.
Меню сайта
|
Поэты-декабристыПоэты-декабристыЦарское самодержавие, жестоко подавив военное восстание декабристов 14 декабря 1825 г., не только лишило русское общество «лучших людей из дворян», которые, по словам В. И. Ленина, своим примером «помогли разбудить народ», но и нанесло тяжелый удар русской литературе. На виселице оборвалась жизнь К. Ф. Рылеева. В тюрьму и на каторгу ушли А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский. Именно эти имена первыми приходят на память, когда мы вспоминаем о поэтах-декабристах. Их участь разделили и многие менее заметные в литературе участники освободительного движения этого периода, для которых поэтическое слово было средством выражения передовых идей и свободолюбивых настроений. Было бы неверно считать декабристов зачинателями русской революционной поэзии. Корни ее уходят глубже — в XVIII столетие. У самых истоков ее стоит Радищев, написавший смелую оду «Вольность». В начале XIX в. идеи и образы вольнолюбивой гражданской лирики вызревали в творчестве И. П. Пнина, В. В. Попугаева, И. М. Борна, А. X. Востокова, Н. И. Гнедича. По единодушному мнению декабристов, наиболее способствовали распространению свободомыслия в России стихотворения Пушкина «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др. Открыто звучал призыв свергнуть «трон и царей» в революционном гимне «Отечество наше страдает». Его написал гвардейский полковник П. А. Катенин (известный в те годы литератор и критик) в конце 10-х годов XIX в. Он поплатился за свои политические убеждения высылкой из Петербурга. Первым декабристом нередко называют В. Ф. Раевского. Он вел антиправительственную агитацию в армии и еще за четыре года до восстания на Сенатской площади был брошен в тюрьму. Чувством жгучей боли за русский народ, изнемогающий в рабстве, проникнуто стихотворение Раевского «Певец в темнице» (1822). Более умеренный политический характер носила поэзия Ф. Н. Глинки, принимавшего активное участие в первых тайных обществах, из которых выросло движение декабристов. Однако до 14 декабря 1825 г. он уже отошел от революционной деятельности. Литературным штабом декабристов было «Вольное общество любителей российской словесности» (1816—1825). Его работу в основном определяла программа тайной политической организации «Союз благоденствия» (1818—1821). Своей главной целью союз ставил подготовку общественного мнения к ликвидации самодержавия и крепостничества в России. Печатными органами декабристов были журнал Вольного общества «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818—1825) и литературные альманахи «Полярная звезда» (1823 — 1825) А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, «Мнемозина» (1824—1825) В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского. На страницах этих изданий, объединявших лучшие литературные силы эпохи, велась борьба за прогрессивное общественное содержание и национальную самобытность русской литературы. Самый энергичный и последовательный из поэтов-декабристов — Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). Громкую известность доставило ему сатирическое послание «К временщику» (1820). Оно бесстрашно направлено против царского любимца, всемогущего графа Аракчеева. В стихотворном цикле «Думы» (печатались частями с 1821 г., целиком — 1825) поэт пытался возбудить в своих современниках гражданскую доблесть примерами, почерпнутыми из русского исторического прошлого. При этом верность исторической действительности отступает в «Думах» на второй план. Главная цель Рылеева — создать идеальный образ «верного сына отчизны», «друга народа», «вольного славянина». Пафосом «борьбы свободы с самовластьем» проникнута романтическая поэма Рылеева «Войнаровский» (1825). Пушкин ставил эту поэму в художественном отношении выше «Дум». Образы людей, жертвующих жизнью за свободу родины, поэт рисует всегда с особенной любовью. Таков герой его неоконченной поэмы «Наливайко» (1824—1825). В отрывке, озаглавленном «Исповедь Наливайки», Рылеев как бы предсказал участь, ожидающую его самого и его единомышленников: Известно мне: погибель ждетТого, кто первый восстает На утеснителей народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Для Рылеева, как и для других поэтов-декабристов, характерен образ героя-одиночки. В его поэзии сказалась сила и слабость дворянской революционности. Сила — в самоотверженном патриотизме, в беззаветном служении идее свободы; слабость — в недооценке исторической роли народа. Нужды его декабристы очень хорошо понимали, но опереться на народные массы не решались. Это и предопределило их поражение. Рылеев, один из руководителей Северного общества, непосредственный организатор восстания 14 декабря 1825 г., погиб. Ряд его творческих замыслов так и остался незавершенным и дошел до нас в набросках. Ближайший друг и соратник Рылеева — Александр Александрович Бестужев (1797— 1837) более известен как автор критических обзоров и романтических повестей, чем как поэт. Самое замечательное в поэтическом наследии Бестужева — агитационные песни. Одни из них написаны совместно с Рылеевым, некоторые самостоятельно. По форме и стилю это подражание русским народным песням. В песнях Рылееву и Бестужеву удалось с наибольшей правдивостью отобразить думы и чаяния бесправных крестьянских и солдатских масс. Каторга и ссылка, военная служба в дальних гарнизонах надолго оторвали поэтов-декабристов от живой литературной жизни. Но ни в «глубине сибирских руд», ни «под бедною походною палаткой» не умолкал их голос. Правда, десятилетия миновали, прежде чем произведения изгнанников смогли пробиться к читателю. Счастливое исключение — прозаические повести А. Бестужева, с огромным успехом печатавшиеся в 30-х годах под псевдонимом Марлинский. Но именно в годы выпавшего на их долю испытания окрепло и достигло особого революционного накала творчество поэтов-декабристов В. К. Кюхельбекера и А. И. Одоевского. Товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797— 1846), по словам современника, еще в ученические годы любил «передавать другим свои фантазии и идеи о свободе». В первой половине 20-х годов он писал стихи, прославлявшие национально-освободительную борьбу греков, и создал тираноборческую трагедию в стихах «Аргивяне» из античной жизни. В заключении Кюхельбекер не утратил веры в дело, за которое боролись декабристы. В стихотворении «Тень Рылеева» (1827) он говорит от лица казненного друга: Блажен и славен мой удел: Свободу русскому народу Могучим гласом я воспел, В оспел и умер за свободу!.. И ты, я знаю, пламенел К отчизне чистою любовью. Грядущее твоим очам Разоблачу я в утешенье — Поверь, не жертвовал ты снам: Надеждам будет исполненье! Младший из поэтов-декабристов — Александр Иванович Одоевский (1802—1839). Как поэт он сложился в годы каторги и ссылки. Переведенный в один из кавказских полков, он умер, унеся с собой, по словам знавшего его Лермонтова, «летучий рой еще незрелых, темных вдохновений». Но и то, что оставлено Одоевским, показывает, как неуклонно мужал талант поэта, превосходно передает несгибаемую твердость духа, «гордое терпенье» сибирских узников: Спите, равнины угрюмые. Вы забыли, как поют. Пробудитесь! Песни вольные Оглашают вас. Славим нашу Русь, в неволе поем Вольность святую. Именно Одоевскому довелось от лица декабристов стихами ответить Пушкину на его послание «В Сибирь». Вдохновенные и пророческие слова Одоевского: Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя — восприняли как завет и лозунг политической борьбы последующие поколения русских революционеров. А стих «Из искры возгорится пламя» послужил эпиграфом к ленинской «Искре», указывая на преемственную связь между начальным — дворянским и конечным — пролетарским этапом русского освободительного движения. |
ПОИСК
Block title
|