. Поэты-декабристы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Поэты-декабристы

Поэты-декабристы

Царское самодержавие, жестоко подавив военное восстание декабристов 14 декабря 1825 г., не только лишило русское общество «лучших людей из дворян», которые, по словам В. И. Ле­нина, своим примером «помогли разбудить на­род», но и нанесло тяжелый удар русской ли­тературе. На виселице оборвалась жизнь К. Ф. Рылеева. В тюрьму и на каторгу ушли А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоев­ский. Именно эти имена первыми приходят на память, когда мы вспоминаем о поэтах-де­кабристах. Их участь разделили и многие менее заметные в литературе участники освободи­тельного движения этого периода, для которых поэтическое слово было средством выражения передовых идей и свободолюбивых наст­роений.

Было бы неверно считать декабристов зачи­нателями русской революционной поэзии. Кор­ни ее уходят глубже — в XVIII столетие. У самых истоков ее стоит Радищев, написавший смелую оду «Вольность». В начале XIX в. идеи и образы вольнолюбивой гражданской лирики вызревали в творчестве И. П. Пнина, В. В. Попугаева, И. М. Борна, А. X. Востокова, Н. И. Гнедича. По единодушному мне­нию декабристов, наиболее способствовали распространению свободомыслия в России стихо­творения Пушкина «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др.

Открыто звучал призыв свергнуть «трон и царей» в революционном гимне «Отечество наше страдает». Его написал гвардейский полковник П. А. Катенин (известный в те годы литератор и критик) в конце 10-х годов XIX в. Он по­платился за свои политические убеждения вы­сылкой из Петербурга.

Первым декабристом нередко называют В. Ф. Раевского. Он вел антиправительствен­ную агитацию в армии и еще за четыре года до восстания на Сенатской площади был брошен в тюрьму. Чувством жгучей боли за русский народ, изнемогающий в рабстве, проник­нуто стихотворение Раевского «Певец в темни­це» (1822). Более умеренный политический ха­рактер носила поэзия Ф. Н. Глинки, принимавшего активное участие в первых тайных обществах, из которых выросло движение де­кабристов. Однако до 14 декабря 1825 г. он уже отошел от революционной деятельности.

Литературным штабом декабристов было «Вольное общество любителей российской сло­весности» (1816—1825). Его работу в основном определяла программа тайной политической организации «Союз благоденствия» (1818—1821). Своей главной целью союз ставил подготовку общественного мнения к ликвидации самодер­жавия и крепостничества в России. Печатными органами декабристов были журнал Вольного общества «Соревнователь просвещения и благо­творения» (1818—1825) и литературные альма­нахи «Полярная звезда» (1823 — 1825) А. А. Бес­тужева и К. Ф. Рылеева, «Мнемозина» (1824—1825) В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского. На страницах этих изданий, объединявших лучшие литературные силы эпохи, велась борь­ба за прогрессивное общественное содержа­ние и национальную самобытность русской ли­тературы.

Самый энергичный и последовательный из поэтов-декабристов — Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). Громкую известность до­ставило ему сатирическое послание «К времен­щику» (1820). Оно бесстрашно направлено про­тив царского любимца, всемогущего графа Арак­чеева. В стихотворном цикле «Думы» (печата­лись частями с 1821 г., целиком — 1825) поэт пытался возбудить в своих современниках граж­данскую доблесть примерами, почерпнутыми из русского исторического прошлого. При этом верность исторической действительности отсту­пает в «Думах» на второй план. Главная цель Рылеева — создать идеальный образ «верного сына отчизны», «друга народа», «вольного сла­вянина». Пафосом «борьбы свободы с самовла­стьем» проникнута романтическая поэма Ры­леева «Войнаровский» (1825). Пушкин ставил эту поэму в художественном отношении выше «Дум». Образы людей, жертвующих жизнью за свободу родины, поэт рисует всегда с особен­ной любовью. Таков герой его неоконченной поэмы «Наливайко» (1824—1825). В отрывке, озаглавленном «Исповедь Наливайки», Рылеев как бы предсказал участь, ожидающую его самого и его единомышленников:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа —

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Для Рылеева, как и для других поэтов-декабристов, характерен образ героя-одиноч­ки. В его поэзии сказалась сила и слабость дворянской революционности. Сила — в само­отверженном патриотизме, в беззаветном слу­жении идее свободы; слабость — в недооцен­ке исторической роли народа. Нужды его декабристы очень хорошо понимали, но опе­реться на народные массы не решались. Это и предопределило их поражение.

Рылеев, один из руководителей Северного общества, непосредственный организатор вос­стания 14 декабря 1825 г., погиб. Ряд его творческих замыслов так и остался незавер­шенным и дошел до нас в набросках.

Ближайший друг и соратник Рылеева — Александр Александрович Бестужев (1797— 1837) более известен как автор критических обзоров и романтических повестей, чем как поэт. Самое замечательное в поэтическом на­следии Бестужева — агитационные песни. Одни из них написаны совместно с Рылеевым, неко­торые самостоятельно. По форме и стилю это подражание русским народным песням. В пес­нях Рылееву и Бестужеву удалось с наиболь­шей правдивостью отобразить думы и чая­ния бесправных крестьянских и солдатских масс.

Каторга и ссылка, военная служба в даль­них гарнизонах надолго оторвали поэтов-де­кабристов от живой литературной жизни. Но ни в «глубине сибирских руд», ни «под бедною походною палаткой» не умолкал их голос. Правда, десятилетия миновали, прежде чем произведения изгнанников смогли пробиться к читателю. Счастливое исключение — проза­ические повести А. Бестужева, с огромным успехом печатавшиеся в 30-х годах под псев­донимом Марлинский.

Но именно в годы выпавшего на их долю испытания окрепло и достигло особого рево­люционного накала творчество поэтов-декаб­ристов В. К. Кюхельбекера и А. И. Одоевского.

Товарищ Пушкина по Царскосельскому ли­цею Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797— 1846), по словам современника, еще в уче­нические годы любил «передавать другим свои фантазии и идеи о свободе». В первой по­ловине 20-х годов он писал стихи, прослав­лявшие национально-освободительную борь­бу греков, и создал тираноборческую трагедию в стихах «Аргивяне» из античной жизни. В заключении Кюхельбекер не утратил веры в дело, за которое боролись декабристы. В сти­хотворении «Тень Рылеева» (1827) он говорит от лица казненного друга:

Блажен и славен мой удел:

Свободу русскому народу

Могучим гласом я воспел, В

оспел и умер за свободу!..

И ты, я знаю, пламенел

К отчизне чистою любовью.

Грядущее твоим очам

Разоблачу я в утешенье —

Поверь, не жертвовал ты снам:

Надеждам будет исполненье!

Младший из поэтов-декабристов — Алек­сандр Иванович Одоевский (1802—1839). Как поэт он сложился в годы каторги и ссылки. Переведенный в один из кавказских полков, он умер, унеся с собой, по словам знавшего его Лермонтова, «летучий рой еще незрелых, темных вдохновений». Но и то, что оставле­но Одоевским, показывает, как неуклонно му­жал талант поэта, превосходно передает несги­баемую твердость духа, «гордое терпенье» си­бирских узников:

Спите, равнины угрюмые.

Вы забыли, как поют.

Пробудитесь! Песни вольные

Оглашают вас.

Славим нашу Русь, в неволе поем

Вольность святую.

Именно Одоевскому довелось от лица де­кабристов стихами ответить Пушкину на его послание «В Сибирь». Вдохновенные и проро­ческие слова Одоевского:

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя —

восприняли как завет и лозунг политической борьбы последующие поколения русских ре­волюционеров. А стих «Из искры возгорится пламя» послужил эпиграфом к ленинской «Иск­ре», указывая на преемственную связь между начальным — дворянским и конечным — про­летарским этапом русского освободитель­ного движения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ