. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. От романтизма к реализму
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. От романтизма к реализму

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. От романтизма к реализму

XIX век можно назвать «золотым веком» рус­ской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуков­ского, Крылова, Грибоедова, русская литера­тура сделала в первую половину столетия по­истине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым раз­витием русского общества.

Волна революций, которая прокатилась по Европе в 10—20-х годах, нарастающее возму­щение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем в России, вызванный войной 1812 г., — все это говорило о непроч­ности самовластия во всем мире, о необходи­мости перемен в крепостнической Российской империи. В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров — борцов с самодержавием. Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ».

В литературе на первый план выдвигается творчество активных, или прогрес­сивных, романтиков, среди которых были литераторы-декабристы: К. Ф. Рыле­ев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский — певцы революционного подви­га, открыто звавшие на борьбу с самодержавием. К прогрессивным романтикам примыкали и такие талантливые поэты, как Денис Давыдов (1784—1839), Н. М. Языков (1803—1846), Д. В. Веневитинов (1805—1827) и Е. А. Баратын­ский (1800—1844). Свои произведения они часто посвящали событиям отечественной истории, обращались к легендам, к устной народной поэзии. Это были поэты, мечтавшие о раскре­пощении человеческой личности от пут деспо­тизма, религии, лживой морали.

С наибольшей художественной силой про­грессивный романтизм выразился в вольно­любивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина: «Вольность» и «Деревня», «Кавказский пленник» и «Цыганы» (см. ст. «А. С. Пушкин»).

Представителем романтизма другого типа— романтизма пассивного, или кон­сервативного, был Жуковский (см. ст. «В. А. Жуковский»).

В середине 20-х годов свободолюбивым стрем­лениям передовой части русского общества был нанесен страшный удар. Самодержавная власть быстро расправилась с декабристами — мало­численными и оторванными от народа. На­ступила долгая глухая ночь николаевской ре­акции. «Первые годы, следовавшие за 1825 г.,— писал Герцен, — были ужасающие. Потребо­валось не менее десятка лет, чтобы в этой зло­счастной атмосфере порабощения и преследо­вания можно было прийти в себя. Людьми овладела глубокая безнадежность, общий упа­док сил».

В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной ро­мантической литературы.

Вместе с тем передовые романтические иде­алы воодушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы: молодого Белинского (см. ст. «В. Г. Белинский»), начи­нающего Герцена (см. ст. «А. И. Герцен»), по­эта Н. П. Огарева (1813—1877). Яркие роман­тические произведения — «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» — создает молодой Гоголь (см. ст. «Н. В. Гоголь»). Наи­более полно настроения лучших людей рус­ского общества в послепушкинскую эпоху во­площали стихи и поэмы Лермонтова («Смерть Поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцы­ри»), проникнутые мятежным духом «отрицанья и сомненья», страстной жаждой борьбы и дейст­вия (см. ст. «М. Ю. Лермонтов»).

Однако 20—30-е годы не только эпоха бур­ного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление — реализм. «Стремление сделаться естественною, натуральною,— отмечал Белинский,—состав­ляет смысл и душу истории литературы нашей».

Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фон­визина и А. Н. Радищева (см. статьи об этих писателях).

В первые десятилетия XIX в. реализм вос­торжествовал в баснях Крылова (см. ст. «И. А. Крылов») и бессмертной комедии Гри­боедова (см. ст. «А. С. Грибоедов») «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинско­го, «глубокою истиною русской жизни».

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки», он сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его пером во всем многообра­зии, сложности, противоречивости.

Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пуш­кина-реалиста, добивается новых побед и успе­хов. В романе «Герой нашего времени» Лермон­тов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни че­ловека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализ­ма. В его произведениях — прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих клас­сов показаны во всей их неприглядности. .

Глубоко и правдиво отражая важнейшие осо­бенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа стано­вился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Го­голя, а с еще большей силой — в поэзии Коль­цова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

Эта школа, сформировавшаяся в 40-х го­дах, представляла собой первое в русской лите­ратуре объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись во­круг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее тем­ными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, пове­стях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подроб­ности быта, особенности речи, душевные пере­живания крестьян, мелких чиновников, оби­тателей петербургских «углов». Лучшие про­изведения писателей, связанных с «натураль­ной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воров­ка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова (см. статьи об этих писа­телях), «Деревня» и «Антон Горемыка» Гри­горовича (1822—1899) — подготовили рас­цвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ