Писатели Румынии
Писатели Румынии
В первой половине XIX в. еще не было единого румынского государства. Большинство румын жило в Дунайских княжествах — Молдавии и Валахии, меньшая — в Трансильвании, которая входила в Австро-Венгерскую империю. Княжества не были самостоятельными: ими управляли князья, которые назначались в Стамбуле, столице Оттоманской империи, потому что княжества находились под протекторатом турок. Румыны платили им дань.
С начала XIX в. в румынском народе все более крепнет мысль о том, что пора освободиться от турецкого ига, пора народу объединиться в единое государство. Эти общенациональные патриотические идеи сплотили народ, способствовали подъему культуры. В Дунайских княжествах начинают издаваться впервые на румынском языке газеты, организуется театр, возникает интерес к истории народа, к его творчеству — фольклору. Но буржуазная революция 1848 г. в Дунайских княжествах показала, что общенациональных интересов здесь еще нет, каждый класс по-своему понимает слово свобода и слово единство. Либеральная буржуазия предала революцию. Провозгласив идеалы свободы, равенства и братства, она истолковала их как свободу конкуренции, как равенство капитала, как братство кошелька. После объединения княжеств (1859) и окончательного освобождения их от турецкого ига (1878) буржуазия продолжала угнетать трудовой народ.
Романтическое воодушевление, характерное для румынской литературы периода борьбы за национальное единство и самостоятельность, сменяется резко критическим, разоблачительным отношением к буржуазным порядкам, которое объединяет крупнейших писателей второй половины XIX в.: Михаила Эминеску, Йона Луку Караджале, Иона Крянгэ, Йона Славича, Джордже Кошбука.
Михаил Эминеску (1850—1889) был поэтом-романтиком. Буржуазная действительность заставила его разочароваться в идеалах свободы, равенства и братства, которые сначала провозгласила буржуазия, чтобы привлечь на свою сторону симпатии трудящихся масс, а потом, завоевав с помощью народа власть и прочно утвердившись в стране, буржуазия отреклась от этих идеалов. Большие надежды на лучшее справедливое переустройство мира связывал М. Эминеску с борьбой парижских коммунаров и трагически воспринял их поражение. Это помешало ему трезво Заглянуть в будущее, расслышать сквозь годы гул приближающихся новых боев и предугадать победу преемников и последователей парижских коммунаров.
В своих стихах поэт клеймил продажную буржуазию. В «Посланиях» — поэтических раздумьях на общественно-философские темы —Эминеску показал, что буржуазное общество несовместимо ни с подлинной наукой, ни с искусством. Для этого общества нет ни человеческой морали, ни высокого чувства любви. Восставая против буржуазного космополитизма, поэт возлагал все надежды на трудовой народ, на крестьянство, которое он считал «единственным позитивным классом». Эминеску был твердо убежден, что народ достоин лучшей доли. Он верил в народ и призывал бороться за его лучшую долю («Ангел и Демон», «Император и пролетарий»).
Эминеску — один из величайших лириков своего времени. Его стихи о любви, чувстве, возвышающем и очищающем человека, принадлежат к лучшим образцам мировой лирики.
Йон Лука Караджале (1852—1912) — выдающийся румынский писатель-сатирик и драматург. С детства он увлекался театром. Свою жизнь в театре юный Караджале начинает как переписчик пьес и суфлер. В 1879 г. Бухарестский национальный театр поставил его первую комедию — «Бурная ночь» (1878) — злую сатиру на буржуазную мораль.
Вершина драматургии Караджале — комедия «Потерянное письмо» (1884). В острых, почти гротескных образах драматург показал общественную жизнь в конституционном королевстве Румынии в момент его наивысшего политического напряжения — в период парламентских выборов. Имена героев комедии Караджале стали в Румынии нарицательными, многие выражения вошли в поговорки. «Потерянное письмо» до сих пор с успехом ставится на сценах многих стран мира. Политическая острота пьесы не притупилась, поскольку обманчивая двухпартийная система и поныне продолжает оставаться основой буржуазной «демократии».
Караджале — автор многочисленных рассказов и сценок, в которых он высмеивал мелкого буржуа и мещанина во всех его общественных состояниях: газетчика, адвоката, чиновника. Одно из последних произведений Караджале — политический памфлет «1907 год от весны до осени». В нем великий сатирик, разоблачая государственную систему так называемой конституционной монархии, стремился раскрыть причины крупнейшего крестьянского восстания в Румынии.
Ион Крянгэ (1830—1889) был народным писателем в полном смысле этого слова. Выходец из крестьян, он посвятил жизнь обучению детей. Для своих маленьких учеников он написал букварь, учебники по арифметике и по другим предметам. Поэт Эминеску, познакомившись с Крянгэ, открыл в нем замечательный дар рассказчика и уговорил взяться за перо. Крянгэ от рождения было свойственно то образное видение мира, которое характерно для фольклора. Поэтому первые его произведения — сказки. Он обрабатывал традиционные сказочные сюжеты и народные анекдоты так, что под его пером они представали как яркие, острые по социальному содержанию картинки из народной жизни. В «Воспоминаниях детства» Крянгэ изобразил деревню первой половины XIX в. Читателя потрясает нищета и полное бесправие, на которое было обречено крестьянство.
В произведениях Крянгэ впервые появился в румынской литературе образ крестьянина с его заботами и помыслами, прекрасным, выразительным, красочным языком.
Если у Крянгэ изображена патриархальная деревня еще до тех перемен, которые внесли в жизнь денежные отношения, то в произведениях Йона Славича (1848—1925) ярко показана калечащая души, ломающая жизни власть денег. В таких повестях, как «Счастливая мельница» (1881), «Клад», «Покинутый очаг», «Тятькин Будуля», в романе «Мара» (1906) писатель показал, как стремление к наживе толкает людей на обман и даже преступления, раскрыл внутреннюю борьбу в душе человека, борьбу между совестью, честностью и лукавым искусителем — деньгами.
С деревенской жизнью связано и творчество замечательного поэта Джордже Кошбука (1866— 1918). В его стихах и поэмах воссоздан сложный и многообразный мир труженика земли. В виде поэтических сказок Кошбук запечатлел живописные обряды, во многих стихах изобразил повседневную жизнь крестьян и их чувства. Но в его сборниках стихов «Баллады и идиллии» (1893), «Пряжа» (1896), «Песни отваги» (1904) воспета не только мирная жизнь крестьянина, но и его гнев, и ненависть к эксплуататорам (стихотворения «Хотим земли!», «Трехцветный флаг» и др.), и великий подвиг крестьянина-солдата в освободительной войне против турок.
|