьи об этих писателях). В этих произведениях, в полном смысле слова клас­сических, наиболее ярко воплотились харак­терные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных ее про­тиворечий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа — помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, русские писатели проти­вопоставляли им людей труда, в которых ничто не убило лучших человеческих качеств: трудо­любия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты. С глубоким сочувствием изображались в русской литературе и те люди из имущих классов, которые тяготились своим существованием, стремились к какой-то иной, полной и осмысленной жизни.

В 60—70-е годы в литературу пришел новый отряд талантливых писателей-реалистов: Н. С. Лесков (1831—1895), Н. Г. Помяловский (1835-1863), Г. И. Успенский (1843-1902). В эти годы выступали и талантливые поэты-романтики: Фет (см. ст. «А. А. Фет»), А. Н. Майков (1821—1897), Я. П. Полонский (1819—1898), но они были сторонниками «чи­стого искусства», и их творчество меньше привлекало к себе общественное внимание.

Главенствующее положение русский реализм сохранял в России и в 80—90-е годы, сложную, переходную эпоху, когда под напором разви­вающегося капитализма рушились вековые ус­тои крепостнической Руси. В это время про­должалась литературная деятельность Л. Тол­стого, создавшего одно из крупнейших своих произведений — роман «Воскресение», Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина. Огромную роль играл и журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», закрытый в 80-х годах, после разгрома революционного движения народников.

В последние десятилетия XIX в. выдвину­лись новые яркие таланты: В. М. Гаршин (1855—1888), В. Г. Короленко (см. ст. «В. Г. Ко­роленко») и прежде всего А. П. Чехов (см. ст. «А. П. Чехов»). Эти художники сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью стало в России всеобщим, что протест зреет даже в душах «маленьких», ранее униженных, забитых людей. И ощущение, что «больше так жить не­возможно» (Чехов), вызывало в творчестве писателей 80—90-х годов возвышенные, романтические предчувствия лучшего будущего. Эти предчувствия пронизывают наиболее зрелые рассказы и пьесы Чехова, они явственно ощути­мы в повести «Слепой музыкант» Короленко, в «Красном цветке» Гаршина и многих других произведениях. Чехов, Короленко, Гаршин в какой-то мере подготовляли революционный романтизм раннего творчества Горького (см. ст. «Максим Горький»), ставшего впослед­ствии основоположником социалистического реализма.

Заслуги критического реализма в России огромны, но в то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение еще не стало массовым, естественно, не видели с дос­таточной ясностью, в каком направлении раз­вивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привел бы страну к избавлению от гнета и насилия. Вот почему даже лучшие их герои были большей частью жертвами жизни. Это можно сказать не только о так называемых «лишних людях»: тургеневском Рудине, Бельтове в романе Гер­цена «Кто виноват?», не только о чеховском Астрове, труженике и мечтателе, но и о суро­вом, непреклонном Базарове и даже о «народ­ном заступнике» Грише Добросклонове, кото­рому судьба уготовила «чахотку и Сибирь». И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавить­ся от гнета и страданий. Их жизнь, полная глу­боких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ