.
Меню сайта
|
Писатели ЮгославииПисатели ЮгославииНароды современной Югославии долгое время находились под чужеземным владычеством: сербы — под турецким, хорваты и словенцы — под австрийским и венгерским. Это задерживало их экономическое, политическое и культурное развитие. Но с конца XVIII в. ширится освободительное движение этих народов. В результате восстания 1804 г. и последующей борьбы, а также поддержки русского народа Сербия стала самостоятельным государством. Хорваты же и словенцы оставались до 1918 г. в составе Австро-Венгерской монархии. Национально-освободительное движение способствовало возрождению народов Югославии, расцвету их культуры и искусства. В первой половине XIX в. складываются сербскохорватский и словенский национальные языки. Языки сербского и хорватского народов близки между собой. Поэтому в 1850 г. деятели культуры этих народов заключили договор о едином литературном сербскохорватском языке. Но азбуки у них остались разные: сербы пользуются славянской азбукой, сходной с русской, хорваты — латинской. Уже в начале национального возрождения у югославских народов выдвинулись крупные деятели культуры. Они много сделали для развития литературы и формирования литературных языков. Большая заслуга в этом принадлежит Вуку Стефановичу Караджичу (1787—1864), реформатору сербского литературного языка. Национальное возрождение усилило интерес к национальному прошлому, к национальной культуре. Собираются и записываются народные легенды, сказки, песни. В это время возникает первое литературное направление — романтизм. Он характеризовался национально-патриотическими темами. Писатели обращаются к сюжетам, образам, стилю народного творчества (фольклора), к историческим темам. Напоминая о славном прошлом своих народов, они тем самым развивали национальную гордость соотечественников, содействовали освободительной борьбе. В период романтизма выдвинулись талантливые поэты: у сербов — автор драматической поэмы «Горный венец» Петар Негош (1813—1851), а у хорватов — Иван Мажуранич (1814—1890) — автор героической поэмы «Смерть Измаила-аги Ченгича». Развивается в это время и лирика. У словенцев появился замечательный лирик Франце Прешерн (1800—1849), у сербов — Бранно Радичевич (1824—1853). Позже выступило второе поколение романтиков: у сербов — поэты Йован Йованович (1833—1904), писавший под псевдонимом Змай (Змей), и Джура Якшич (1832—1878), у хорватов — прозаик Август Шеноа (1838—1881), автор исторического романа «Крестьянское восстание». В творчестве этих писателей зарождается реализм, который с 80-х годов XIX в. становится основным литературным направлением. Писатели-реалисты, уделяя основное внимание социальным темам, создали яркие образы крестьян, дворян, купцов, рабочих и капиталистов. Писатели-реалисты Югославии изучали художественный опыт русских реалистов: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л. Н. Толстого, Чехова. Наиболее широкое развитие реализм получил в конце XIX — начале XX в. в творчестве сербских писателей Петара Кочича (1877—1916), Иво Чипико (1869—1923), Борилава Станкевича (1876—1927). Петар Кочич — автор рассказов о тяжелой жизни крестьян. К числу лучших произведений Кочича принадлежит сатирическая комедия «Барсук под судом», в которой он вывел тип крестьянина, притворяющегося несообразительным и простодушным, но ненавидящего господ и чиновников и готового к бунту. Комедия имела громадный успех. В творчестве Иво Чипико, автора социального романа «Пауки», показан протест крестьянской бедноты против эксплуатации их кулаками. Борилав Станкович в своем романе «Нечистая кровь» рисует вырождение богатой купеческой семьи на фоне упадка старого города Вране. В конце XIX — начале XX в. крупных художников дала и драматургия: у сербов — Бранислава Нушича (1864—1938), у хорватов — Иво Войновича (1857 —1929), у словенцев—Ивана Цанкара (1876—1918). Войнович создал картину упадка города Дубровника — старой аристократической республики («Дубровницкая трилогия»), изобразил жизнь рыбаков Приморья, которых эксплуатировали дельцы-предприниматели («Буря равноденствия»). Иван Цанкар написал гневные социальные комедии, в которых показал гнет власти капитала («Король Бетайновы»), прислужничество интеллигенции перед властями и капиталистами («Холопы», «На благо народа»). Он автор замечательной повести о трагической судьбе бесправного крестьянина-бедняка «Батрак Ерней и его право». В комедиях Нушича многосторонне отразилась жизнь сербского общества конца XIX — начала XX в. Нушич — сатирик. Его пьесы отличаются остроумием, живым и захватывающим развитием действия, яркими типичными образами, блестящим диалогом, богатой выдумкой. Он осмеивает порядки буржуазной Сербии, монархический режим, продажных министров и депутатов, чиновников и полицию, богатеющих и стремящихся занять в обществе высокое место предпринимателей и торговцев. За это писателя преследовала полиция, цензура запрещала ставить его пьесы. В своем творчестве Нушич воспринял достижения мировой драматургии, особенно русской. К лучшим комедиям Нушича принадлежат: «Народный депутат» (1883), «Подозрительная личность» (1887), «Протекция» (1888), «Госпожа министерша» (1929), «Мистер Доллар» (1932), «Опечаленная семья» (1934), «Доктор философии» (1936). Комедии Нушича пользуются большим успехом у зрителей. Они идут на сценах не только в Югославии, но и в Советском Союзе, а также в театрах многих других стран. Нушич создал национальный репертуар сербского театра, как А. Н. Островский в XIX в. создал национальный репертуар русского театра. Произведения писателей Сербии, Хорватии и Словении, о которых мы говорили сейчас, переведены на русский язык. |
ПОИСК
Block title
|