. Чешские писатели
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Чешские писатели

Чешские писатели

С первых шагов чешская литература форми­ровалась как литература патриотическая, от­ражавшая волю народа отстоять независимость перед натиском немецких завоевателей, кото­рые издавна стремились подчинить себе богатые чешские земли. Патриотическим духом проник­нуты древние летописи-хроники, сказания и легенды. Славные страницы чешской культуры связаны с мощными антифеодальными войнами XV в. Тогда были созданы собрания (конционалы) боевых гимнов гуситов, последователей Яна Гуса в борьбе против жестокого угнетения феодалов, за реформу католической церкви. После поражения в битве на. Белой Горе (1620) Чехия на три столетия подпала под австрийское господство. Чужеземцы на­саждали немецкий язык, сжигали книги на чешском языке. Этот мрачный период вошел в историю Чехии как «эпоха тьмы». Но и тогда народ не отрекся от родного языка, от родной литературы. Простые люди в городах и маленьких деревушках, собираясь тайком, читали хранимые в надежных тайниках древ­ние чешские книги и пели гуситские песни.

Несмотря на запреты и гонения, продолжали творить и чешские писатели, хотя нередко они вынуждены были покидать родину.

Европейскую известность получил замеча­тельный чешский ученый, педагог и писатель Ян Амос Коменский (1592—1670), автор кри­тических картин современных нравов «Лаби­ринт мира и рай сердца» и ряда педагогических трактатов.

В конце XVIII в. в истории чешской куль­туры начинается эпоха национального воз­рождения, связанная с развитием новых, бур­жуазных отношений. Ширится борьба про­тив засилья немецкого языка. Переиздают­ся произведения древней чешской литера­туры, начинает выходить первая газета на чеш­ском языке, возникают чешские театральные труппы.

Один из первых представителей чешской литературы нового времени — Ян Коллар (1793—1852) — певец славянской солидарно­сти, дружбы и братства всех славянских на­родов. В поэме «Дочь Славы» (1824) он описал воображаемое путешествие по славянским зем­лям и историю славян. Героев-славян он поме­стил в рай, а в ад отправил врагов-завоева­телей.

«Эхо чешских песен» (сборник стихотворений по мотивам народной поэзии) написал Ф. Л. Челаковский; ему же принадлежит «Эхо русских песен». Сказки, песни и баллады (сборник «Букет из народных преданий», 1853) создал К. Я. Эрбен. Народно-патриотическими моти­вами проникнуты пьесы И. К. Тыла. Его «Во­лынщик из Стракониц» (1847) — поэтическая сказка о любви к родине — до сих пор не схо­дит со сцен театров, а песня «Где родина моя» из драмы «Фидловачка» стала чешским нацио­нальным гимном.

В начале XIX в. устанавливаются прочные связи чешской культуры с русской. Угнетен­ные славянские народы видели в России вопло­щение силы и величия славян, надежду на осво­бождение.

В 30-е годы XIX в. в чешской литературе проявляются настроения глубокого недовольст­ва существующим миропорядком. Крупнейший поэт чешского романтизма Карел Гинек Маха (1810—1836), проживший короткую, но испол­ненную творческого горения жизнь, в поэме «Май» (1836) воспел протест гордой и одино­кой личности против бесчеловечных устоев общества.

С революцией 1848 г., связано творчество замечательного сатирика Карела Гавличка Боровского (1821—1856). Он воспитывался на патриотической поэзии Коллара, хорошо знал Россию, где год проработал домашним учите­лем, переводил на чешский язык Гоголя. Во время революционных событий 1848 г. Гавличек становится одним из вдохновителей их, издает газету «Народни новины» («Националь­ная газета»). После поражения революции австрийские власти сослали дерзкого писателя. Но и в ссылке, уже тяжело больной, Гавличек не расстался со своим разящим пером. Он на­писал знаменитую поэму «Крещение святого Владимира» (1854). Использовав сюжет из рус­ской истории (крещение Руси), поэт создал на этой основе острейшую сатиру на порядки Ав­стрийской империи.

Божена Немцова (1820—1862) писала о жиз­ни простого народа Чехии. Ее наиболее извест­ное произведение — роман «Бабушка» (1855). Писательнице удалось создать образ простой крестьянки, патриотки, как бы олицетворяю­щей спокойное достоинство, мудрость и чело­веколюбие чешского народа.

Ян Неруда (1834—1891) во второй половине XIX в. блестяще продолжил славные традиции эпохи национального возрождения и своим творчеством открыл новый период в истории чешской литературы — период реализма.

Поэзия Неруды в полном смысле этого слова владела сердцами современников. «Только впе­ред!» — это заглавие одного из последних стихотворений Неруды стало девизом чешских патриотов.

И не случайно современный чилийский поэт Пабло Неруда избрал своим псевдонимом имя чешского поэта-патриота — оно достойно стать символом служения свободе.

В конце XIX в. большой популярностью в чешской литературе пользовался историче­ский роман. Алоис Ирасек (1851—1930) худо­жественно воссоздал героическую и много­страдальную историю чешского народа. Он пересказал поэтические легенды о чешской старине («Старинные чешские сказания»), со­здал циклы романов и пьес о гуситском движе­нии («Против всех», «Ян Гус», «Ян Жижка», «Ян Рогач» и др.), об «эпохе тьмы» («Тьма»), о национальном возрождении («Ф. Л. Век»), о мощных крестьянских восстаниях («Скалаки», «Псоглавцы»). Занимательный сюжет, яркие человеческие характеры, точно выдержанные в духе описываемого времени, сочетаются у Ирасека с верностью исторической правде и патри­отическим пафосом. До сих пор чешские школь­ники знакомятся с родной историей по увлека­тельным романам А. Ирасека.

Идеи национальной независимости вдохнов­ляли и чешскую поэзию конца прошлого века. Сватоплук Чех (1846—1908) в «Песнях раба» (1894) предсказывал близкое восстание угне­тенных чехов, а в сатирической повести «Путе­шествие пана Броучека в XV столетие» (1888) зло высмеял современного пражского буржуа, заботящегося лишь о своем кармане.

На рубеже XIX и XX вв. национально-освободительные идеи получили новое преломление в творчестве Петра Безруча (1867—1958). В«Силезских песнях», которые поэт пополнял новыми стихотворениями в течение почти всей своей долгой жизни, он создал образ рабочего, шах­тера Силезии, стонущего от двойного — нацио­нального и социального — гнета. Безруч писал о невыносимой доле бедняков. Одну из баллад он посвятил сироте Маричке Магдоновой. Ма­ричка хотела набрать хворосту в господском лесу, но ее поймал господский слуга. В отчая­нии она бросилась с кручи в горную реку. Поэт так выразительно рассказал о судьбе несчаст­ной девочки, что читатели полюбили героиню как живого человека и поставили ей памятник.

Но Безруч писал не только о страданиях народа — его стихи звали к борьбе. «Сто лет я молча в шахте гнил», — говорит горняк из сти­хотворения Безруча. Но он верит в час отмще­ния:

Эй, все вы, кто ест хлеб чужой,

Тот день уже не за горами:

Сверкнет огонь из тьмы земной,

Тогда за все сочтемся с вами!

(Перевод М. Павловой.)

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ