. А. С. Грибоедов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. С. Грибоедов

А. С. Грибоедов

(1795-1829)

Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с не­вежеством и темнотой. Страстные монологи ге­роя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и скалозубы:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным,

Оли тотчас: — разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Недаром декабристы считали Грибоедова сво­им, недаром, как пишет декабрист Беляев, его комедия «волновала, наизусть повторялись ее едкие насмешки, а слова Чацкого о крепост­ных, которых распродают поодиночке, приво­дили в ярость».

Александр Сергеевич Грибоедов родился в родовитой дворянской семье. Он получил бле­стящее образование: прошел курс двух фа­культетов Московского университета — словес­ного и юридического, учился и на естественно-математическом, закончить который ему поме­шала война 1812 г. Грибоедов знал восемь языков, был талантливым музыкантом. Пуш­кин говорил о нем как об одном «из самых ум­ных людей в России».

Учение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к родине, страстное желание служить ей. В дни Отече­ственной войны 1812 г. он вступает добро­вольцем в гусарский полк. По возвращении с военной службы Грибоедов занимается лите­ратурной работой, а с 1817 г. совмещает ее с дипломатической службой в Коллегии ино­странных дел. В следующем году он уезжает в качестве секретаря посольства в Персию (Иран).

В Персии и затем в Грузии Грибоедов рабо­тает над комедией «Горе от ума», задуманной в 1818 г. Он заканчивает ее в 1824 г. по воз­вращении в Петербург. Запрещенная царской цензурой к печатанию и постановке, комедия Грибоедова быстро распространилась в спис­ках по всей России. Лишь в 1862 г. она была полностью напечатана.

Основной конфликт комедии «Горе от ума»— столкновение «века нынешнего», т. е. передо­вого дворянства, представителем которого яв­ляется Чацкий, с «веком минувшим» — реак­ционной массой крепостников и бюрократов. Это делает комедию глубоко реалистической, придавая любовной драме Чацкого острое об­щественное звучание.

Мастерство автора комедии замечательно. «О стихах я не говорю, — писал Пушкин,— половина должна войти в пословицы». Дей­ствительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной коме­дии: «А судьи кто?», «Служить бы рад, при­служиваться тошно», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Как станешь представлять к крестишку иль местечку, ну, как не порадеть родному человечку!»

Грибоедову удалось создать в комедии «не­принужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе»,— писал со­временник поэта, В. Ф. Одоевский. Грибоедов ввел в свой стих выражения разговорные и на­родные. «Сон в руку», «всех со двора долой», «как пить дадут», «какого ж дал я крюку», «повыкинь вздор из головы» — так разгова­ривает со своими домочадцами и слугами Фа­мусов. В монологах Чацкого выразительны и точны эпитеты, которыми он определяет свое отношение к новому, прогрессивному. Не ме­нее образны его оценки «века минувшего»: «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором». Великолепны краткие характеристики Скалозуба — «созвездие манев­ров и мазурки», Молчалина — «низкопоклон­ник и делец».

Грибоедов подверг резкой критике мир на­силия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины и гибнут лучшие человеческие ка­чества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борь­бы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проник­нуто замечательное произведение Грибоедова. Один из видных строителей социалистической культуры — А. В. Луначарский справедливо ут­верждал в свое время, что, хотя «прошел целый век, комедия Грибоедова «Горе от ума» и сейчас считается лучшей комедией в нашей литературе наряду с гоголевским «Ревизором». Эти слова первого наркома просвещения Луначарского не утратили своего значения и в наши дни.

В 1826 г; Грибоедов, возвращавшийся к месту службы, был арестован на Кавказе по подозрению в связях с декабристами. След­ствию не удалось доказать его причастность к декабрьскому восстанию, и он был освобож­ден. Однако царская полиция уже не упускала из виду автора «Горя от ума». В 1828 г. Гри­боедову, как талантливому дипломату, поручи­ли важную миссию: заключить мирный дого­вор с Персией. Грибоедов блестяще выполнил это поручение, его милостиво принял Ни­колай I и назначил полномочным послом в Персию.

В условиях борьбы России и Англии за во­сточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию».

В 1829 г. фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране. Грибоедов был убит. Похоронили его в Тифлисе, на горе, в монастыре святого Давида. На могиле Гри­боедова его молодой женой Ниной Чавчавадзе, дочерью известного грузинского писателя, был поставлен памятник с короткой трогательной надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памя­ти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ