.
Меню сайта
|
Юлиуш СловацкийЮлиуш Словацкий(1809—1849) Крупнейшим из соратников и преемников Мицкевича стал замечательный лирик и драматург, ' пламенный демократ Юлиуш Словацкий. Известность завоевал он революционными стихами 1830—1831 гг. Вместе со многими сверстниками оставшиеся годы жизни провел в эмиграции на чужбине. Время было трудное и тревожное. Национальное единение оказалось неосуществимым. Одни вели подпольную агитацию, шли на каторгу и в казематы, бедствовали в изгнании; другие предавали интересы родины и выслуживались перед захватчиками, наживали богатства и получали чины. В эмиграции шли ожесточенные споры между аристократической и демократической партиями. Требовала осмысления неудача восстания 1830 г., не поддержанного народными массами. Нужна была программа — социальная, демократическая, ибо вне революции перспектив для польской нации не было. Все это отразила романтическая литература с ее резкими контрастами и конфликтами, противопоставлением великого и трагического эгоистичному и мелкому, с верностью патриотическому делу, с поисками новых больших идей, подчас с заблуждениями. Она металась между надеждой и отчаянием, была устремлена в будущее, от которого ждали революции и свободы. Таково и творчество Словацкого. Он создал романтический театр. Драма «Кордиан» (1834), сочетавшая фантастическое и реальное, говорила о трагизме века, печальной доле угнетенного народа и о судьбе современника, патриота-заговорщика, романтика, благородного, но слабого своим одиночеством, нерешительностью. В любимом создании Словацкого — сказочной, удивительно поэтичной «Балладине» (1839) — народно-песенный сюжет о сестре-завистнице развернулся в рассказ о неутолимом честолюбии, которое ведет героиню к кровавым преступлениям. Самая прославленная и оригинальная его поэма — «Беневский» (1841). Бесчисленные приключения своего героя, разорившегося молодого шляхтича, задорного рубаки, участника бурных событий, происходивших накануне разделов Польши, поэт использовал не только для того, чтобы создать картину минувшего, но и выразить свое отношение к современности. В бесчисленных лирических отступлениях Словацкий излагал свои взгляды на поэзию, спорил со своими литературными недругами и соперниками, клеймил врагов Польши. Поэма эта осталась незаконченной, так же как и труд последних лет жизни Словацкого — поэма «Король-Дух». В ней он хотел изложить в поэтической форме историю Польши и свои философские взгляды, не свободные от влияния мистицизма. Самой заветной мечтой Словацкого было увидеть свой народ вновь поднявшимся на революционную борьбу, завоевавшим свободу. Он завещал своим соотечественникам: Заклинаю живых: пусть надежд не теряют, Пред народом несут просвещения факел; Если ж надо — на смерть чередой пусть шагают. Погибая со славой в жестокой атаке. («Мое завещание», перевод Н. Асеева.) Но годы шли, тщетное ожидание избавительной бури становилось все более трудным и мучительным. Лишь незадолго до смерти перед Словацким, уже неизлечимо больным, на короткое время блеснула надежда освободительной революции, «весны народов». Но и краковское восстание 1848 г., и польское освободительное движение 1848 г. на территориях, захваченных Пруссией, потерпели тяжелое поражение. |
ПОИСК
Block title
|