.
Меню сайта
|
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. От романтизма к реализмуЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. От романтизма к реализмуXIX век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первую половину столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества. Волна революций, которая прокатилась по Европе в 10—20-х годах, нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем в России, вызванный войной 1812 г., — все это говорило о непрочности самовластия во всем мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи. В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров — борцов с самодержавием. Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ». В литературе на первый план выдвигается творчество активных, или прогрессивных, романтиков, среди которых были литераторы-декабристы: К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский — певцы революционного подвига, открыто звавшие на борьбу с самодержавием. К прогрессивным романтикам примыкали и такие талантливые поэты, как Денис Давыдов (1784—1839), Н. М. Языков (1803—1846), Д. В. Веневитинов (1805—1827) и Е. А. Баратынский (1800—1844). Свои произведения они часто посвящали событиям отечественной истории, обращались к легендам, к устной народной поэзии. Это были поэты, мечтавшие о раскрепощении человеческой личности от пут деспотизма, религии, лживой морали. С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина: «Вольность» и «Деревня», «Кавказский пленник» и «Цыганы» (см. ст. «А. С. Пушкин»). Представителем романтизма другого типа— романтизма пассивного, или консервативного, был Жуковский (см. ст. «В. А. Жуковский»). В середине 20-х годов свободолюбивым стремлениям передовой части русского общества был нанесен страшный удар. Самодержавная власть быстро расправилась с декабристами — малочисленными и оторванными от народа. Наступила долгая глухая ночь николаевской реакции. «Первые годы, следовавшие за 1825 г.,— писал Герцен, — были ужасающие. Потребовалось не менее десятка лет, чтобы в этой злосчастной атмосфере порабощения и преследования можно было прийти в себя. Людьми овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил». В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы. Вместе с тем передовые романтические идеалы воодушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы: молодого Белинского (см. ст. «В. Г. Белинский»), начинающего Герцена (см. ст. «А. И. Герцен»), поэта Н. П. Огарева (1813—1877). Яркие романтические произведения — «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» — создает молодой Гоголь (см. ст. «Н. В. Гоголь»). Наиболее полно настроения лучших людей русского общества в послепушкинскую эпоху воплощали стихи и поэмы Лермонтова («Смерть Поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцыри»), проникнутые мятежным духом «отрицанья и сомненья», страстной жаждой борьбы и действия (см. ст. «М. Ю. Лермонтов»). Однако 20—30-е годы не только эпоха бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление — реализм. «Стремление сделаться естественною, натуральною,— отмечал Белинский,—составляет смысл и душу истории литературы нашей». Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева (см. статьи об этих писателях). В первые десятилетия XIX в. реализм восторжествовал в баснях Крылова (см. ст. «И. А. Крылов») и бессмертной комедии Грибоедова (см. ст. «А. С. Грибоедов») «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки», он сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его пером во всем многообразии, сложности, противоречивости. Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях — прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности. . Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой — в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы». Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова (см. статьи об этих писателях), «Деревня» и «Антон Горемыка» Григоровича (1822—1899) — подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в. |
ПОИСК
Block title
|