.
Меню сайта
|
Чешские писателиЧешские писателиС первых шагов чешская литература формировалась как литература патриотическая, отражавшая волю народа отстоять независимость перед натиском немецких завоевателей, которые издавна стремились подчинить себе богатые чешские земли. Патриотическим духом проникнуты древние летописи-хроники, сказания и легенды. Славные страницы чешской культуры связаны с мощными антифеодальными войнами XV в. Тогда были созданы собрания (конционалы) боевых гимнов гуситов, последователей Яна Гуса в борьбе против жестокого угнетения феодалов, за реформу католической церкви. После поражения в битве на. Белой Горе (1620) Чехия на три столетия подпала под австрийское господство. Чужеземцы насаждали немецкий язык, сжигали книги на чешском языке. Этот мрачный период вошел в историю Чехии как «эпоха тьмы». Но и тогда народ не отрекся от родного языка, от родной литературы. Простые люди в городах и маленьких деревушках, собираясь тайком, читали хранимые в надежных тайниках древние чешские книги и пели гуситские песни. Несмотря на запреты и гонения, продолжали творить и чешские писатели, хотя нередко они вынуждены были покидать родину. Европейскую известность получил замечательный чешский ученый, педагог и писатель Ян Амос Коменский (1592—1670), автор критических картин современных нравов «Лабиринт мира и рай сердца» и ряда педагогических трактатов. В конце XVIII в. в истории чешской культуры начинается эпоха национального возрождения, связанная с развитием новых, буржуазных отношений. Ширится борьба против засилья немецкого языка. Переиздаются произведения древней чешской литературы, начинает выходить первая газета на чешском языке, возникают чешские театральные труппы. Один из первых представителей чешской литературы нового времени — Ян Коллар (1793—1852) — певец славянской солидарности, дружбы и братства всех славянских народов. В поэме «Дочь Славы» (1824) он описал воображаемое путешествие по славянским землям и историю славян. Героев-славян он поместил в рай, а в ад отправил врагов-завоевателей. «Эхо чешских песен» (сборник стихотворений по мотивам народной поэзии) написал Ф. Л. Челаковский; ему же принадлежит «Эхо русских песен». Сказки, песни и баллады (сборник «Букет из народных преданий», 1853) создал К. Я. Эрбен. Народно-патриотическими мотивами проникнуты пьесы И. К. Тыла. Его «Волынщик из Стракониц» (1847) — поэтическая сказка о любви к родине — до сих пор не сходит со сцен театров, а песня «Где родина моя» из драмы «Фидловачка» стала чешским национальным гимном. В начале XIX в. устанавливаются прочные связи чешской культуры с русской. Угнетенные славянские народы видели в России воплощение силы и величия славян, надежду на освобождение. В 30-е годы XIX в. в чешской литературе проявляются настроения глубокого недовольства существующим миропорядком. Крупнейший поэт чешского романтизма Карел Гинек Маха (1810—1836), проживший короткую, но исполненную творческого горения жизнь, в поэме «Май» (1836) воспел протест гордой и одинокой личности против бесчеловечных устоев общества. С революцией 1848 г., связано творчество замечательного сатирика Карела Гавличка Боровского (1821—1856). Он воспитывался на патриотической поэзии Коллара, хорошо знал Россию, где год проработал домашним учителем, переводил на чешский язык Гоголя. Во время революционных событий 1848 г. Гавличек становится одним из вдохновителей их, издает газету «Народни новины» («Национальная газета»). После поражения революции австрийские власти сослали дерзкого писателя. Но и в ссылке, уже тяжело больной, Гавличек не расстался со своим разящим пером. Он написал знаменитую поэму «Крещение святого Владимира» (1854). Использовав сюжет из русской истории (крещение Руси), поэт создал на этой основе острейшую сатиру на порядки Австрийской империи. Божена Немцова (1820—1862) писала о жизни простого народа Чехии. Ее наиболее известное произведение — роман «Бабушка» (1855). Писательнице удалось создать образ простой крестьянки, патриотки, как бы олицетворяющей спокойное достоинство, мудрость и человеколюбие чешского народа. Ян Неруда (1834—1891) во второй половине XIX в. блестяще продолжил славные традиции эпохи национального возрождения и своим творчеством открыл новый период в истории чешской литературы — период реализма. Поэзия Неруды в полном смысле этого слова владела сердцами современников. «Только вперед!» — это заглавие одного из последних стихотворений Неруды стало девизом чешских патриотов. И не случайно современный чилийский поэт Пабло Неруда избрал своим псевдонимом имя чешского поэта-патриота — оно достойно стать символом служения свободе. В конце XIX в. большой популярностью в чешской литературе пользовался исторический роман. Алоис Ирасек (1851—1930) художественно воссоздал героическую и многострадальную историю чешского народа. Он пересказал поэтические легенды о чешской старине («Старинные чешские сказания»), создал циклы романов и пьес о гуситском движении («Против всех», «Ян Гус», «Ян Жижка», «Ян Рогач» и др.), об «эпохе тьмы» («Тьма»), о национальном возрождении («Ф. Л. Век»), о мощных крестьянских восстаниях («Скалаки», «Псоглавцы»). Занимательный сюжет, яркие человеческие характеры, точно выдержанные в духе описываемого времени, сочетаются у Ирасека с верностью исторической правде и патриотическим пафосом. До сих пор чешские школьники знакомятся с родной историей по увлекательным романам А. Ирасека. Идеи национальной независимости вдохновляли и чешскую поэзию конца прошлого века. Сватоплук Чех (1846—1908) в «Песнях раба» (1894) предсказывал близкое восстание угнетенных чехов, а в сатирической повести «Путешествие пана Броучека в XV столетие» (1888) зло высмеял современного пражского буржуа, заботящегося лишь о своем кармане. На рубеже XIX и XX вв. национально-освободительные идеи получили новое преломление в творчестве Петра Безруча (1867—1958). В«Силезских песнях», которые поэт пополнял новыми стихотворениями в течение почти всей своей долгой жизни, он создал образ рабочего, шахтера Силезии, стонущего от двойного — национального и социального — гнета. Безруч писал о невыносимой доле бедняков. Одну из баллад он посвятил сироте Маричке Магдоновой. Маричка хотела набрать хворосту в господском лесу, но ее поймал господский слуга. В отчаянии она бросилась с кручи в горную реку. Поэт так выразительно рассказал о судьбе несчастной девочки, что читатели полюбили героиню как живого человека и поставили ей памятник. Но Безруч писал не только о страданиях народа — его стихи звали к борьбе. «Сто лет я молча в шахте гнил», — говорит горняк из стихотворения Безруча. Но он верит в час отмщения: Эй, все вы, кто ест хлеб чужой, Тот день уже не за горами: Сверкнет огонь из тьмы земной, Тогда за все сочтемся с вами! (Перевод М. Павловой.) |
ПОИСК
Block title
|