. Писатели Румынии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Румынии

Писатели Румынии

В первой половине XIX в. еще не было еди­ного румынского государства. Большинство румын жило в Дунайских княжествах — Мол­давии и Валахии, меньшая — в Трансильвании, которая входила в Австро-Венгерскую импе­рию. Княжества не были самостоятельными: ими управляли князья, которые назначались в Стамбуле, столице Оттоманской империи, потому что княжества находились под протек­торатом турок. Румыны платили им дань.

С начала XIX в. в румынском народе все более крепнет мысль о том, что пора освобо­диться от турецкого ига, пора народу объеди­ниться в единое государство. Эти общенацио­нальные патриотические идеи сплотили народ, способствовали подъему культуры. В Дунай­ских княжествах начинают издаваться впервые на румынском языке газеты, организуется те­атр, возникает интерес к истории народа, к его творчеству — фольклору. Но буржуазная ре­волюция 1848 г. в Дунайских княжествах пока­зала, что общенациональных интересов здесь еще нет, каждый класс по-своему понимает сло­во свобода и слово единство. Либеральная бур­жуазия предала революцию. Провозгласив идеалы свободы, равенства и братства, она ис­толковала их как свободу конкуренции, как равенство капитала, как братство кошелька. После объединения княжеств (1859) и оконча­тельного освобождения их от турецкого ига (1878) буржуазия продолжала угнетать трудо­вой народ.

Романтическое воодушевление, характерное для румынской литературы периода борьбы за национальное единство и самостоятельность, сменяется резко критическим, разоблачитель­ным отношением к буржуазным порядкам, ко­торое объединяет крупнейших писателей вто­рой половины XIX в.: Михаила Эминеску, Йона Луку Караджале, Иона Крянгэ, Йона Славича, Джордже Кошбука.

Михаил Эминеску (1850—1889) был поэтом-романтиком. Буржуазная действительность заста­вила его разочароваться в идеалах свободы, ра­венства и братства, которые сначала провозгла­сила буржуазия, чтобы привлечь на свою сторо­ну симпатии трудящихся масс, а потом, завое­вав с помощью народа власть и прочно утвер­дившись в стране, буржуазия отреклась от этих идеалов. Большие надежды на лучшее спра­ведливое переустройство мира связывал М. Эми­неску с борьбой парижских коммунаров и тра­гически воспринял их поражение. Это помешало ему трезво Заглянуть в будущее, расслышать сквозь годы гул приближающихся новых боев и предугадать победу преемников и последователей парижских коммунаров.

В своих стихах поэт клеймил продажную буржуазию. В «Посланиях» — поэтических раз­думьях на общественно-философские темы —Эминеску показал, что буржуазное общество несовместимо ни с подлинной наукой, ни с ис­кусством. Для этого общества нет ни человече­ской морали, ни высокого чувства любви. Вос­ставая против буржуазного космополитизма, поэт возлагал все надежды на трудовой народ, на крестьянство, которое он считал «единствен­ным позитивным классом». Эминеску был твердо убежден, что народ достоин лучшей доли. Он верил в народ и призывал бороться за его лучшую долю («Ангел и Демон», «Император и пролетарий»).

Эминеску — один из величайших лириков своего времени. Его стихи о любви, чувст­ве, возвышающем и очищающем человека, принадлежат к лучшим образцам мировой лирики.

Йон Лука Караджале (1852—1912) — выда­ющийся румынский писатель-сатирик и драма­тург. С детства он увлекался театром. Свою жизнь в театре юный Караджале начинает как переписчик пьес и суфлер. В 1879 г. Бухарест­ский национальный театр поставил его первую комедию — «Бурная ночь» (1878) — злую сатиру на буржуазную мораль.

Вершина драматургии Караджале — коме­дия «Потерянное письмо» (1884). В острых, почти гротескных образах драматург показал общественную жизнь в конституционном коро­левстве Румынии в момент его наивысшего по­литического напряжения — в период парла­ментских выборов. Имена героев комедии Караджале стали в Румынии нарицательными, многие выражения вошли в поговорки. «Поте­рянное письмо» до сих пор с успехом ставится на сценах многих стран мира. Политическая острота пьесы не притупилась, поскольку обман­чивая двухпартийная система и поныне про­должает оставаться основой буржуазной «де­мократии».

Караджале — автор многочисленных рас­сказов и сценок, в которых он высмеивал мел­кого буржуа и мещанина во всех его общест­венных состояниях: газетчика, адвоката, чинов­ника. Одно из последних произведений Карад­жале — политический памфлет «1907 год от весны до осени». В нем великий сатирик, разо­блачая государственную систему так называе­мой конституционной монархии, стремился раскрыть причины крупнейшего крестьянского восстания в Румынии.

Ион Крянгэ (1830—1889) был народным пи­сателем в полном смысле этого слова. Выходец из крестьян, он посвятил жизнь обучению де­тей. Для своих маленьких учеников он написал букварь, учебники по арифметике и по другим предметам. Поэт Эминеску, познакомившись с Крянгэ, открыл в нем замечательный дар рассказчика и уговорил взяться за перо. Крян­гэ от рождения было свойственно то образное видение мира, которое характерно для фоль­клора. Поэтому первые его произведения — сказки. Он обрабатывал традиционные сказоч­ные сюжеты и народные анекдоты так, что под его пером они представали как яркие, острые по социальному содержанию картинки из на­родной жизни. В «Воспоминаниях детства» Крянгэ изобразил деревню первой половины XIX в. Читателя потрясает нищета и полное бесправие, на которое было обречено крестьян­ство.

В произведениях Крянгэ впервые появился в румынской литературе образ крестьянина с его заботами и помыслами, прекрасным, вы­разительным, красочным языком.

Если у Крянгэ изображена патриархальная деревня еще до тех перемен, которые внесли в жизнь денежные отношения, то в произведе­ниях Йона Славича (1848—1925) ярко показана калечащая души, ломающая жизни власть де­нег. В таких повестях, как «Счастливая мель­ница» (1881), «Клад», «Покинутый очаг», «Тятькин Будуля», в романе «Мара» (1906) писатель показал, как стремление к наживе тол­кает людей на обман и даже преступления, рас­крыл внутреннюю борьбу в душе человека, борьбу между совестью, честностью и лукавым искусителем — деньгами.

С деревенской жизнью связано и творчество замечательного поэта Джордже Кошбука (1866— 1918). В его стихах и поэмах воссоздан сложный и многообразный мир труженика земли. В виде поэтических сказок Кошбук запечатлел живо­писные обряды, во многих стихах изобразил повседневную жизнь крестьян и их чувства. Но в его сборниках стихов «Баллады и идиллии» (1893), «Пряжа» (1896), «Песни отваги» (1904) воспета не только мирная жизнь крестьянина, но и его гнев, и ненависть к эксплуататорам (стихотворения «Хотим земли!», «Трехцветный флаг» и др.), и великий подвиг крестьянина-солдата в освободительной войне против турок.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ