. Г. Р. Державин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин

(1743—1816)

В своеобразном, резко очерченном характе­ре, в жизни и творчестве замечательного рус­ского поэта Гаврилы Романовича Державина как в зеркале отразилась полная противоречий эпоха XVIII столетия.

Выходец из мелкопоместных казанских дво­рян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную жизнь. Ему не удалось окончить гимназию, как его призвали на военную служ­бу. «В сей-то академии нужд и терпения научил­ся я и образовал себя»,— говорил он позднее.

Первые стихотворные опыты Державина относятся еще к тому времени, когда он, не в пример дворянским сынкам из состоятельных семей, служил простым солдатом в Преобра­женском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поста­вившем на престол Екатерину II. После мно­гих лет службы получив, наконец, офицерский чин, Державин принял участие в подавлении пу­гачевского восстания.

Решительный и смелый, всегда прямой, неза­висимый в суждениях, с сильно развитым чув­ством собственного достоинства, Державин не­изменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников. Главнокомандую­щий граф Петр Панин даже грозил повесить его вместе с Пугачевым. Державина обошли наградами, было признано, что он «недостоин продолжать военную службу». Пробыв несколь­ко лет на гражданской службе под начальством одного из самых влиятельных вельмож того времени, грубого невежды князя Вяземского, Державин вынужден был уйти в отставку.

В эти нелегкие для Державина годы его ли­тературное дарование достигло замечательного расцвета. Стихи его, хотя и без имени автора, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относит­ся создание одного из самых замечательных по силе мысли и энергии поэтического выражения произведений Державина — оды «На смерть князя Мещерского». Но слава пришла к поэту лишь в 1783 г., после появления его знамени­той, обращенной к Екатерине оды «Фелица» (от латинского слова, означающего «счастье»).

В пору создания «Фелицы» Державин знал Екатерину лишь по слухам и искренне верил, что она на самом деле является той, за кого стремилась себя выдать, — просвещенной «ма­терью отечества». Именно так Екатерина изоб­ражена в «Фелице». Но произведение Держа­вина наряду с прославлением царицы резко обличает окружающих ее надменных, корыст­ных и ленивых вельмож.

Как и все писатели того времени, Державин примыкал к классицизму. Однако могучему таланту поэта было тесно в рамках правил классицизма. Вопреки им он соединяет в своей «Фелице» два различных стихотворных вида и создает небывалое до того произведение — оду-сатиру. Вместе с этим в «Фелице» взамен отвлеченно-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделенная автобиографическими чертами. Все это стало подлинным литературным переворотом. Под пером Державина высокая, одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще.

Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Энергично поднимаясь по ступеням служебной лестницы, он достиг высших государственных должностей — сена­тора, государственного казначея, министра юстиции. По своим политическим взглядам Державин не был противником самодержавно-крепостнического строя, но, не желая ломать су­ществовавшего государственного здания, он добро­совестно и настойчиво стремился «чистить» страну от накопившегося «сора» — произвола, насилия, беззакония сильных мира сего. Поэтому в слу­жебной деятельности поэта наряду со взлетами много и стремительных падений. Его отстрани­ли от поста губернатора и предали суду. Императрица, назначив было поэта своим личным секретарем, вскоре поспешила отделаться от не­го, жалуясь приближенным, что он «грубит» ей при докладах. Павел I подверг Державина опа­ле, а Александр I в 1803 г. окончательно отст­ранил его от государственных дел.

Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. «Долг поэта в мир правду вещать»,— заявлял он. Убе­дившись во время личного общения с Екате­риной, что созданный в «Фелице» образ цари­цы идеализирован, он отказался писать ей хва­лебные стихи, усилил нападки на ее ближайшее окружение. Пушкин имел все основания назвать Державина «бичом вельмож». В замечательной сатирической оде «Вельможа» с небывалой до того в русской литературе силой художе­ственной выразительности поэт громит гордя­щуюся только гербами предков «позлащенную грязь». В лицо всесильным екатерининским фаворитам он бросает негодующе-презритель­ные строки:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Предельной резкости «грозная лира» Дер­жавина (слова Пушкина) достигает в стихотворении «Властителям и судиям», в конце которого поэт призывает небесные громы разра­зиться над головами «земных богов» — не толь­ко князей и вельмож, но и самих царей.

В своих обличительных стихах Державин стал одним из родоначальников граждан­ской поэзии — непосредственным предшествен­ником Радищева, Пушкина, поэтов-декабри­стов. Вместе с тем в стихах Державина нашла яркое отражение героика его времени, блес­тящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор» и других Дер­жавин прославляет не только замечательных русских полководцев — Румянцева и особенно Суворова, но и простых русских солдат — «в свете первых бойцов».

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастье тих, в несчастье бодр...—

обращается он к «доблъственному» русскому на­роду в одном из своих поздних стихотворений, посвященных Отечественной войне 1812 г. Во всем этом Державин продолжает и разви­вает поэзию Ломоносова. Но в отличие от него «певец величия», как назвал Державина Гоголь, поэт неоднократно спускается с героических высот, первым из поэтов-одописцев живо и об­разно воссоздает частную жизнь и быт своей эпохи, дает красочные картины природы («При­глашение к обеду», «Евгению. Жизнь Званская» и др.).

Творчество Державина поражает смелостью образов, исключительной яркостью красок, громовой силой звучания и порой небывалой до того в русской поэзии плавностью стиха. Все это свидетельствует о его огромном поэти­ческом даровании. Однако общественно-истори­ческие условия того времени и недостаточная еще разработанность художественной формы, в частности стихотворного языка, не дали даро­ванию Державина возможности развернуться во всю мощь. Даже в лучших его созданиях, таких, как прославленная ода «Водопад», на­ряду с местами, поражающими своей силой и красотой, много искусственного, риториче­ского. И все же поэзия Державина наиболее яркий, впечатляющий и красноречивый па­мятник одного из важных периодов истории нашей Родины.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ