. Писатели Югославии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Югославии

Писатели Югославии

Народы современной Югославии долгое вре­мя находились под чужеземным владычеством: сербы — под турецким, хорваты и словенцы — под австрийским и венгерским. Это задержи­вало их экономическое, политическое и куль­турное развитие.

Но с конца XVIII в. ширится освободитель­ное движение этих народов. В результате вос­стания 1804 г. и последующей борьбы, а также поддержки русского народа Сербия стала са­мостоятельным государством. Хорваты же и словенцы оставались до 1918 г. в составе Австро-Венгерской монархии.

Национально-освободительное движение способствовало возрождению народов Югосла­вии, расцвету их культуры и искусства. В пер­вой половине XIX в. складываются сербско­хорватский и словенский национальные языки. Языки сербского и хорватского народов близки между собой. Поэтому в 1850 г. деятели куль­туры этих народов заключили договор о едином литературном сербскохорватском языке. Но азбуки у них остались разные: сербы пользуются славянской азбукой, сходной с русской, хор­ваты — латинской.

Уже в начале национального возрождения у югославских народов выдвинулись крупные деятели культуры. Они много сделали для раз­вития литературы и формирования литератур­ных языков. Большая заслуга в этом принадле­жит Вуку Стефановичу Караджичу (1787—1864), реформатору сербского литературного языка.

Национальное возрождение усилило интерес к национальному прошлому, к национальной культуре. Собираются и записываются народ­ные легенды, сказки, песни. В это время возни­кает первое литературное направление — ро­мантизм. Он характеризовался национально-патриотическими темами. Писатели обра­щаются к сюжетам, образам, стилю народного творчества (фольклора), к историческим темам.

Напоминая о славном прошлом своих наро­дов, они тем самым развивали национальную гордость соотечественников, содействовали освободительной борьбе. В период романтизма выдвинулись талантливые поэты: у сербов — автор драматической поэмы «Горный венец» Петар Негош (1813—1851), а у хорватов — Иван Мажуранич (1814—1890) — автор героиче­ской поэмы «Смерть Измаила-аги Ченгича». Развивается в это время и лирика. У словен­цев появился замечательный лирик Франце Прешерн (1800—1849), у сербов — Бранно Радичевич (1824—1853).

Позже выступило второе поколение роман­тиков: у сербов — поэты Йован Йованович (1833—1904), писавший под псевдонимом Змай (Змей), и Джура Якшич (1832—1878), у хорва­тов — прозаик Август Шеноа (1838—1881), ав­тор исторического романа «Крестьянское вос­стание». В творчестве этих писателей зарож­дается реализм, который с 80-х годов XIX в. становится основным литературным направле­нием. Писатели-реалисты, уделяя основное вни­мание социальным темам, создали яркие образы крестьян, дворян, купцов, рабочих и капита­листов. Писатели-реалисты Югославии изучали художественный опыт русских реалистов: Пуш­кина, Лермонтова, Тургенева, Л. Н. Толстого, Чехова. Наиболее широкое развитие реализм получил в конце XIX — начале XX в. в твор­честве сербских писателей Петара Кочича (1877—1916), Иво Чипико (1869—1923), Борилава Станкевича (1876—1927). Петар Кочич — автор рассказов о тяжелой жизни крестьян. К числу лучших произведений Кочича принад­лежит сатирическая комедия «Барсук под су­дом», в которой он вывел тип крестьянина, при­творяющегося несообразительным и простодуш­ным, но ненавидящего господ и чиновников и готового к бунту. Комедия имела громадный успех. В творчестве Иво Чипико, автора соци­ального романа «Пауки», показан протест

крестьянской бедноты против эксплуатации их кулаками. Борилав Станкович в своем романе «Нечистая кровь» рисует вырождение богатой купеческой семьи на фоне упадка старого горо­да Вране.

В конце XIX — начале XX в. крупных ху­дожников дала и драматургия: у сербов — Бранислава Нушича (1864—1938), у хорватов — Иво Войновича (1857 —1929), у словенцев—Ива­на Цанкара (1876—1918). Войнович создал картину упадка города Дубровника — старой аристократической республики («Дубровницкая трилогия»), изобразил жизнь рыбаков При­морья, которых эксплуатировали дельцы-пред­приниматели («Буря равноденствия»). Иван Цанкар написал гневные социальные комедии, в которых показал гнет власти капитала («Король Бетайновы»), прислужничество интел­лигенции перед властями и капиталистами («Хо­лопы», «На благо народа»). Он автор замеча­тельной повести о трагической судьбе бесправ­ного крестьянина-бедняка «Батрак Ерней и его право».

В комедиях Нушича многосторонне отрази­лась жизнь сербского общества конца XIX — начала XX в. Нушич — сатирик. Его пьесы отличаются остроумием, живым и захватываю­щим развитием действия, яркими типичными образами, блестящим диалогом, богатой вы­думкой. Он осмеивает порядки буржуазной Сербии, монархический режим, продажных ми­нистров и депутатов, чиновников и полицию, богатеющих и стремящихся занять в обществе высокое место предпринимателей и торговцев. За это писателя преследовала полиция, цензура запрещала ставить его пьесы.

В своем творчестве Нушич воспринял дости­жения мировой драматургии, особенно русской. К лучшим комедиям Нушича принадле­жат: «Народный депутат» (1883), «Подозритель­ная личность» (1887), «Протекция» (1888), «Гос­пожа министерша» (1929), «Мистер Доллар» (1932), «Опечаленная семья» (1934), «Доктор философии» (1936).

Комедии Нушича пользуются большим успе­хом у зрителей. Они идут на сценах не только в Югославии, но и в Советском Союзе, а также в театрах многих других стран.

Нушич создал национальный репертуар сербского театра, как А. Н. Островский в XIX в. создал национальный репертуар русского театра.

Произведения писателей Сербии, Хорватии и Словении, о которых мы говорили сейчас, переведены на русский язык.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ